О БАЛЕТЕ. 100 ЛЕТ НАЗАД. — Балет 24

О БАЛЕТЕ. 100 ЛЕТ НАЗАД.

Статья из газеты "Обозрение театров", 3 апреля 1918 г.

 

В театрах теперь преобладает демократическая простая публика. Интересно отметить, какой род представления ей всего больше нравится.

И вот оказывается, что публика эта проявляет повышенный интерес к балету. Балетные спектакли в Мариинском театре (народные и обыкновенные) привлекают значительное количество рабочих и солдат и сопровождаются шумным успехом. Демократическая публика очень ценит и отдельные балетные номера в операх. Бывает даже так, что отлично исполненная знаменитым артистом ария вызывает восторг довольно жидкий, а кое-как станцованная вслед затем плохими исполнителями цыганская пляска вызывает бурю аплодисментов и радостных криков.

Не значит ли это, что балет является не только вполне допустимым в народном театре, но и необходимым и вполне естественным там родом зрелищ?

Прежде думали, что балет – искусство утонченное, искусство на знатока, и что простой человек не поймет и не оценит сложных балетных тонкостей, пуантов, тур-де-бра, пиччикато и проч. Балетоманы ставили балет на кульминационную точку искусства и заявляли, что тут не только простой зритель, но и утонченный интеллигент ничего по настоящему не поймет, и что для оценки балета необходимо пройти строжайшую школу балетоманства от юности и до старости.

И что же оказывается. Простой зритель, не подготовленный никакими школами балетоманства, оценил балет паче всего. В турах и пуантах он не разбирается и ничего не понимает, но валом валит в балет, смотрит его с величайшим удовольствием и приходит в восторг.

 
Иван Владимиров. В театре. Царская Ложа. 1918 г.

Балетоман тут ничего не скажет и с оскорбленным видом разведет руками, но мы, не балетоманы, можем вывести оттуда кое-какие реальные заключения:

Балет в частности достиг, быть может, своего зенита, но, как отдельный род искусства, он, несомненно, стоит на самой нижней ступени, а потому так понятен самому примитивному зрителю.

Ведь с балета и началось искусство. Ведь начало театру положили танцы, соединённые с мимикой и религиозными обрядами. Танцы и мимика были всего доступнее и понятнее первобытному зрителю. Быть может, понятнее слов, смысл которых надо еще уловить и продумать, тогда как игра тела и движений вся на виду и непосредственно действует на органы восприятия. И, несомненно, понятнее и доступнее музыки.

И вот балет прошел путь тысячелетий, изменяя и совершенствуя лишь свою техническую и показную сторону, но оставаясь не тронутым с древности в своем первобытном естестве. И теперь, в двадцатом веке, он оказывается наиболее доступным зрелищем для современного первобытного зрителя, для массы, для толпы.

Это обстоятельство должно заинтересовать деятелей народного театра. Народный театр отнюдь не должен чуждаться балета и пантомимы, но должен ставить их на первое место. Ибо это вовсе не искусство для «сытого буржуа» или пресыщенного эстета. Опыт показал, что это искусство именно для зрителя, еще недостаточно подготовленного к восприятию сложных художественных впечатлений.

Н-ъ (Б. Никонов), «Обозрение театров», 3 апреля 1918 г.

 

 

источник https://vk.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *