НЕБАЛЕТНЫЕ: ОГЮСТ РОДЕН — Балет 24

НЕБАЛЕТНЫЕ: ОГЮСТ РОДЕН

Роден называл себя «учеником жизни» и отвергал в своих работах академизм и статичность. Его ранняя скульптура, мраморный бюст под названием «Человек со сломанным носом» – уже своего рода бунт, восхищение природой, которой свойственны изъяны. В начале своей карьеры Роден изучал античную скульптуру по экспонатам в Лувре, увлекался итальянскими мастерами Возрождения, а после интерпретировал знаменитые образы по своему, в естественных и, как результат, более разнообразных позах.

Период увлечения танцем стал для Родена очень плодотворным. В 1903 году скульптору позировала акробатка Альда Морено в своей фирменной позе, касаясь ногой макушки. С тех пор Огюст Роден начал активно исследовать возможности и пластику человеческого тела. В этом ему помогли друзья – авангардистки Лой ФуллерАйседора ДунканРут Сен-Дени, стоявшие у истоков танца модерн. Они позировали ему, знакомили с коллегами и богемой – Фуллер, например, впервые показала работы Родена в США. В отличие от своего современника Эдгара Дега, Огюст Роден не увлекался театральностью. Его интересовало отношение тела и пространства, воздействие гравитации, напряжение, которое возникает в мышцах, когда человек замирает в позе, и то, как он распределяет свой вес.

В период увлечения свободным танцем скульптор оставил множество скетчей. На одних из самых известных изображена Айседора Дункан. В день их знакомства скульптор провел экскурсию для танцовщицы в своей мастерской, после чего они поехали в студию Дункан, где Айседора исполнила ему свой новый танец в греческом хитоне. «Мое паломничество к Родену, – писала Айседора в своей автобиографии, – напоминало посещение бога Пана Психеей, с той только разницей, что я хотела узнать дорогу к Аполлону, а не к Эросу». Однако у Родена на этот счет оказались другие планы. По словам танцовщицы, он начал приставать к ней, и она была вынуждена его прогнать.

Другая серия знаменитых скетчей Родена связана с визитом в Париж короля Камбоджи и его придворного балета. На первый официальный прием скульптора не пустили, так как они пришел без галстука. Роден увидел труппу лишь спустя несколько дней, на общем представлении в Булонском лесу, и так впечатлился, что следовал за артистами в течение их гастролей. За время их совместного путешествия Роден успел создать около 150 скетчей. Причем его все также интересовала пластика, а не экзотичность танцовщиков. Позже артисты камбоджийского балета говорили, что Роден запечатлел многие движения незаконченными, между поз, а иногда и не совсем правильными. Его искусство казалось им странным и неэстетичным.

Роден был среди тех, кто поддержал скандальную премьеру Вацлава Нижинского«Послеполуденный отдых фавна». Когда труппа Дягилева прибыла в Париж, он посетил репетицию, а позже пригласил Нижинского позировать ему. Сторонники импресарио воспользовались моментом и, как пишет автор биографии Дягилева Шенг Схейен, втянули 70-летнего Родена в скандал. Чтобы поддержать новаторский балет Нижинского, они выпустили от имени скульптора хвалебную статью в газете «Le Matin». И когда редакторы других изданий пришли к Родену за комментариями, выяснилось, что он не имеет никакого отношения к публикации. При этом скульптор сказал: «…не желаю отказываться ни от одного слова статьи, подписанной моим именем». Эта история оставила миру скульптуру и незаконченный бюст Нижинского, которых отлили в бронзе уже после смерти Родена.

Его самая интересная работа того периода – серия «Движения танца» 1911 года, в которой Роден новаторски подошел не только к скульптуре, но и к самому танцу. Он слепил из глины множество миниатюрных частей человеческого тела – голеней, бедер, корпусов, шей, голов, рук и т.д. – а потом произвольно соединял их между собой. Получалась не просто скульптура, а своего рода хореография: Роден изобретал движения, которых еще не пробовали в танце, и показывал, на что способно человеческое тело.

Спустя десятилетия Огюст Роден получил обратную связь. «Он серьезно повлиял на мой словарь движений», – говорил о скульпторе британский хореограф Рассел Малифант. В 2012 году он создал постановку на стыке современного танца и хип-хопа под названием The Rodin Project. Вдохновение хореограф черпал в Музее Родена в Париже и старался не столько подражать произведениям, сколько использовать стиль их пластики. Отсюда и хип-хоп: он передает массивность и «заземленность» скульптур Огюста.

Еще раньше к работам Родена обращался советский балетмейстер Леонид Якобсон. Его цикл «Роден» включает 7 миниатюр, в которых знаменитые скульптуры словно оживают и танцуют о любви. Знаменитый балет Бориса Эйфмана «Роден» – это еще одна история о теле и творчестве, но уже в рамках биографии легендарного француза: здесь раскрывается его история с ученицей и возлюбленной Камиллой Клодель. Аналогичный лейтмотив использовала в своей работе для Марсельского национального балета Мари-Клод Пьетрагала. Но в своей постановке хореограф сделала акцент на личности Камиллы, назвав балет в честь ее работы – статуэтки «Шакунтала», изображающей двух влюбленных.

 

 

Полина Булат

источник http://balletristic.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *