13 апреля — Балет 24

13 апреля

Родился Тьерри Маланден - французский танцовщик и хореограф, кавалер почетного Ордена искусств и литературы Франции.

Художественный руководитель труппы «Балет Биарриц», Маланден поставил свыше 75 балетов, номинировался на несколько влиятельных международных премий, в том числе "Бенуа танца".

Маланден танцевал пять лет в балете Реннской оперы и именно в Ренне начал заниматься сочинением хореографии – поначалу для танцовщиков, которые принимали участие в конкурсах и побеждали с его номерами. Одновременно он брал уроки живописи, задумываясь о карьере сценографа, но балетмейстер в нем победил художника. Когда Маландену исполнилось 26 лет, он создал свою труппу в Нанси – в 1986 году, во время бума современного танца. Но сам Тьерри остался верен классике и именно ее сделал главным языком своих балетных постановок. Его идеалом является эпоха начала XX века, с ее революциями в области вкуса и танца:

"Нет другой такой эпохи, где бы так плодотворно сотрудничали хореограф, композитор и художник. Все, кто вышел из той среды, стали основателями новых направлений, сами стали эпохой - Кокто, Лифарь, Нижинские, Пикассо, Пети... А я, с одной стороны, люблю историю танца и постоянно к ней обращаюсь, с другой же, как театральный человек, делаю свои спектакли, где сохраняю важные символы тех постановок, но обыгрываю их в современном контексте".


Состоялась премьера балета "Онегин", балетмейстер Дж. Кранко,  Штутгартский балет, 1965 г.

Сперва Кранко предложил новый балет для премьеры Королевскому балету Англии, но получил отказ, мотивированный перенасыщенностью репертуара главной балетной сцены туманного Альбиона. Тогда он поставил спектакль в Штутгарте, затем постановка была триумфально перенесена в Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Письмо Татьяны Онегину, бал в деревенском доме, дуэль, сцены светской жизни Петербурга – все эти знакомые с детства эпизоды пушкинского романа в стихах, переданные языком танца, - "Онегин" стал подлинным шедевром хореографии Джона Кранко. О сути постановки Кранко рассказывал в интервью: "даже по замыслу Пушкина, семантика романа хорошо выстроена хореографически с помощью трех разных танцевальных стилей: первый акт — танец молодых крестьян, второй — именины в дворянском поместье, третий — элегантный санкт-петербургский бал. И, подобно нити, ведущий путника через лабиринт, через весь балет проходят главные персонажи — солисты со своими судьбами и бедами».


Состоялась премьера балета "Драгоценности" ("Jewels") балетмейстера Дж. Баланчина, "Нью-Йорк сити балле", "Стейт тиэтр", Нью-Йорк, (1967 г).

Сам балетмейстер полушутя рассказывал, что  Натан Мильшейн, приятель и великий скрипач, однажды познакомил Баланчина с ювелиром Клодом Арпельсом, и как он, восхитился его коллекцией «потрясающих камней», и решил непременно поставить балет «про камни» (точнее, балет в костюмах, украшенных изумрудами, рубинами и бриллиантами, на музыку Форе, Стравинского и Чайковского). И невинно добавлял: «Я ведь грузин, я люблю красоту!» 

Американский исследователь Тим Шолл так характеризовал спектакль: "Драгоценности", минуя аспект отношений тела и пространства, смотрели как бы выше — в пространство, апеллировали к атмосфере. Их настроение завораживало. В заключительном акте какого-нибудь балета Петипа всегда есть национальные танцы, которые исполняли, к примеру, гости на свадьбе. Вместо неизбежных венгерских, испанских и цыганских плясок Петипа, Баланчин представляет в своем дивертисменте три ясно артикулированных эпохи истории балета: балет французского романтизма, свой собственный американизированный джаз-балет, а в финале — еще и большой стиль Мариуса Петипа и Императорского балета. Следуя стандартной практике City Ballet, Баланчин ставит „сложную" музыку XX века в середину программы: подобный порядок резко контрастирует с грандиозным финалом, в котором Петипа и Полонез».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *