TOP-5 БАЛЕТНЫХ РЕКОНСТРУКЦИЙ — Балет 24

TOP-5 БАЛЕТНЫХ РЕКОНСТРУКЦИЙ

Попытки реконструкции старинных балетов, опирающиеся на традиции театра, редкие записи, находки старинных костюмов и декораций - тема завораживающая и спорная. "Мы же реставрируем старинные картины" - говорят сторонники. "Как можно воссоздать хореографию, если даже внешний вид современных танцоров, их техника и физические данные совершенно отличаются от того, что делали раньше?" - вопрошают другие. Наш TOP-5 - попытка прикоснуться к теме восстановленных балетов, и просто посмотреть на них, не вдаваясь в дискуссии.

"Дочь фараона" Пьера Лакотта, поставленная в Большом театре в 2000 году. Масштабная постановка хотя и была "по мотивам балета Мариуса Петипа", но базировалась на забытых принципах старинных балетов, заботливо обработанных знатоком французского балета.

Написав новую редакцию либретто и восстановив пару вариаций Петипа, он остальное досочинил сам, сделав это в духе старинной французской классики. Да к тому же еще самолично нарисовал эскизы костюмов и декораций. И хотя в "Большом театре" постановка не имела особого успеха, она дала возможность блеснуть техникой многим звездам Большого: Сергею Филину, Николаю Цискаридзе, Марии Александровой, Светлане Захаровой.

 

Балет "Коппелия": реконструкция Сергея Вихарева для Новосибирского театра Оперы и Балета и Большого театра. Для своей реконструкции Сергей Вихарев выбрал версию 1894 года – Мариуса Петипа и Энрико Чекетти. Спектакль получил императорский размах - камерная сказка про влюбленных и злого ученого-алхимика, мечтающего оживить свои автоматоны, кончалась грандиозным третьим актом с полным парадом всех атрибутов государственного процветания и человеческих добродетелей. Была сделана реконструкция костюмов в духе 19 века, с турнюрами сзади и жесткими корсетами.  Новосибирский спектакль, восстановленный в 2001 году, получил получил "Золотую маску"

 


"Наяда и рыбак" - еще один балет номинант Золотой маски, был реконструирован

в Екатеринбурге балетмейстером Юрием Бурлакой.  Впервые балет был поставлен балетмейстером Жюлем Перро в Лондоне в 1843 году, затем перенесен в Петербург. Там в 1892 году его возобновил Мариус Петипа, а в 1903-м вернул на сцену Александр Ширяев, полностью заменив хореографический текст. Именно версию Ширяева и удалось восстановить  - у балетмейстера была привычка зарисовывать балеты покадрово - отсюда высокая степень достоверности новой постановки, плюс невероятные знания самого постановщика - Юрия Бурлаки, специализирующегося на хореографии конца 19 века.
 


"Мерлезонский балет" - знакомый всем по цитате из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» - на самом деле реальный балет времен короля Франции Людовика XIII, поставленный им самим в 16 актах. Балет имел подзаголовок - «Балет об охоте на дроздов».

Мерлезонский балет исполнялся 15 марта 1635 года в замке Шантийи и 17 марта в аббатстве Ройомон. Людовик исполнил в балете две небольшие роли: торговки приманками (в 3-м акте) и крестьянина (в 13-м акте).

В 1967 году французские музыканты записали реконструкцию 11 музыкальных тем к балету, исполнив их на старинных инструментах. Однако реконструкция самого балета была предпринята намного позже - в 2011 году, компанией «Блеск муз» (фр. L’Eclat des Muses),  и хореографом Кристин Бейль.

Яркое барочное представление переносит нас в эпоху, когда короли танцевали, а мушкетеры охотились за подвесками.



Еще одна реконструкция Сергея Вихарева - на сей раз сделанная со всем мастерством Мариинского театра. Вихарев взялся за расшифровку записи «Спящей» сделанной в  1903–1907 годах режиссером Мариинского театра Николаем Сергеевым по «системе Степанова».

Спектакль тоже подвергся беспощадной критике - оставив в финале вариацию принца Дезире в хореографии Сергеева, Вихарев убрал остальные блестящие находки, вернув сочинение Петипа к местами скучной пантомиме, принятой в театрах "до эпохи исторического материализма". "За что же ей отдано первое место?" - спросите вы. Именно за то, что она породила множество споров, заставила осмыслить современные требования к хореографии и саму возможность аутентичного воспроизведения балетных текстов прошлого.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *