«ДАМА С КАМЕЛИЯМИ». БОЛЬШОЙ В НОВОСИБИРСКЕ. — Балет 24

«ДАМА С КАМЕЛИЯМИ». БОЛЬШОЙ В НОВОСИБИРСКЕ.

В Новосибирске прошли гастроли "Большого театра" в рамках V Транссибирского арт-фестиваля. Два вечера в нашем Оперном давали "Даму с камелиями" Джона Ноймайера.

Возможно ошибаюсь, но, мне кажется, это вообще первый случай, когда на новосибирской сцене шел Ноймайер. Между тем, этот хореограф только что потряс москвичей своей "Карениной". А "Дама" - вещь давняя, обкатанная и в целом мне интересная, по большой любви с французской романтической литературой. Познакомится с новой хореографией хотелось "хоть чучелком, хоть тушкой". Договариваться с личной жабой пришлось и по другой причине - на два спектакля были заявлены два разных состава. Точнее - совершенно разные солисты: Светлана Захарова (спасибо Вадиму Репину, что женился на этой прекрасной женщине и привез ее в Новосибирск) с Денисом Родькиным 12 апреля, и "племя молодое", но уже прославленное - Ольга Смирнова и Артем Овчаренко - в пятницу, 13.
Выбрать между решительно прекрасным Денисом и безукоризненной Светланой, и актерски одаренным Артемом и покорившей еще в "Большом балете" Ольгой было невозможно. Купила билеты и туда, и туда.
И, словно попала на два совершенно разных спектакля.

Тут придется сказать пару слов о сюжете балета: к классической истории Маргариты Готье и юного Армана, Джон изящно добавил "историю в истории" - роман о Манон Леско, чей образ предстает перед Маргаритой сперва на сцене в виде театрального представления, а потом в фантазиях. Манон - безупречная куртизанка, ей нравится пленять мужчин и получать от них плату за удовольствия. Она постепенно доводит до краха своего возлюбленного кавалера де Грийе. История Маргариты - ее противоположность. Ей приходится отказаться от любви, ради будущего Армана. Объединяет девушек не только способ заработка, но и смерть в конце романа.
Ноймайер играет этими двумя историями, подчеркивая разницу и сходство.
Манон задает правила игры, с которой Маргарите можно соглашаться, а можно не соглашаться.
То, что выберет для своей героини исполнительница главной роли, будет влиять на все восприятие балета. И, поверьте, очень влияет.

История первая: Маргарита - Светлана Захарова, Арман - Денис Родькин.

Куртизанка Маргарита смертельно больна чахоткой. Ее цель - любой ценой продлить свою жизнь, цепляясь за минутные удовольствия. Потому что смерть уже настигает молодую и красивую женщину. Она в театре с поклонниками, ее ждет шумная вечеринка, на сцене - история Манон, которая говорит - бери больше, бери сколько можешь. И в этот момент к ней бросается пылкий, хрупкий, эгоистичный мальчик - Арман. Красивый настолько, что нельзя не влюбиться и не потерять голову.
Танец Захаровой - это танец бабочки, летящей на огонек свечи. Даже то, как она подбирает юбку, в момент поддержки - дорогой - я сделаю для тебя все, только будь моим, без тебя я умру. Танец точный и напряженный, как будто Маргарита ступает по канату и отчаянно должна удерживать равновесие. Лицо героини холодно и взгляд погружен во внутрь. Там, в глубине - душа, которая, как оказалось, любит и сильно чувствует, и смерть не страшна, потому что ее нет. Или есть - понимает Маргарита в момент, когда отец Армана требует у нее отречься от этой связи. Дальше дело за малым - принести себя в жертву, изменить, вынести оскорбление такого дивного, такого прекрасного юноши. Расстаться с ним и умереть.

Высокий нерв Захаровой заставляет дрогнуть весь зал. Сила трагедии, когда душа ушла, и уже не важно, что произойдет с бренным телом, буквально электризует воздух. Очень сложно уследить, что происходит в других эпизодах, они лишь дают героям передышку, чтобы их красивая и недолговечная любовь продлилась еще немножко, и еще, и еще. Чтобы дать им несколько эпизодов встреч, секса, ревности и отчаяния. И Арман - он вспыльчив, ослеплен гордостью и отсутствием опыта, ему нравится обладать красивой женщиной, быть властителем ее сердца, но он не простит ей измены и унижения, и прозреет слишком поздно - когда ничего уже не вернешь.

По-моему, самое сложное в "Даме с камелиями" для танцоров - держать статичные позы. Их много, очень много - вот человек танцевал - а вот он только немая замершая декорация. Словно скорбная статуя на могиле. Словно фотография из далекого прошлого, на которой уже никто не знает, кто был снят. И пока кто-то ведет свою партию - остальные замирают и еле дышат. А затем снова оживают, смешиваются в общем вихре танца и опять замирают. И все это под дивную музыку Шопена, которая сама по себе возносит душу куда-то в неведомую ранее высь. Ах, как играли на рояле Алексей Мелентьев и Петр Чухнов. Как подчеркивали весь трагизм рассказанной истории!
И зал рыдал от восторга и катарсиса! И разрывался в овациях, потому что давно не видел такого сильного, такого захватывающего балета с красивыми и хрупкими персонажами.

История вторая: Маргарита - Ольга Смирнова, Арман - Артем Овчаренко.

Маргарита совсем другая - живая, чувственная, царственная. Она далека от трагедий - ей нравится заигрывать и очаровывать. Молодой Арман трогает ее пылкостью, неопытностью, настойчивостью. Она долго взвешивает - отдаться ли ему, потом отдается и понимает - что вот оно - простое счастье: уют, близость двух людей, тот мир - который она еще не знала, в котором спокойно и тепло, и, наверное, смерть не сможет зайти в него. Там где свет и радость ей будет нет места.
И Арман тоже другой - он заботится, он согревает. Он точен в движениях и поддержках, аккуратен с партнершей - и это тоже переливается в восприятие его персонажа.
Главное, у Артема Овчаренко, как и у Ольги - огромная палитра эмоций - от неуверенности он переходит к настойчивости, от юной непосредственности - к мужественности и взрослости. Интересно проживать с их героями их маленький роман - как они встречаются, влюбляются, сливаются вместе. Как в их мире все становится ярко и весело - парижские балы, где танцует Маргарита, зная, что ночью ее ждут ласки и объятия Армана; дачные развлечения, когда можно никого не стесняясь, приблизиться друг к другу, дурачится, смеяться, разгонять подушками шумных и непристойных друзей. И тревожный призрак Манон - ты сошла с ума, не живи одним днем, вернись к ремеслу, люби за деньги - так и только так мы существуем. Маргарита идет ему наперекор.

Сколько других персонажей, красок, возникает в этот момент вокруг главных героев. Самоотверженная и слегка комичная камеристка Маргариты - Анастасия Винокур, надоедливый поклонник - граф Н - Вячеслав Лопатин, легкая и изящная Прюданс - Виктория Литвинова, чувственная пара Манон и де Грийе - Мария Виноградова и Руслан Скворцов. Как, должно быть, развлекался Ноймайер, придумывая движения и танцы для этого многолюдного собрания. А еще Олимпия - соперница Маргариты, которая будет стараться отбить Армана - Дарья Хохлова премило изображала бессердечную кокетку.
Где, где они были вчера? Точно были, стояли, танцевали на сцене - но их закрывала страшная сила отчаяния героини Светланы Захаровой. И только нескольким, особо эмоциональным моментам, удалось запечатлеться в памяти помимо нее.

Но вот напряжение возрастает - спектакль подходит к моменту разлуки героев.
Арман-Овчаренко раздваивается в чувствах героя - вот она - бывшая возлюбленная,изменившая с другим, но по прежнему любимая и желанная: отомстить? Постараться вернуть? Его герой то сбивается с шага, то выпрямляется и с гордостью демонстрирует силу и волю.

Месть ему совершенно не сладка, и он принимает извинения Маргариты, пытается вновь обрести свою целостность подле нее. А она, вспомнив клятву, данную его отцу, снова исчезает в отчаянии, чтобы больше уже не переступить черту и мучительно умирает, отстранившись от прошлого, с мыслью о возлюбленном и с грезами о Манон Леско - умереть, как умерла та, оставить, наконец, этот мир, и уйти в другой, где влюбленных не разлучают отцы и мнение света.
Совсем другая, земная и нежная история. Другая женщина, другая балерина, другой, и вроде бы точно такой же, финал.
Второй спектакль был аккуратнее в исполнении, ближе, как мне показалось, к режиссерскому замыслу Ноймайера, дал время и возможность насладиться техникой каждого танцора.

Словом - оба вечера были удивительны и прекрасны. Первый - проникновенностью драмы и яркой индивидуальностью двух солистов. Второй - актерским мастерством Артема и Ольги, и техническим разнообразием всей труппы Большого.
И, конечно, стоило смотреть оба вечера и оба спектакля - чтобы надолго оставить в памяти визит главного театра страны.

НАТАЛЬЯ ХАРСА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *