ПРИЗРАК ОПЕРЫ. ВАЖНЕЙШИМ ИЗ ИСКУССТВ В НОВОСИБИРСКЕ СТАЛ БАЛЕТ — Балет 24

ПРИЗРАК ОПЕРЫ. ВАЖНЕЙШИМ ИЗ ИСКУССТВ В НОВОСИБИРСКЕ СТАЛ БАЛЕТ

Руководство Новосибирского театра оперы и балета разъяснило серьезное изменение своей репертуарной политики, в результате которой резко сократилось количество оперных спектаклей. Новый тренд взволновал местную общественность, представители которой обратили внимание на то, что в мае нынешнего года НОВАТ на своей большой сцене собирается показать всего лишь одну оперу. Приписав авторство новой тенденции бывшему гендиректору театра, а ныне – художественному руководителю Владимиру Кехману, наблюдатели уже иронично предложили переименовать учреждение культуры в «театр балета и оперы».

Выступая 17 апреля на брифинге после состоявшейся в концертном зале премьеры оперы Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь», генеральный директор театра Ара Карапетян сообщил, что снижение доли оперных спектаклей объясняется чисто экономическими причинами, ставшими следствием того, что жителей полуторамиллионного Новосибирска на порядок больше интересует балет, чем опера. В то же время он пообещал, что в ближайшее время театр собирается осуществить постановку оперы, входящей в двадцатку самых популярных произведений этого жанра, а для особых ценителей НОВАТ уже подготовил серию «полуконцертных» спектаклей по одноактным творениям Римского-Корсакова, Бартока и Рахманинова.

«Мы не можем работать на пустой зал, — заявил генеральный директор НОВАТа Ара Карапетян — Но мои наблюдения показывают, что в Новосибирске оперные спектакли пока не любят».

Ара Карапетян подчеркнул, что специально пытался изучить проблему, связанную с тем, что билеты на оперные спектакли раскупаются значительно хуже, чем на балет. «Я пытался понять, может, плохо поют артисты, или идут плохие спектакли? — отметил Карапетян. — Но оказалось, что это не так».

О том, что в Новосибирском театре оперы и балета наблюдается дисбаланс двух основных жанров академического искусства, заговорили некоторое время спустя после того, как гендиректором театра стал Владимир Кехман. Первым, кто публично об этом заявил, стала проректор Новосибирского театрального института Ирина Яськевич, выступавшая в феврале 2016 года на общественных слушаниях по проблемам театра, прошедших под эгидой Общественной палаты региона. Тогда Владимир Кехман обвинения отверг, заявив, что Россия — не Италия, а заполняемость оперных спектаклей в Новосибирске находится ниже 50 процентов. «Все-таки опера — это элитное искусство, — сказал тогда Кехман, — а балет должен быть красивый и глупый». Но заверил, что в новосибирском театре баланс балета и оперы будет примерно 65 на 35 процентов".

Такое соотношение в Новосибирском академическом театре наблюдалось до конца прошлого года. Но в 2018 году наблюдатели заметили сокращение доли оперных спектаклей, не считая того, что часть из них впоследствии была заменена на балеты или концерты. Особенно резко их количество стало сокращаться во втором квартале, а дна замеченное падение достигло в мае, когда в репертуаре стоит лишь один оперный спектакль (не считая премьеры оперы Бартока «Замок герцога Синяя борода» в концертном зале). Уже подсчитано, что в последние три месяца сезона балетная труппа фактически оккупирует большую сцену НОВАТа, где представит 84 процента всех спектаклей. Новый тренд стал предметом шуток, а остряки предлагают переименовать Новосибирский театр оперы и балета в «театр балета и оперы».

Молва приписывает авторство новой маркетинговой политики Владимиру Кехману, который в настоящее время занимает пост художественного руководителя. Она основывается на слухах о том, что он уже встречался с оперной труппой, где признался в том, что руководство не может преодолеть тенденцию падения сборов от оперных спектаклей, но вроде бы рассчитывает изменить ситуацию, активизировав концертную деятельность солистов оперы, а также внедрением на сцену более легкого жанра — оперетты.

Наблюдатели гадают, что в действительности стало причиной падения сборов от оперных спектаклей. Одни объясняют это падением уровня рекламы, где «наружка» «Оперная весна» уже не кажется потенциальным зрителям такой притягательной, а телевизионная, сопровождаемая монотонным голосом, выглядит просто скучной. Другие считают, что у любителей оперы накопилась некая усталость от того, что главным постановщиком опер стал главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев, из-за чего шутники стали называть НОВАТ «театром одного режиссера». Третьи считают, что поклонников оперного жанра всегда было немного, а всплеск посещений новых постановок, которые были сделаны в первые два сезона работы Владимира Кехмана, считают исключением.

Как заявил Ара Карапетян, уменьшение количества оперных спектаклей объясняется исключительно экономическими мотивами. «Все это постановочное хозяйство стоит огромных денег, — отметил гендиректор театра. — Необходимо содержать и окупать огромное хозяйство, где работает 750 человек».

Кроме того, генеральный директор театра считает, что реально популярных оперных произведений, которые могли бы заинтересовать публику, существует не так много. «Подсчитано, что из более пяти тысяч опер, когда-либо поставленных в мире, по-настоящему популярными считаются около сорока, — отметил Ара Карапетян — Люди могут не ценить настоящие шедевры. Им интереснее поплакать на „Травиате“ или „Богеме“, и этот набор популярных произведений везде одинаковый».

В то же время Ара Карапетян заверил, что в обозримом будущем театр ждут серьезные оперные постановки. Тем более, что это является основной задачей любого академического театра. «Сейчас у нас в планах стоит постановка оперы, которая входит в двадцатку популярных произведений этого жанра, — пояснил гендиректор. — Но пока придется довольствоваться отдушиной — новым залом имени Зака, который мы рассматриваем как просветительскую площадку, где пока будут ставиться небольшие шедевры великих композиторов».

Эдуард Парле

 

источник http://tayga.info/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *