С пеленок на пуанты: как в Томске можно стать балериной — Балет 24

С пеленок на пуанты: как в Томске можно стать балериной

Русский балет всегда считался одним из лучших. И сегодня это искусство активно продолжает развиваться: желающих танцевать на пуантах с годами меньше не становится. Но за красивой пачкой и грациозными движениями скрывается и другая сторона: нужно вложить немало усилий, чтобы стать артистом балета — посветить этому свою жизнь практически с пеленок.

Получить балетное образование в Томской области сегодня нельзя. Ближайшие хореографические училища есть в Новосибирске и Красноярске. Туда принимают ребятишек после четвертого класса, обучение идет почти восемь лет. На выходе вы станете полноценным артистом балета. Как правило, до поступления в училище девочки и мальчики с трех-пяти лет занимаются в хореографических школах, где получают базовые знания о классическом танце и физическую подготовку, в том числе растяжку.

В балет с малых лет

Танцевальные кружки и хореографические школы в Томске найти можно. Одна из таких — школа сети «Русский балет». Она открылась в августе 2017 года, сейчас у нее два филиала на Новосибирской, 43б, и Алтайской, 70. В томской школе занимаются девочки от 3 до 12 лет. Многие пришли сюда с нуля, кто-то раньше посещал другие танцевальные кружки.

— Сейчас у нас есть группы от трех до четырех лет, пять-восемь лет, восемь-двенадцать, а также балет для взрослых, — поясняет руководитель школы в Томске Мария Федорова. — Мы постоянно ведем набор, новеньких к старшим, конечно, сразу «не кидаем», сначала готовим. Для каждой возрастной группы разработана своя методика.

Три-четыре года — совсем еще малыши! Как с ними проходят занятия, интересуюсь я у Марии. Она пояснила, что для самой младшей группы обучение проходит в основном в игровой форме. Хореографы вовлекают их в занятие посредством игры.

— С младшими, конечно, заниматься тяжелее всего, они более рассеяны, не совсем понимают, что от них хотят хореографы. Очень зависимы от настроения.

На занятие, где нам удалось побывать, пришло восемь девочек. Все — в спортивных купальниках, волосы аккуратно собраны в пучок. Их урок состоит из нескольких этапов: разминка, партерная растяжка (на полу), работа у станка. Также одно занятие в неделю (из трех) педагоги посвящают растанцовке — изучению танцевальных этюдов.

В школе с детьми занимаются пять педагогов. Один из них (выпускник областного колледжа социально-культурных технологий и инноваций) — хореограф Николай Сотников отмечает, что если с малышами занятия проходят в игровой форме, то дети пяти-семи лет занимаются более осознанно.

На уроках с ними идет упор на физическую готовность (сила мышц, растяжка, постановка корпуса), а также на основы классического танца — плие (приседание на двух либо на одной ноге), тандю(вырабатывается натянутость всей ноги в колене, и подъеме). Сначала элементы танца изучаются на ковре, позже — у станка.

— Сейчас мы постепенно начинаем брать экзерсис (комплекс тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца) у станка. В дальнейшем, когда они станут старше, урок будет строиться так: сначала экзерсис у станка как разогрев и экзерсис на середине (без опоры на станок) — основная часть урока. Что касается пуантов, здесь много индивидуальных моментов, включая природные данные. Кроме растяжки, очень важна сила стопы, чтобы ребенок смог удержать себя, и сустав не подвернулся. Рекомендуются ставить на пуанты не раньше восьми-девяти лет. Основная задача — развить подъем и силу, — рассказывает Николай.

Не секрет, что балет — искусство довольно суровое. От учеников требуют иметь определенный вес, не ошибаться на уроках, хорошо тянуться. Мария Федорова отмечает, что школа балета и училище — небо и земля по методам обучения и воспитанию.

— Наша основная политика в том, что мы детей не заставляем. Все ходят исключительно по-своему желанию. То есть, если у ребенка что-то не получается, никто ругать его не будет. Хореографы выясняют причину, почему не получается, почему он не выполняет упражнение. После занятия отдельно с ребенком прорабатывает эти моменты. Также мы не выделяем кого-то перед другими.

Девочки младшего возраста, которые занимаются сейчас, с каждым годом будут переходить в более старшую группу. А затем, при желании, попробовать поступить в одно из российских балетных училищ. Также в школе надеются, что к ним придут заниматься мальчики.

— Мальчиков у нас, к сожалению, нет, желающие были, но так до нас и не дошли. Мы будем им очень рады, — подчеркивает Мария. — Хореография очень помогает в развитии: хорошая осанка, растяжка, умение двигаться красиво, подать себя. К нам приходили девочки, которые поначалу сильно сутулились, но сейчас расправили плечи. Начать заниматься классическими танцами может любой ребенок, независимо от того, какая у него фигура.

Балет 18+

Балетное искусство как и ребенок — растет вместе с ним. С годами юная балерина совершенствуют свою грацию, прыжки, фуэте (фигура классического танца, состоящая в повороте на пальцах одной ноги и одновременном круговом движении в воздухе другой ноги). Но желание стать частью этого искусства может возникнуть и во взрослом возрасте. Артистом балета стать уже не удастся, но познать секреты классического танца, сесть на шпагат, встать на пуанты — вполне реально. Все зависит от желания и упорства, говорит Наталья Заварзина, руководитель хореографической студии «Круазе».

Занятия балетом в «Круазе» для взрослых проходят по тому же плану, что и в училищах, только делается скидка на нагрузку и время занятий. Средний возраст учениц — 20-30 лет, есть и старше. Ограничений по возрасту нет.

— Среди тех, кто ходит на занятия, есть девушки, которые занимались танцами в детстве, но потом по тем или иным причинам прекратили, — поясняет Наталья. — А сейчас решили возобновить, вспомнить. Есть и те, которые никогда не занимались. И с нулевого уровня они достигают хороших высот, это видно даже по походке. Девочки садятся на шпагат, хотя раньше не могли. Мы ставим их на пуанты, но, конечно, не сразу. Это большая нагрузка на ноги, нужно долго заниматься, год-два, чтобы укрепился голеностоп. Также все зависит от индивидуальных особенностей. В целом у нас все проходит очень плавно, не как у артистов балета.

По словам Натальи, занятие классическими танцами — это хорошая замена фитнесу, так как идет большая статическая нагрузка. Когда выполняется упражнение у станка, корпус затянут, опорная нога не двигается, одна рука — тоже, нужно совершать движения только одной рабочей рукой и ногой. Это хорошо подтягивает мышцы.

Каждый урок проходит по стандартному плану. Сначала — экзерсис у станка в качестве разогрева, упражнения делаются с опорой. После класс выходит на середину зала и выполняет все то же, но без станка. Есть часть «адажио» (медленная часть танца в сопровождении музыки спокойного темпа). Она, отмечает Наталья, наиболее сложная: нет опоры, и делать движения медленно тяжелее, чем быстро. Также ученицы выполняют аллегро (заключительная часть упражнений на середине, состоящая из маленьких прыжков). Кроме того, урок включает в себя партерную растяжку и пуанты.

— Работа в пуантах проходит плавно. Сначала девушки учатся просто стоять на них с опорой на станок, потом выполнять шаги, держать корпус. Спустя какое-то время начинаются упражнения на середине, и только после учимся танцевать в пуантах. Это очень большая нагрузка, — рассказывает руководитель школы.

Самая важная часть в пуантах — коробочка или «стакан». Именно на нем стоит и кружится балерина. «Стакан» изготавливают из папье-маше, но вместо бумаги используют ткань. На него в несколько слоев накладываются разные материалы. Затем коробочку прижимают к куску мрамора, что бы пятак стал абсолютно плоским. Он должен быть идеально ровным, иначе балерина упадет. При этом пуанты не бывают правые или левые. Таковыми они становятся в процессе их использования, принимают форму ноги.

Что же касается болевых ощущений, это зависит от многих факторов: насколько разработана стопа, какой используется вкладыш в пуантах, какой болевой порог у балерины. Если нога подготовлена и на ноге хорошие пуанты — болевые ощущения сводятся к минимуму.

Стоять на пуантах, делать фуэте, шпагат в полете можно и во взрослом возрасте, начав с нуля. Но думать о поступлении в хореографическое училище уже не стоит, подчеркивает Наталья, потому что большая база формируется с детства.

Балет — искусство такое же прекрасное, как и строгое, считает одна из учениц студии Юлия. Она занимается танцами уже около 15 лет, в «Круазе» — с 2014 года. По словам девушки, танец появился в ее жизни одновременно со школой. А позже пропал, когда началась университетская пора. Со временем Юлия решила вернуться к балету.

— Я немало времени потратила на то, чтобы найти в Томске студию, где преподавали бы именно классический танец и основы балета. Это направление — совершенно особенное; классику обычно или категорически любят, или так же категорически — нет. В балете меня привлекает сочетание строгости и прекрасного. С одной стороны, есть непреложные классические каноны, но они самым причудливым образом переплетаются в бесконечные красивые вариации, и ты каждый раз открываешь это искусство заново, несмотря на то, что позиции рук, ног, позы и повороты головы остаются такими же, четко подчиненными нормам классического танца. Еще в балете важна дисциплина: чтобы увидеть результат, почувствовать, как тело становится более сильным и гибким, как мысли о технике отступают на второй план, нужно посвящать танцу действительно много времени, причем делать это систематически.

Юлия отмечает, танец дает ей свободу и радость движения, возможность отвлекаться от обыденности, работать над собой, принимать вызовы, добиваться видимых результатов, заниматься искусством и творчеством.

— Возраст здесь не имеет значения: ведь никогда не поздно учиться рисовать или играть на фортепиано? Точно так же и с танцем. Главное — танцевать, когда хочется, а навыки и успехи придут в процессе.

источник https://news.vtomske.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *