Чего ждать от балетного сезона — Балет 24

Чего ждать от балетного сезона

Роббинс, Ратманский, Петипа

Балетно-танцевальный мир в Нью-Йорке живет без отпусков: в Сити-центре, театре «Джойс», в центрах исполнительских искусств университетов, на сценах побольше, как в Symphony Space, и совсем крошечных, как в Joe’s Pub, в студиях Центра Барышникова и в зрительных залах музеев, а с наступлением теплых дней и под открытым небом регулярно выступают группы разных стилей, размеров,  качества и национальной принадлежности. 

 

Вот лишь маленький «апрельский срез». Театр балета Бориса Эйфмана, оттанцевав «Анну Каренину» в театре Дэвида Кока, отметил свой 40-й сезон, а в театре «Джойс» в Челси свое 50-летие отметила компания Лара Лубовича (он тоже юбиляр – 75 лет). В Сити-балете дебютировала кубинская группа «Акоста Данца», детище Карлоса Акосты, блистательного танцовщика, бывшего премьера Лондонского королевского балета, вернувшегося в родную Гавану. А в Бруклине, по соседству с БАМом, прославленная Компания Марка Морриса в своем собственном доме, где есть маленький театр, демонстрирует (по 6 мая) две программы из созданий своего руководителя и даже с его участием! Современные хореографы из Чехии, Словакии, Польши и Венгрии, традиционный танец из разных провинций Индии, южно-африканка Фана Шабалала со своим театром и новой пьесой «Индумба», Нью-Йоркский театр балета со своей вариацией на «Алису в стране чудес»... Чтобы узнать обо всех событиях даже одной недели, придется изучить несколько сайтов!

Но у поклонников классического балета свои ориентиры. Они знаю, что в конце апреля и первые дни мая на двух главных сценах Линкольн-центра  начинается весенне-летний и самый продолжительный сезон ведущих американских балетных компаний: Нью-Йоркского Сити-балета в театре Кока и Американского балетного театра на сцене Метрополитен-оперы. Обе труппы привлекают самую широкую публику, от туристов до профессионалов.

Первая уже начала весенний сезон ( 24 апреля), как обычно, программой из одноактных балетов Джорджа Баланчина, чередуя ее с хореографией XXI века: два балета танцовщиков Сити-балета, ставших хореографами (Джастин Пек теперь хореограф-резидент), с главным «лакомством» - балетом Алексея Ратманского «Картинки с выставки» на музыку одноименного фортепианного цикла Мусоргского.

Ратманский уже давно является постоянным хореографом конкурирующей труппы АБТ, но продолжает время от времени ставить и в Сити-балете, и правильно делает: танцовщики здесь технически сильнее и, выученные на хореографии Баланчина, лучше отзываются на современную абстрактную пластическую лексику, в то время как АБТ по традиции ориентирован на полнометражные сюжетные композиции.  Несмотря на программность фортепианных «Картинок с выставки», балет Ратманского не имеет ничего общего с иллюстрацией: он воплощает не конкретные образы Гартмана - Мусоргского, но состояния, настроения, динамику взаимоотношений. Он красочен, моментами – сказочен, часто драматичен и в то же время полон неповторимого юмора.

Однако главная тема сезона Сити-балета – 100-летие Джерома Роббинса, не просто выдающегося американского хореографа, оставившего заметный след как в классике, так и на Бродвее, но и одной из центральных фигур в судьбе Сити-балета. Ему посвящен гала-вечер 3 мая и последующие три недели, когда труппа исполнит 19 балетов самого Роббинса, созданных на протяжении 40 лет, плюс две премьеры, приуроченные к юбилею, – композицию Джастина Пека на музыку Бернстайна и компиляцию фрагментов из хореографии Роббинса к восьми известным бродвейским мюзиклам (от «Вестсайдской истории» до «Скрипача на крыше»), созданную Уорреном Карлайлом, обладателем «Тони» за лучшую хореографию в мюзикле.

 
 

Роббинс, всего на пару месяцев моложе Бернстайна и, как и тот, сын евреев-эмигрантов из Российской империи, начинал как танцовщик в Балетном театре (будущий АБТ) и в 1943 г. получил разрешение поставить свой первый балет. Им станет Fancy Free – первый совместный шедевр Бернстайна и Роббинса, из которого вырастет мюзикл, а позже и фильм «On the Town». В 1955 году появится «Вестсайдская история», а позже – многострадальный «Диббук». К тому времени Роббинс уже будет много лет работать в компании Баланчина, приглашенный туда как танцовщик, хореограф и второй худрук в 1949 г., в какой-то мере впитав его стилистику. Увидеть эволюцию Роббинса от Fancy Free (1944), Interplay (1945), драматичной «Клетки» (1951), изысканного «Послеполуденного отдыха фавна» (1953) до шедевров на музыку Шопена: Dances at a Gathering (1969) и In the Night (1970), с которыми он вернется в Сити-балет после 10-летнего перерыва, а также «Диббука» (1974) и многого другого (после смерти Баланчина он был – до 1989 г. - главным хореографом, вместе с Питером Мартинсом) – возможность редкая и привлекательная. 

***

Американский балетный театр откроет сезон 14 мая, через два дня после окончания сезона Метрополитен-оперы, а завершит его 7 июля. Календарь прост: каждый спектакль идет ровно неделю – и на первый взгляд зауряден. Почти сплошь классика: с 14 мая - «Жизель», с 29-го – «Баядерка», с 11 июня – «Ромео и Джульетта», с 18-го – «Лебединое», с 25-го – «Дон Кихот». «На сладкое», в июле, «Взбитые сливки» Ратманского на музыку Рихарда Штрауса. Этот проверенный популярный набор рассчитан на рядового зрителя, не слишком искушенного, но честно любящего краски, эмоции и виртуозность классического балета или готового с ними познакомиться.

 

Сезон будет непростым для труппы: после внезапного ухода Марсело Гомеза (из-за восьмилетней давности обвинений в сексуальных домогательствах) и прошлогоднего запланированного Дианы Вишневой компания осталась почти без звезд. Дэвид Хольберг, вернувшийся на сцену после травмы и долгого перерыва, пока еще хрупок, хотя заявлен в нескольких ролях. Ветеран Герман Корнехо танцует все меньше. Даниил Симкин присоединился к труппе Берлинского балета, хотя пока еще занят во многих спектаклях АБТ– от «Жизели» до «Взбитых сливок». Помогут приглашенные солисты: дважды в «Баядерке» появится Кимин Ким – ослепительно техничный, легкий, с точеной фигурой и петербургской «шлифовкой» (он уже несколько лет танцует в Мариинском), дважды в «Жизели» танцует знаменитый итальянец Роберто Болле.

Среди балерин больше, чем в прошлые годы, будет занята Кристина Шевченко. Другие имена давно известны: Изабелла Бойлстон, Джиллиан Мерфи, Стелла Абрера, Мисти Копланд, Сара Лэйн,  Хи Сио.

Вряд ли тут можно ждать сенсаций и откровений. За исключением единственного появления Натальи Осиповой в «Жизели» 18 мая, причем в паре с Дэвидом Хольбергом. Будем надеяться, что новых травм – вроде той, которая помешала ему закончить их с Осиповой первую «Жизель» нынешней зимой в Лондоне, - не последует.

Правда, много интересного обещают две премьеры. Изобретательный и современный Уэйн МакГрегор впервые выполнит заказ АБТ. Это будет новая интерпретация «Весны священной» Стравинского (Rite of Spring). МакГрегор создал новое либретто и назвал свой балет «Afterite», соединив «rite» (ритуал) и «after» (потом). Видеодизайн Рави Дипре, костюмы и декорации Вики Мортимер, свет Люси Картер. Все они уже работали с МакГрегором. Премьера состоится 21 мая, на традиционном гала, после чего балет будет идти в один вечер с «Жар-птицей» Стравинского в постановке Ратманского.

Ратманский тоже приготовил премьеру: увлеченный в последнее время хореографическими «раскопками», он обратился к двухактной комедийной «Арлекинаде» Мариуса Петипа на музыку Рикардо Дриго – балету некогда популярному, но после революции больше известному по фрагментам и сокращенным вариантам, часто в исполнении танцевальных школ. Фрагменты новой интерпретации тоже будут частью гала-вечера 21 мая, а целиком балет пройдет с 4 по 10 июня.

Создание 82-летнего хореографа по его же либретто, с типичным для комедии дель арте сюжетом, очаровательной хореографией, красочными костюмами и приятными мелодями Дриго содержит незамысловатую интригу, которая распутана уже к концу первого действия и большой дивертисмент. Но балет, который рецензент после премьеры назвал «хорошеньким», полон скрытых и явных сокровищ. Баланчин, танцевавший в «Арлекинаде» в свои школьные питерские годы и сделавший позже две редакции «Арлекинады» для Сити-балета, называл его образцом комедийного балета и вспоминал: «Больше всего мне нравились остроумие, темп и настроение балета, его доходчивость и изящество в изложении сюжета». 

200-летие Петипа решил отметить и международный конкурс «Youth America Grand Prix»: фрагментом из его балета «Дочь фараона» должна была открываться и вторая часть традиционного гала-вечера, прошедшего 19 апреля в переполненном зале театра Дэвида Кока в том же Линкольн-центре. Увы, звезду Большого театра Ольгу Смирнову и молодого солиста Большого Джакопо Тисси мы в Нью-Йорке не увидели. То ли в сильно поредевших рядах американского посольства в Москве не нашлось тех, кто знает о YAGP, то ли не те формы были заполнены, но разбираться было некогда, и визу Смирновой не только не дали, но и в течение недели не позаботились ей об этом сразу сообщить. Скандал, особенно неприятный в свете более чем сложных отношений России и США, огорчил поклонников Смирновой (она должна была танцевать в двух номерах) и немало напряг устроителей. Но те достойно вышли из положения, представив, как обычно, пеструю ленту танцевальных номеров  на тему «Звезды будущие встречаются со звездами сегодняшними».

 

 

источник http://www.vnovomsvete.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *