29 апреля — Балет 24

29 апреля

Родился Жан Жорж Новер (Noverre) (1727 г.)- французский артист, балетмейстер, теоретик балета. 

Жан родился в Париже 29 апреля 1727. Обучаться танцам начал с детства. Ученик Луи Дюпре, он дебютировал в качестве танцовщика в 1743 и работал в разных театрах Франции,  а в 1755–1757 – в Лондоне. Новерр пришел к мысли о создании танцевального спектакля, независимого от оперы, имеющего самостоятельное содержание, подчас выражавшееся пантомимой. Свои идеи Новерр высказал впервые в труде Письма о танце и балетах, изданном в 1760 в Лионе и Штутгарте. (Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803–1804.)

«Мифы предоставили мне богов, история – героев; отказавшись от вульгарных персонажей, которые только и могут весело или грустно перебирать ногами, я постарался придать моим произведениям благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии».

Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. Многие его балеты имели премьеры в Штутгарте (с 1762), где музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, и в Вене (в 1767–1776), где его сотрудниками были композиторы К.В.Глюк, Й.Старцер (Штарцер), Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне.


Родилась Елизавета Павловна Гердт (1891 г.) - русская балерина и одна из ведущих педагогов женского классического танца России XX века, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Елизавета Гердт родилась в известной артистической семье.  Елизавета Павловна получила образование в Петербургском балетном училище по классу Михаила Фокина. Будучи ученицей танцевала с Вацлавом Нижинским в балетах Фокина «Оживленный гобелен» и «Шопениана».В 1908 году поступила на службу в Мариинский театр.
Она была царственной феей Сирени в «Спящей красавице», лучшей повелительницей виллис в «Жизели» и непревзойденной Раймондой. Покинув сцену необычайно рано - в тридцать семь лет, она всецело посвятила себя педагогике, воспитав целую плеяду балетных звезд.

В 1930 году она возглавила Ленинградское хореографическое училище и оставалась его художественным руководителем на протяжении двух лет. В 1934 году Гердт переехала в Москву, где продолжила свою преподавательскую деятельность в Московском хореографическом училище, которое также возглавила в 1936 году. Здесь среди ее самых звездных учениц были – Майя Плисецкая, Екатерина Максимова и любимица Раиса Стручкова, или «Стручок», как она ее ласково называла.

Годы войны Елизавета Павловна провела в эвакуации в Тбилиси, где работала в Государственной хореографической студии при Театре оперы и балета. Вернувшись в Москву, стала преподавать в труппе Большого театра.


Родилась Зизи Жанмер - французская балерина, этуаль, супруга Ролана Пети (1924 г.)

Настоящее имя — Рене Марсель Жанмер. "С этой женщиной у меня получилось па-де-де длиною в жизнь", - говорил Ролан Пети о Зизи Жанмер. Они танцевали вместе более полувека - французский хореограф и легендарная балерина, а познакомились еще в школе в возрасте 9 лет. Родилась Зизи в Париже. Хорошенькая, компактная, пропорционально сложенная девочка успешно прошла приемные экзамены в балетную школу Парижской Opéra, где стала учиться танцу. С хорошими результатами  окончила школу и ее приняли в ряды кордебалета «Гранд-Опера». Серж Лифарь отметил молоденькую балерину и вскоре перевел ее из рядов кордебалета на положение «кадриль». В это время Зизи покорила сердце коллеги Ролана Пети, поставившего для нее "Кармен". Ее стриженная «под мальчика» длинноногая героиня была скорее француженка, чем цыганка, истинная парижанка – самоуверенная и обольстительная… В 1954 году Ролан Пети и Зизи Жанмер поженились. Их взаимное увлечение друг другом переросло не только в замечательный семейный союз, но и в выдающийся творческий дуэт.


Премьера одноактного балета "Послеполуденный отдых Фавна" , балетмейстера Вацлава Нижинского,  (Русский балет Дягилева, театр "Шатле", Париж), 1912 г.

Эклога французского поэта Стефана Малларме «Послеполуденный отдых фавна» предназначалась для известного французского актера Коклена-старшего — для декламации, иллюстрируемой танцами. Дебюсси, познакомившийся с эклогой в 1886 году, задумал дополнить чтение трех- частной композицией: прелюдией, интерлюдией и финалом (парафразой). Однако смысл стихотворения оказался полностью исчерпан уже в прелюдии, не потребовав продолжения.

В 1912 году на эту музыку Вацлавом Нижинским был поставлен одноактный балет. Знаменитый русский танцовщик совсем не понравился композитору, назвавшему Нижинского "молодым дикарем" и "порочным гением".

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *