30 апреля — Балет 24

30 апреля

Первое представление балета "Кошка" Дж. Баланчина. Монте-Карло, Русский балет Дягилева, Опера Монте-Карло,  1927 г.

Одноактный балет на сюжет басни Эзопа, обработанной Кохно. Автор - Собека (псевдоним 3 авторов : Со - Соге, Ба- Баланчин, Ко- Кохно). Музыка Анри Соге, режиссер Сергей Григорьев. Декорации и костюмы Н.Габо и А.Певзнера. Костюмы были выполнены в модном авангардном стиле конструктивизма.
Хореография Дж. Баланчина. Солисты: О. Спесивцева, А. Никитина - в партии Кошки,  С. Лифарь - Юноша.  По словам С. Лифаря в это время Дягилев стал тесно общаться с советской властью в лице Луначарского, Красина, а так же С. Прокофьева и И. Эренбурга. В результате этого общения Дягилев увлекся конструктивизмом и эстетика нового направления отразилась на его постановках.


Премьера балета "Ангара", балетмейстер Ю.Н. Григорович, Большой театр, 1976 г.

Либретто балета было создано по пьесе А. Арбузова «Иркутская история». Пьеса была вызывающе "советской": простая девушка Валя вышла замуж за хорошего парня, родила двоих детей и не хотела выходить на работу, но ее муж Сергей, спасая чужих детей, утонул в Ангаре. Другой знакомый Вали, Виктор, просит бригаду Сергея не скидываться деньгами для вдовы, а заставляет Валю саму пойти учиться и работать. Центральной осью драматургии балета стал образ реки Ангары - то сказочно прекрасной, то страшной в своей непредсказуемости. Эта тема передавалась прекрасной музыкой Андрея Эшпая. Главные партии танцевали: Валентину — Наталья Бессмертнова, Сергея — Владимир Васильев, Виктора — Михаил Лавровский.
Как писал Виктор Ванслов: "Получилась своеобразная романтическая поэма о высоком нравственном идеале и сильных чувствах, о моральных исканиях и обретении истинного пути в жизни, об утратах и стойкости в испытаниях. Все это рассказано языком развитых хореографических сцен, в сопоставлении которых выявляется и утверждается основная идея."

Воспоминания зрителей дают несколько другую картину:

"Мне довелось увидеть Ангару с Михальченкой и Анисимовым. Михальченко была таки хороша - несмотря ни на что - изысканная, нежная, вложила в эту роль все, не вложенное в Бежара, Баланчина, Пети... Семеняка также вспоминала эту партию как подарок судьбы.
Хуже всего был первый состав - слишком уж несерьезен, мелок был спектакль для таких гигантов хореографической мысли, как Бессмертнова, Васильев, Лавровский. Бессмертновой совершенно не подходила роль сибирской девчонки, простоватой, грубоватой, дерзкой и веселой, такой, какой запомнилась в драматическом театре Валя Юлии Борисовой. Бессмертнова и Васильев выглядели несуразно, словно голубые герои Жизели или Лебединого озера, перенесенные в современный таежный поселок - кем? Не иначе как злым волшебником Григом. "

В 1977 г. Юрий Григорович получил Государственную премию СССР за постановку балета «Ангара».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *