1 МАЯ — Балет 24

1 МАЯ

Родился Иво-Ваня Псота (Ivo Váňa Psota) (1908)- чешский хореограф и балетмейстер, первый постановщик балета "Ромео и Джульета"

Иван (настоящее имя) Псота входит в число самых известных чешских танцоров и хореографов. Он родился в Киеве, где отец был университетским профессором, а мама - преподавателем танца. Мама Ивана, заметив его способности, находила ему преподавателей везде, где жила семья -  в Остраве, Брно и Праге. В 1923 году он закончил хореографическую школу при Народном театре в Праге, а год спустя уехал в труппу Брно, где познакомился с дягилевской труппой и попал под очарование Русского балета.  В 1928 году Псота, отказавшийся от ангажемента у Дягилева,  стал  балетмейстером и режиссером балета Национального театра в Брно. Основал собственную балетную школу, представив в 1938 году мировую премьеру балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и «Славянские танцы» Антонина Дворжака. В 1941 году Псота уехал из Брно в США  и стал директором балетного искусства Метрополитен-оперы. Он отклонил предложение стать директором Театра Колон в Буэнос-Айресе, а также должность балетного директора Национального театра в Праге и вернулся в Брно в 1947 году. Под его руководством балетная труппа Брно стала одной из сильнейших в мире, но новый режим не пошел балетмейстеру на пользу и он скончался от инсульта в 1952 году.


Родилась Самохвалова Майя Николаевна, (1929 г.) - артистка балета, педагог, Заслуженная артистка РСФСР 

Закончила Московское академическое училище при Большом театре и была принята в балетную труппу Большого театра, где занималась под руководством Марии Семеновой. Была ведущей солисткой балета.

"Чистота ее танца была такой кристальной, что артистка заслужила прозвище «Мастер каллиграфии». Но к потрясающей выучке «прилагались» еще и незаурядные природные данные (она отличалась и высоким прыжком, и стабильным, уверенным вращением), и умение подчинить весь свой «аппарат» созданию убедительного сценического образа." Критики единодушно ценили яркую индивидуальность и самобытность этой талантливой балерины.

После окончания балетной карьеры Самохвалова работала в должности педагога-репетитора Большого театра. Педагогический стаж - 40 лет.


Премьера одноактного балета "Красное и черное" ("Le Rouge et le Noir") ("Странная фарандола"), балетмейстер Л.Ф. Мясин, "Балле рюс де Монте-Карло" (Р. Блюма), Монте-Карло.(1939 г.)

Балет был поставлен Мясиным на музыку Первой симфонии Д. Д. Шостаковича. Эскизы декораций и костюмов создал работавший тогда с  труппой Анри Матисс. Вопреки названию, балет не имел ничего общего с романом Стендаля - группы танцовщиков в балете выделялись цветом костюмов, у каждой из групп был свой солист. Всего было 4 группы: черная (смерть), красная (материализм), синяя (природа) и желтая (зависть). Между ними в танце сходились Мужчина и Женщина в белом. Не смотря на работу с Матиссом, в этом балете Мясин применил теорию супрематизма другого великого модернистского художника - Василия Кандинского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *