ДВЕ «ДАМЫ» В НОВОСИБИРСКЕ — Балет 24

ДВЕ «ДАМЫ» В НОВОСИБИРСКЕ

 
 
 
 

 

Большой подарок всем любителям прекрасного преподнес известный скрипач-виртуоз Вадим Репин, организовав гастроли Большого театра на сцене Новосибирского академического театра оперы и балета. 12 и 13 апреля в рамках V-го Транссибирского Арт-фестиваля давали «Даму с камелиями» Джона Ноймайера. С момента премьеры в 2014-м году этот балет никогда не покидал стен Большого, и родной город Вадима Репина стал первым, куда этот спектакль был вывезен в полном составе (для проведения двух показов из Москвы приехали 210 человек). Новосибирские зрители также получили возможность насладиться оригинальными костюмами и декорациями, многие из которых были специально приобретены на парижских блошиных рынках.

 

 

Будучи преданной поклонницей балета, я не могла пропустить это уникальное событие, однако непосильной задачей оказался для меня выбор состава: 12-го апреля главные партии исполняли Светлана Захарова и Денис Родькин, а 13-го апреля на сцене царили Ольга Смирнова и Артем Овчаренко. Решив посетить оба спектакля, я совершенно об этом не пожалела –потрясающие своей красотой и лиризмом, такие разные «Дамы» стали для меня глотком свежего воздуха в городе, куда никак не хотела приходить весна.

 

Постановка Джона Ноймайера оказалась настоящим открытием. Его хореография вкупе с меланхоличной музыкой Фредерика Шопена настолько тронули сердце и душу, что следующие несколько дней мелодии и созданные артистами образы не выходили из головы. Мне казалось, что я лично знаю Маргариту Готье и Армана Дюваля, они стали для меня абсолютно реальными людьми, живущими среди нас, – полный глубокого психологизма роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» не может оставить равнодушным. В основе его сюжета лежит серьезный, кровоточащий конфликт, который когда-то вдохновил и Джузеппе Верди, – борьба человеческих чувств и желаний с общественным мнением – тема, которая составляет часть личного жизненного опыта каждого из нас.

 

 

Две примы Большого продемонстрировали запредельное мастерство: на наших глазах происходило полное слияние балерин с образом Маргариты Готье. Конечно, невольно тебе хочется их сравнить, понять, кто из танцовщиц впечатлил больше, но для себя, если честно, я так и не смогла сделать такой выбор. Светлана Захарова – абсолютно эфемерная и волшебная. Её Маргарита будто предвидит свою судьбу: она танцует, заигрывает с многочисленными поклонниками, общается с Арманом с затаенной печалью. Даже её искренняя улыбка кажется горькой и исполненной понимания её скорбной участи. Красота Светланы очень нежная и благородная, словно бутон розы. Выразительные руки, поющие стопы, одновременно легкость и хорошо ощущаемый опыт исполнения. Светлана – абсолютная царица сцены, которая заполняет собой всё пространство, несмотря на невероятную хрупкость и утонченность.

 

 

Ольга Смирнова – более дерзкая и земная Маргарита. Она не осознает или же не хочет осознавать, что её жизнь вот-вот оборвется. В первом акте она показывает полное осознание своей красоты и власти над мужчинами. Ей хочется взять от жизни всё, она прекрасна и сильна... Тем трагичнее воспринимается её искренняя любовь к Арману, необходимость оставить его, а затем медленное увядание. Для меня Ольга – это экзотическая орхидея, томная и роскошная. Есть в её красоте что-то восточное, тонкое, одухотворенное.

 

 

Нельзя обойти вниманием и великолепных премьеров главного театра страны. Денис Родькин и Артём Овчаренко сотворили абсолютную магию на сцене. Восхищает то, насколько глубоко они прочувствовали своего героя, как искренне смогли показать трепетную любовь и восхищение своей партнёршей. Их различная трактовка образа также найдет своего зрителя. Лично мне ближе Арман Артема Овчаренко, который был на сцене трогательным и нежным юношей, без ума влюблённым в Маргариту. Денис Родькин, как всегда, был поразительно красив и благороден, но при этом в некоторых сценах казался несколько отчужденным и преисполненным осознания своего обаяния и привлекательности.

 

 

«Дама с камелиями» – это современный балет, поэтому он обладает актуальной для сегодняшнего дня композицией, приближенной к кинематографу. В основном, сюжет состоит из флэшбеков – воспоминаний Армана Дюваля, который рассказывает трагическую историю его любви к Маргарите своему отцу. Такая игра с прошлым и настоящим смотрится на сцене очень свежо и ново, как и многие хореографические находки Ноймайера, например, ввод параллели между Маргаритой Готье и куртизанкой Манон Леско. Героини являются своеобразным зеркальным отражением друг друга во всем, что происходит в их жизни, при этом Маргарита боится этой схожести и пытается выбросить образ Манон из головы, подсознательно понимая, что им уготовлена одна и та же участь. Всё это находит своё отражение в танцевальном рисунке, в каждой общей сцене Маргариты и Манон (последнюю танцевала балерина невероятной красоты – Мария Виноградова). Замечательно Ноймайеру удались и жизнерадостные юмористические партии Прюданс Дювернуа (Виктория Литвинова) и Гастона Рьё (Михаил Лобухин). Хоть они и не являются моими любимыми в этом балете, тем не менее, они создают необходимый контраст между серьезными искренними переживаниями Маргариты и Армана и окружающим их легкомысленным обществом.

 

 

Весь балет строится на трёх очень разных по настроению и цветовому решению дуэтах главных героев. Первый рассказывает нам о первой встрече Маргариты и Армана, где Дама с камелиями предстает перед нами роковой соблазнительницей в роскошном темно-фиолетовом платье. Второй дуэт олицетворяет счастливые свидания героев, происходящие в деревне, куда они сбежали вместе. Последний же дуэт невероятно мрачен по настроению и костюмам: это последняя встреча влюблённых, и смерть Маргариты уже пугающе близка. Моим абсолютным фаворитом стало «белое» адажио Маргариты и Армана во втором акте. Воздушное платье Маргариты на ярко-голубом фоне создает ассоциации с облаками, летящими по небу. Largo из Сонаты № 3 Шопена буквально разрывает сердце на части, оставляя в нём светлую печаль. Высокие поддержки, изящные позы, то, как герои бегут вместе, взявшись за руки, показывает нам их счастье, смешанное с большим страхом потерять друг друга. На нашей огромной новосибирской сцене мы увидели квинтэссенцию любви и надежды.

 

 

Многие опытные любители балета сталкиваются с тем, что в какой-то момент при просмотре спектаклей они перестают чувствовать ту магию и волшебство, которые поразили их, когда они увидели балет впервые. Они часто знают все партии буквально наизусть, много внимания уделяют анализу техники артистов и их возможных ошибок. Думаю, что с балетом Ноймайера такое невозможно. «Дама с камелиями» – история не о потрясающей технике и балетной выучке, а об отношениях, чувственности, личном опыте артистов и музыкальности. Мне кажется, что современный балет должен развиваться именно в этом направлении. Возможно, более психологические сюжеты и приближенные к жизни персонажи способны привлечь в театр нового зрителя и заставить его наслаждаться балетным искусством. Очень бы хотелось на это надеяться. Спасибо «Даме с камелиями» за то, что этот спектакль заставил и меня ещё сильнее полюбить балет.

 

АННА ЗОЛОТАРЕВА

источник https://www.vocidellopera.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *