НА ФЕСТИВАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА – НОВЫЕ И УЖЕ ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА — Балет 24

НА ФЕСТИВАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА – НОВЫЕ И УЖЕ ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА

Международный фестиваль современного танца «Naujasis Baltijos šokis '18», который открылся в Вильнюсе 4 мая, продолжает свою работу. До 13 мая публика увидит множество интересных программ литовских и зарубежных хореографов. 

Так, не первый год представляет свои работы на фестивале живущая в Брюсселе хореограф и танцовщица, художественный руководитель и основательница независимой труппы «We cie» Вилма Питринате (спектакль «Somaholidays»), живущая в Лондоне хореограф Ева Кунискис (спектакль «Jie gyvena šalimais»), танцовщица, хореограф и педагог Агнете Лисичкинайте (спектакль «Z+»), а также живущая в Брюсселе танцовщица Лиза Балясная (постановка «Figūros»). 

После более чем 20-летнего перерыва к нам возвратится уже знакомый литовской публике один самых знаменитых авторитетов в мире танца и театра – Алан Платель с труппой «Les Ballets C de la B». 12 и 13 мая на сцене Литовского национального драматического театра будет показан привезённый ими спектакль «nicht schlafen». Как в своё время написал театральный критик Вайдас Яунишкис, заслуги А.Плателя перед литовской танцевальной сценой, чего доброго, не меньше, чем у самого фестиваля. Показанный в далёком 1995 году на проходившем в Литве театральном фестивале «Life» спектакль его труппы «Les Ballets C de la B» - «Bonjour Madame» - был одновременно ударом в голову и сердце, это была встреча с иным языком выражения, скорее, более близким театру.

Руководитель нынешнего фестиваля ««Naujasis Baltijos šokis» Гинтаре Мастейкайте убеждена, что это шоу станет одним из ярких культурных событий в Литве в 2018 году, ибо танцовщики А.Плателя, которого зарубежная пресса именует не иначе, как «мастер необычности», отличаются потрясающим профессионализмом и культурой, а сам хореограф – универсальностью в соединении танца, театра, музыки, а иногда и цирка. 

Алан Платель родился в 1956 году в Генте. Обучался профессии педагога для людей с ограниченными физическими возможностями, затем с 1969-го по 1973 г. учился на мима в Академии Саббатини в Женеве. После этого учился у Вима Вандекеркхова и в Академии балета Пауля Гринвиса. Мастер-класс по современному танцу в Париже свёл его с Барбарой Пирс — Платель участвовал в её спектаклях в Париже, Лионе и Люксембурге. В 1984 году вместе с друзьями создал свою труппу. 

С самого начала своей творческой деятельности Платель предпочитал смешение самых разных жанров, работу с исполнителями из разных стран и с разной культурной памятью. В последние несколько лет в его спектаклях всегда участвуют музыканты и вокалисты. Мэтр постоянно побуждает своих артистов самими браться за хореографию - отсюда возникло немало нынешних знаменитостей в мире танца, например, Кристина де Смедт и Коэн Аугустийнен, с которыми Платель делит пост художественного руководителя труппы. 

Зарубежные СМИ в своё время писали, что труппа «Les Ballets C. de la B., обеспечившая Плателю репутацию и собственное место в искусстве, в 1984 году была основана, что называется, на спор и ради смеха. Свидетели этого факта обычно упоминают такой случай: один старый учитель посоветовал 28-летнему педагогу, работавшему с детьми-инвалидами, сходить на спектакль знаменитого хореографа Мориса Бежара и тогдашней его труппы «Ballet du XX siécle» («Балет XX века»). А.Платель так и сделал, после чего оценил его как «ужасный». Во время спора старший коллега бросил ему едкую фразу: «Ну, хотел бы я посмотреть, как ты сделаешь что-то лучшее». 

А.Платель, чей опыт в то время сводился к участию в детских драматических и танцевальных спектаклях, вызов принял – с сестрой и другом придумал громоздкое ироническое название «Les Ballets Contemporains de la Belgique» и в одном из лофтов в Генте поставил небольшой спектакль. Так случилось, что в числе зрителей оказался организатор нового театрального фестиваля – он пригласил спектакль на свой фестиваль, где постановка Плателя получила специальный приз организаторов. И кружок единомышленников А.Плателя начал обретать популярность. Международное признание труппе, как уже говорилось, принёс в 1993 году балет «Bonjour Madame», который на фестивале в Амстердаме увидела группа менеджеров из 30-ти театров. 

 

Название труппы А.Плателя таит в себе несколько смыслов. По-французски это сокращение первичного названия, дословно обозначающего «Бельгийские современные балеты». Использование множественного числа игриво напоминает о гремевшей на Западе в первой трети XX в. труппе импресарио Сергея Дягилева «Ballets Russes» и его «русских сезонах». Это и некая пародия на модные в то время названия других трупп, например, того же М.Бежара, и вызов общественности Бельгии: группа фландрской национальной общины взяла и назвалась по-французски. А, в общем, название следует интерпретировать, как «Современный балет Бельгии». 

Свою привозимую в Вильнюс постановку «nicht schlafen» (на снимке – сцена из спектакля) труппа характеризует как «танец жизни и смерти». Точкой отсчёта при создании спектакля для А.Плателя стала музыка австрийского композитора Густава Малера и труд историка Филиппа Блома «Перемены и культура на Западе. 1900-1914». А.Платель почувствовал родство с эпохой, которую в своих работах отражает Г.Малер, - это период больших перемен и краха, приведший человечество в Первой мировой войне. По словам самого А.Плателя, позднее, несколько дней подряд читая новости о Д.Трампе, исламском терроризме, «Брекзите» и национализме, поднимающем голову по всей Европе, и т.п., он обнаружил множество параллелей современности и периода, в котором жил Г.Малер. 

 

Те, кто видел репетиции труппы в студии, заметили, что спектакль отражает ощущение растерянности, страха, неуверенности и опасной незащищённости наших дней. Хотя А.Платель, как всегда, соединил несоединимое: музыку Г.Малера и африканские полифонические песни, колокольчики коровьего стада, на сцене – контрастирующая команда исполнителей: мужчина и женщина, чёрный и белый, еврей и араб, танцор и певец. 

 

источник https://www.obzor.lt/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *