БАЛЕТНЫЕ ФРОНТОВИКИ — Балет 24

БАЛЕТНЫЕ ФРОНТОВИКИ

Интернет знает очень мало, но даже он дает возможность сегодня, в День Победы, воздать дань памяти и уважения людям, которые трудились в тылу и на фронте, чтобы своим мирным искусством приблизить разгром врага.

Давайте, с вами вспомним тех, информацию о ком можем найти, и тех, кто остался безвестным тоже. В каждом театре, наверняка, хранится список фронтовиков и тех, кто погиб в годы войны. Наш список - далеко не полный, и если есть возможность - давайте будем его пополнять.

Лепешинская Ольга Васильевна - Заслуженная артистка РСФСР (1942).Народная артистка РСФСР (1947).  Народная артистка СССР (1951).
Отдать девочку в хореографическое училище родителей Лепешинской убедила бывшая балерина Большого театра, с которой Лепешинские познакомились в 1925 году во время отдыха в Крыму. Однако приемной комиссии Московского балетного техникума девочка не понравилась. В итоге, Ольга занималась частным образом и попала в училище на место заболевшей девушки. Закончила училище и поступила в Большой театр в 1933 году. Во время Великой Отечественной войны Лепешинская выступала перед фронтовиками в составе Первой фронтовой бригады Большого театра. "Лепешинская танцевала свои балетные партии даже на одной полуторке (обычно сдвигали кузова двух машин). Балетное искусство изящное, легкое, и она танцевала в открытом кузове, в пачках и на пуантах, под постоянной угрозой обстрела". Работала она и в тылу: танцевала на сцене Большого, а также давала сольные концерты, сбор средств от которых поступал в фонд обороны и на строительство танковой колонны "Советский артист". Кроме того, в 1942 году Лепешинская была избрана заместителем председателя Антифашистского комитета советской молодежи. За свою работу во имя победы в мае 1945 года артистка получила телеграмму с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Об одном из концертов она вспоминала:

"Танцевали мы с Асафром Мессерером на специально подготовленном "для балета" дощатом полу. Танцевали мы вальс И. Штрауса сначала целиком, потом кусочками, потом опять целиком,потом опять кусочками, а бойцы просили нас танцевать еще и еще. Забыть это нельзя!"

Кроме Мессерера выступал с Лепешинской и Петр Гусев, на руки к которому она прыгала, увязая в песке, через кочки.


Нина Васильевна Пельцер (Чумакова) - Заслуженная артистка РСФСР (1957).

В 1922-25 училась в харьковской балетной студии Н. Дудинской-Тальори; с 1926 балерина Театра им. Лысенко, где исполняла сольные вариации в балетах «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность», в сцене «Вальпургиева ночь» (опера «Фауст»); в 1927-29 солистка Харьковского театра муз. комедии, в 1929-56 Ленинградского театра муз. комедии; в 1930-33 училась в ЛХУ (класс классического танца А. Вагановой, характерного — А. Лопухова). В 1941-76 педагог-репетитор Ленинградского театра муз. комедии. Во время войны осталась в блокадном Ленинграде, где выступала на сцене театра Музыкальной комедии - его не эвакуировали, но перевели в здание Пушкинского театра. Пережила 900 дней блокады города.

Анатолий Королькевич в мемуарах "А музы не молчали" рассказал, как Нина Васильевна заставила упражняться у станка молодых балерин, чтобы к ним, умирающим от голода, вернулась жажда жизни и страсть к профессии:

"Урок продолжался... Кончился он на труднейшем шажман де пье. Делали его еле-еле, но делали... Урок шел час, не больше, но для первого раза вполне достаточно.

— У людей появился румянец, — говорила Пельцер, — собственно, румянца, как такового, не было, а была видимость, но люди устало, удовлетворенно улыбались и спрашивали: «А завтра урок будет?» Это была победа!"


Костровицкая Вера Сергеевна - артистка балета, балетный педагог и методист классического балета.

По окончании Петроградского хореографического училища (педагоги Ольга Преображенская, Агриппина Ваганова), с 1923 по 1937 год танцевала в театре им. Кирова.

Закончив артистическую карьеру, в 1937—1965 годах преподавала классический танец в родном балетном училище. В 1939 году окончила педагогические курсы, которые вела при нём Агриппина Ваганова. В 1947—1955 годах была ассистентом профессора на отделении педагогов-хореографов Ленинградской консерватории. В 1972 году издала методическое пособие «Сто уроков классического танца», выдержавшее множество переизданий и переведённое на несколько иностранных языков.

В годы блокады продолжала работать в училище, организовала и провела более 200 шефских концертов в госпиталях и прифронтовой полосе. 


Обрант Аркадий Ефимович - советский балетмейстер и режиссёр, педагог, создатель и руководитель Молодёжного ансамбля танца (1942—1958).

Окончил Воронежский музыкальный техникум, Государственный институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта (специальность — «спортивно-художественное движение»), учился на балетмейстерских курсах при Ленинградском хореографическом училище у Ф. В. Лопухова (1939—1941). В 1934—1937 годах преподавал пластику в Доме художественного воспитания. В 1937—1941 годах работал в Ленинградском Дворце пионеров балетмейстером Ансамбля пионеров.

В первые дни войны Обрант ушёл в народное ополчение. В конце первой блокадной зимы, в феврале 1942 года, командир агитвзвода лейтенант Обрант собрал некоторых из своих бывших учеников для пополнения агитвзвода 55-й армии. "30 марта 1942 года ребята приняли участие в концерте на слёте сандружинниц и врачей… Ребята танцевали, превозмогая слабость… А в зрительном зале плакали девушки-сандружинницы, невозможно было удержаться от слёз при виде измождённых блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать" - так вспоминал Аркадий Ефимович в своих мемуарах.

А вот другой - художественный текст -Ю. Алянский. Танец в огне:

"Зазвучал гопак. На сцену переполненного зала местной школы выбежали Нелли Раудсепп, Валя Лудинова, Геннадий Кореневский и Феликс Морель. В зале улыбались. Но вдруг произошло непредвиденное: пустившись вприсядку, Геннадий не смог подняться. Он делал отчаянные усилия — и не мог! Нелли быстро подала ему руку и помогла встать. Так повторялось несколько раз".

После лечения в госпитале из подростков был создан Молодёжный фронтовой ансамбль при политотделе 55-й армии, который дал более трёх тысяч концертов на фронте и в городе. Первоначально ансамбль состоял из 9 человек, позднее был пополнен до 18. Своеобразным его символом стал восстановленный Обрантом танец «Тачанка», в репертуар также входили красноармейские и народные танцы. 9 мая 1945 года коллектив выступил на Дворцовой площади с номером «Марш Победы».


Иордан Ольга Генриховна - артистка балета, педагог, балетмейстер, солистка Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1926 году окончила Ленинградский хореографический техникум по классу Агриппины Вагановой. Была принята в балетную труппу Государственного театра оперы и балета, где танцевала с 1926 по 1950 год.

В годы блокады Ленинграда, в 1942—1944 годах возглавляла балетный коллектив, где поставила свои редакции классических балетов «Эсмеральда», «Шопениана» и «Конёк-Горбунок», а также исполнила в них ведущие партии.

В 1944 году, после снятия блокады, вернулась в труппу Кировского театра, оставила сцену в 1950 году.

Преподавала классический танец в ленинградском (в 1939—1940 и с 1946) и московском хореографических училищах.

"Ольга Иордан вспоминала, что после спектакля она получила подарки: от неизвестного моряка – головку лука, от военного – полбуханки хлеба, а от артиста Ивана Нечаева – бутылочку черного растительного масла.
Присутствовавший на премьере Дмитрий Лазарев вспоминал: «В антракте мы с женой
проходим за кулисы. Ольга Генриховна встречает нас счастливым смехом: «Я смотрела в
глазок, зрители даже сняли варежки, чтобы громче хлопать».*
Ее партнером по блокадной сцене был Шехматов Николай Михайлович информации о котором практически нет сейчас в сети.


Сахновская Наталья Павловна и Гербек Роберт Иосифович - артисты театра им. Кирова, педагоги.

Войну семья артистов Кировского театра Гербек — Сахновская встретила в Ленинграде, они оказались в числе блокадников. Выбраться из города стало невозможно — он был полностью окружен, доставка товаров и провизии прекратилась.

В эти страшные годы балерина Ольга Генриховна Иордан организовала и возглавила балетную труппу, среди работавших там были Наталия Сахновская и Роберт Гербек. Выступления эти были сродни подвигу — город из последних сил пытался выжить; артисты придумали специальные костюмы, скрывающие уродливую худобу, и из последних сил все равно выходили на сцену к зрителям — таким же блокадникам, как они сами. После снятия блокады Р. Гербек руководил танцевальной группой Ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа.

Из воспоминаний Натальи Павловны:

"Наш первый зритель – небольшая группа людей в шинелях и ватниках, шоферы, совершившие множество рейсов через Ладогу. Давно забытое волнение – как возвращение к жизни. Но сможем ли мы станцевать и станет ли зритель смотреть на нас? Мы очень изменились. Костюмы болтаются, на руки приходится одевать длинные перчатки, на плечи – пелерину. Хочется чем-нибудь «завесить» и постаревшее лицо… Знакомые аккорды. Сердце заколотилось, и мы неуверенно выходим на эстраду… Ноги с трудом поспевают за музыкой, всего несколько движений, а мы уже почти выбились из сил. Голова кружится, в глазах темнеет, несколько раз мы споткнулись, едва удержались на ногах. К счастью, я была в «наилегчайшем весе», и Роберт Иосифович с трудом, но мог поднимать меня. Скорее бы конец, только бы дотянуть! Но радость – аплодисменты! Аплодисменты. Мы нужны людям!!!»


Еще один ленинградец - партнер Галины Улановой Константин Михайлович Сергеев - артист балета, балетмейстер и педагог, главный балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета.

Когда Галина Уланова уехала в Москву, Сергеев остался в Ленинграде.

С первых дней войны, в составе труппы, выезжал с концертными бригадами во фронтовые подразделения. Эвакуировался с театром в Пермь.

Два с лишним года труппа работала в Перми. Именно в это время Сергеев все чаще выступал в паре с Натальей Дудинской. Их первым совместным выступлением в составе труппы был балет-фантазия на музыку А. Скрябина «Жар-птица и Иван-царевич». С этого момента они стали неразделимы. Вместе они станцевали множество великолепных вальсов. «Венский вальс» в постановке Якобсона был предназначен для других исполнителей, но Дудинская и Сергеев попросили отдать им этот номер и исполнили его великолепно. Потом были зажигательный вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», вальс Штрауса в постановке Вахтанга Чабукиани.

Их часто приглашали из Перми в Москву танцевать в Большом театре. Во время такого недолгого пребывания в Москве, в августе 1943 года, им предложили слетать в Ленинград. Летели в сопровождении двух истребителей, чтобы дать два концерта в Филармонии. Во время репетиции рядом со зданием разорвался снаряд. Воздушной волной артист был отброшен от окна. И все же через несколько часов они танцевали адажио из «Щелкунчика».


Сусанна Николаевна Звягина - артистка балета, характерная солистка Большого театра в 1937—1961 годах, главный балетмейстер Московского мюзик-холла, балетовед. заслуженная артистка РСФСР

По окончании Московского хореографического училища (тогда техникум, ныне Московская государственная академия хореографии, педагог Е. П. Гердт), в 1937-1961 гг. - артистка Большого театра.
В годы Великой Отечественной войны была одной из руководительниц и активной участницей фронтовых бригад.
Дружила с Сергеем Эйзенштейном, и это дружба увенчалась небывалым подарком великого режиссера: он поставил для нее концертный номер "Последний разговор (Кармен и Хозе)", который она с успехом исполняла с другим блистательным характерным танцовщиком Большого театра Константином Рихтером.
В 1961 году, оставив сцену, стала балетмейстером-репетитором Новосибирского театра оперы и балета. В 65-м окончила театроведческий факультет ГИТИСа. В 1970-1975 гг. была главным балетмейстером Московского мюзик-холла, который под ее чутким руководством сумел возродиться практически из небытия.
В середине 70-х годов вновь вернулась в Большой театр, став очень энергичным и деятельным председателем Совета ветеранов. В течение нескольких лет параллельно была редактором газеты Большого.

Сусанна Николаевна вспоминала о войне: «Тогда можно было услышать такое пренебрежительное мнение: «Что могут эти артисты?». Оказалось, что многое. Достаточно вспомнить десятки тысяч концертных бригад, выступавших на всех фронтах. Первый концерт в еще не полностью освобожденном Рейхстаге дала бригада Большого театра. А на моем счету - семь фронтов и  Сталинград».

Ее партнером в те дни был Владимир Хрусталев - о котором тоже мало информации.

8 сентября 1942 года они исполняли на фронте кабардинскую лезгинку, венгерский народный танец чардаш и цыганскую рапсодию - в Бахрушинском музее сохранился фронтовой дневник их бригады.


"Война для Нижегородского, тогда Горьковского, театра оперы и балета началась в городе Иваново, где проходили гастроли. В воскресенье 22 июня дневным спектаклем был «Иван Сусанин» М. Глинки. До объявления по радио правительственного сообщения о нападении на Советский Союз гитлеровской Германии прошёл первый акт оперы"   - вспоминают сегодня в Нижнем Новгороде. В числе участников фронтовой бригады упоминаются солисты балета Ирина и Михаил Фроловы.  С 20 октября по 19 ноября 1943 года концертная бригада под руководством М. Фролова дала 60 концертов в частях Красной армии и в госпиталях.

В Театр классического балета в Ленинграде в послевоенный 1947 год вернулись фронтовики Ю. Гиподес и И. Годлевский. Информации нет.


 Стешенко Нина Павловна - балерина и педагог.К 1941 году ей было 23 года, и в ее трудовой книжке было написано, что она - солистка балета Казахского театра оперы и балета имени Абая в городе Алма-Ате.

«Мы были на гастролях в Чимкенте, там и узнали, что началась война. Вернулись в Алма-Ату и продолжали работать в театре, встречали эвакуированных из Москвы артистов. Видела, как репетировала Галина Уланова. Видела Любовь Орлову, Жарова, Бабочкина, Целиковскую и многих других известных артистов. Помогали им освоиться на новом месте. 

А в 1943 году были сформированы бригады по художественному обслуживанию фронта, и мы поехали на Северо-Западный фронт. Ехали 12 суток в товарном поезде. Потом пересели на грузовики и отправились по фронтовым частям. В бригаде были певцы, баянист, скрипач, чтец и я со своим партнером по балету Литваком. Где-нибудь на большой поляне или лужайке ставили борт к борту машины - это была сцена. Конечно, танцевать балетные номера там не получилось бы, мы танцевали народные танцы: казачий, украинский - костюмы для этого возили с собой.

После войны служила в Новосибирском театре оперы и балета, с 1960 года - в Казани.


Фронтовиком был и композитор Михаил Павлович Зив

В 1947 году окончил Московскую консерваторию (класс Д.Б.Кабалевского). Работал в художественном, анимационном и научно-популярном кино. Много сотрудничал с кинорежиссером Григорием Чухраем, писал музыку к его фильмам «Баллада о солдате», «Чистое небо» и другим. На его музыку в Свердловске, в 1966 году, был поставлен  балет "Первая любовь".

 


А сколько балетных судеб не сложилось из-за войны?

Например,  Дроздова Лилия Степановна- Заслуженная артистка Белорусской ССР. Народная артистка РСФСР .

С детства мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище в Белоруссии. Но вместо сцены, четырнадцатилетняя девочка, потерявшая в вихре войны родных, попала в военно-санитарный поезд, стала сандружинницей, спасала раненых. 
В 1950 году окончила Минский театральный институт. 
В 1950-1957 годах работала в Белорусском национальном театре имени Янки Купалы.
С 1957 года — актриса Нижегородского театра драмы имени Горького. 


Или - Зарипова Нина Дмитриевна - артистка цирка.

В 1938-1941 годах занималась в балетной студии при Ивановском театре музыкальной комедии.
В 1941 году комитетом ВЛКСМ была направлена в Горьковскую школу Радиоспециалистов при военном училище, по окончании, в мае 1942 года, получила специальность "радиооператор", была призвана на службу в Советскую армию и отправлена на фронт.
С 20 мая 1944 года по 6 апреля 1945 года служила в штабе партизанского движения Польши радиооператором.
В 1946 году поступила в Главное управление цирков в номер под руководством Г. Аркатова.
С 1947 года - наездница в номере "Джигиты Узбекистана" под руководством Народного артиста Узбекистана Карима Зарипова.


Можно приравнять к фронтовикам преподавателей Академии им. Вагановой, который в дни блокады набирали курсы из истощенных детей и преподавали им высочайшее искусство, как и самих этих детей, умудрившихся выжить и стать артистами.

И сегодня наш черед помнить о всех них - может быть не поименно, но помнить с благодарностью - эти люди своим трудом подарили нам победу и мирное небо над головой!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *