НА НУРИЕВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ АРТИСТЫ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА ИСПОЛНИЛИ ГЛАВНЫЕ РОЛИ В «ШУРАЛЕ» — Балет 24

НА НУРИЕВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ АРТИСТЫ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА ИСПОЛНИЛИ ГЛАВНЫЕ РОЛИ В «ШУРАЛЕ»

Балет удостоился многочисленных премий, в нем танцевали известнейшие имена балетного мира, в том числе Майя Плесецкая.

Балет «Шурале» — это сказка о любви, добре и зле. Его история начинается в 30-е годы. Тогда в Москве периодически проводились декады культуры и искусства разных народов Советского Союза. В одну из таких декад, когда было решено уделить внимание Татарстану, встал вопрос о создании национального балета. Над постановкой взялись работать известный художник и балетмейстер Леонид Якобсон, писатель и литературовед Ахмет Файзи и композитор Фарид Яруллин. Некоторые знатоки балета считают, что именно Якобсон сделал постановку такой популярной — ее показали в странах бывшего Советского Союза и даже в Мехико. Балет удостоился многочисленных премий, в нем танцевали известнейшие имена балетного мира, в том числе Майя Плесецкая.

Спектакль - балет

Так получилось, что премьера балета выпала на начало войны. Показ пришлось перенести, а один из ее создателей, Фарид Яруллин, так и не смог увидеть свою работу на сцене — погиб на фронте. Спектакль показали только после победы над фашизмом. С тех пор он не выходит из репертуара театров. Сейчас его показывают в Мариинке и в казанском театре оперы и балета.

В этом году на Нуриевском фестивале главные роли в балете исполнили балерина Мариинского театра Рената Шакирова — Сююмбике, ее коллега по театру Тимур Аскеров, исполняющий Батыра, а также Руслан Савденов из Франции, город Тулуза.

Как ни странно, татарка Рината Шакирова первый раз приехала в Казань. Ее дебют в роли Сююмбике состоялся в январе этого года.

Спектакль - балет

«Для меня очень важно танцевать балет „Шурале“ здесь, на этой сцене. Если в Петербурге не все знают эту сказку, то здесь каждый человек с ней знаком, причем с малых лет, и, наверное, это еще более ответственно для меня. Очень приятно, что меня сюда пригласили, я безумно счастлива», — рассказывает Рената.

В спектакле очень много мизансцен, и это особенно нравится артистке. «Мне нравится, что здесь много взаимодействия с другими людьми: с шуралями, как мы их называем (смеется), в деревне, на помолвке. Мне нравится, что на сцене идет диалог, что все понятно. И есть разные нюансы — ритуал со свадебной чашей и когда родители посыпают молодых рисом», — делится балерина. 

Действительно, во время спектакля можно увидеть много национальных традиций, культура татарского народа передается не только в костюмах, но и через свадебный ритуал, борьбу кереш, танцы и музыку.

Спектакль - балет

Исполняющий роль Батыра Тимур Аскеров вышел на сцену в этой роли в третий раз. Его герой мужественный и сильный, он спасает девушку-птицу Сююмбике от коварного Шурале, который украл у нее крылья.

«Это был абсолютно новый для меня балет и абсолютно новый для меня персонаж, и руководство отметило, что все привыкли обычно меня видеть в белом трико, а тут — сапоги, штаны, совсем другие движения. И это очень здорово, когда мы пробуем новые хореографии — это дает большой толчок к развитию», — считает Тимур.

Танцовщик признался, что давно мечтал станцевать в этом балете, и приглашение на Нуриевский фестиваль в таком качестве стало для него приятным сюрпризом. «Я был наслышен об этом фестивале, он достаточно сильный, в нем принимают участие известные лица, наконец-то и мне посчастливилось. Наверное, теперь у меня этот балет будет ассоциироваться с Казанью», — поделился артист.

Спектакль - балет

Чтобы исполнить злодея Шурале, в некогда родные стены театра вернулся Руслан Савденов, он протанцевал здесь долгое время, а сейяас выступает во Франции. «Последний раз я танцевал Шурале в 2011 году. Большой перерыв прошел, но я его с удовольствием вспомнил. Очень хорошая партия и очень многогранная. Его очень приятно исполнять», — делится Руслан.

Савденов каждый раз исполняет Шурале по-разному. «В один день он резкий, а в другой — его можно станцевать мягким, пластичным. Либо можно в какой-то момент замирать и сливаться с лесом. Партия очень многогранная и очень красивая. Можешь быть мягким таким, а потом раз — и становишься кочерыжкой, и идешь, как кочерыжка. Можно изобразить, как будто руку заклинило, начинаешь эту руку двигать и обратно становишься мягким», — рассказывает он.

Наверное, не только артист, но и зритель воспринимает этого героя по-своему — то веселым, то злым, но каждый раз с ностальгией по детству. Балет окутывает какими-то теплыми чувствами, пусть в нем есть и сцены драки, и сожжения нечести в огне. На показе можно было увидеть много детей — все они не отрывали своего внимания от сцены, успевая периодически задавать вопросы взрослым.

Спектакль - балет

По сюжету балет отличается от оригинальной сказки Тукая, но не обошлось без известной сцены, когда злодею зажимают пальцы в бревне. А героиня, девушка-птица Сююмбике, добавляет истории романтичности.

В постановке много национального колорита — это и костюмы, и характерные движения в танце, и некоторые нотки в музыке. Спектакль прошел при полном аншлаге, как и лекция, предшествующая ему. В этом году фестиваль стал примечательным не только юбилеем Рудольфа Нуриева, но и его наполнением — это не только спектакли, но и лекции, кинопоказы и творческие встречи.

 

 

источник http://www.tatar-inform.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *