21 МАЯ — Балет 24

21 МАЯ

Родилась Филина Людмила Владимировна (1943) - Артистка балета, педагог, Заслуженная артистка РСФСР. 

Людмила Владимировна  родилась в блокадном Ленинграде, в 1943 г., в  1953 г. поступила в ЛГХУ им. А. Вагановой.  Ее первым спектаклем в стенах школы был «Щелкунчик», который давали исполнять только лучшим ученицам. По окончании училища, в 1962 г., ее приняли на положение солистки в труппу Малого театра оперы и балета (ныне - Михайловский театр), в котором она прослужила 22 года, получив звание заслуженной артистки РСФСР.  Людмила Владимировна исполняла ведущие партии в балетах «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность», «Коппелия», «Пахита», «Антоний и Клеопатра» и мн. др. С театром гастролировала более  чем в 33-х странах. Закончив при Академии Педагогические курсы, в качестве педагога-репетитора классического танца Людмила Владимировна несколько лет работала в Берлине, Франции, Польше.


Родился Мунтагиров Александр Абубакирович (1955) - артист балета, педагог-балетмейстер, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР. 

"С 10 лет я танцую, и потому, что танец мною владеет, самим же танцем овладеть полностью нельзя. Он, как жизнь, будет тебя кружить и требовать всё большего и большего мастерства, пока не поглотит целиком..." - рассказывал об увлечении своей жизни сам балетмейстер. В 9 лет мальчик записался в цирковую студию,  но, случайно, по соседству, оказалась студия балета, в которой сумели разглядеть в мальчике исключительные данные. В итоге Александр закончил Пермское хореографическое училище (класс Ю. И. Плахта, 1973), Челябинский государственный институт культуры.  В 1973–1995 годах - солист балета, в 1995-2002 годах - художественный руководитель балетной труппы Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки. В 1988-1991 годах - руководитель балетной студии при Челябинском театре. В спектаклях театра участвовали звезды мирового балета: Н. Цискаридзе, М. Ивата, Ю. Сайто, Д. Гуданов.


Родился Глынин Владимир Львович (1975) - артист балета, балетный фотограф.

Получил образование профессионального танцовщика. В 1993 году после окончания Московского академического хореографического училища был принят в труппу Большого театра, где проработал до 2000 года. Карьеру фотографа начал  в 1995 году, со съемки закулисной жизни театра. Фотограф создал ряд рекламных кампаний и promo съемок для Большого театра и таких брендов, как Grishko, Lucia, Black Label Johnnie Walker, Maybach, Audi, BMW и другие. входит в Союз художников России и является лауреатом премий "Серебряный венок" Московской Фотобиеннале в номинации "Лучший молодой фотограф" (2003) и "Астра" в номинации "Фотограф года" (2006). Некоторое время снимал работы дляфешн-индустрии, но постепенно вернулся к собственным проектам, в том числе - с участием артистов балета: «Реконструктивизм», посвященный Малевичу и русскому балету, «Узлы», в котором больше балетной пластики, тел,  выраженных в геометрические формы.


Премьера  оперы-балета "Золотой петушок" ("Le coq d'or"), балетмейстер М. Фокин, Русский балет Дягилева, парижская Опера, 1914 г.

Танцы в постановке поставил М. М. Фокин, декорации и костюмы выполнила  Н. С. Гончарова, дирижёр П. Монтё; Шемаханская царицаТ. П. Карсавина, ДадонА. Д. Булгаков, ЗвездочётЭ. Чеккетти. 1937, "Балле рюс дю колонель де Базиль", "Ковент-Гарден", Лондон, муз. редакция H. H. Черепнина, балетм. Фокин, худ. Гончарова, дирижёр А. Дорати; Шемаханская царицаИ. Баронова, ПетушокТ. Рябушинская, ДадонМ. Платов, ЗвездочётГ. Алджеранов.


21 мая 1919 г. в Большом театре был показан балет П. Чайковского «Щелкунчик».

Ранее в Москве балет не исполнялся.  А. Горский -  балетмейстер спектакля, переработал сценарий, отказавшись от партии Феи Драже. Декорации и костюмы рисовал Константин Коровин. Эскизы в архивах Большого передают дерзкие идеи эпохи модерн.

«Если у Петипа в главных партиях были фея Драже и принц Коклюш, то Горский первый отдает эту музыку маленьким героям – Кларе и принцу Щелкунчику, – рассказывает главный хранитель музея ГАБТ Екатерина Чуракова. – И после него фея драже и принц Коклюш не появляются ни в одном «Щелкунчике». Щелкунчик превращался в гусара. Снежинки в подружек Клары. Дед Мороз вел в сказочную страну. Стол, размером в сцену, превращался в царство сластей. Из гигантских чайников и ваз выходили куклы.


Первое представление балета "Блудный сын" Дж.Баланчина. Париж, Русский балет Дягилева, театр Сары Бернар, 1929 г.

Балет «Блудный сын» - последний спектакль, который Джордж Баланчин поставил для труппы «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Дягилев заказал музыку Сергею Прокофьеву (37-летний композитор тогда жил на Западе), а декорации - французу Жоржу Руо. Либретто создал секретарь Дягилева Борис Кохно, на основе описания сц3ен, данных ушкиным в "Станционном смотрителе".  Прокофьев сам дирижировал оркестром на премьере. Первым исполнителем заглавной роли был любимец Дягилева Сергей Лифарь. В балете было не много сложных танцев, больше пластических сцен. Но самым поразительным был второй акт, который представлял мистическое падение юноши, подпавшего под чары Красавицы-Сирены. Балет был поставлен Баланчиным в стиле «императорского балета», и хотя Прокофьев и Дягилев находили постановку не лучшей, имел успех на сцене. Тем не менее, после смерти Дягилева балет долго не ставился, пока не был возобновлен Баланчиным для Михаила Барышникова.


Мировая премьера балета «Баядерка» в редакции Н. Макаровой, Американский театр балета, Линкольн-центр (Метрополитен-опера), Нью-Йорк, 1980 г.

Наталья Макарова поставила свою версию "Баядерки" в 1980 году. Менее помпезная и не такая  многолюдная, как первоисточник,  она сохраняет все главные достоинства шедевра Петипа.

За основу были взяты три акта Петипа, Пономарева и Чабукиани,объединенные в два. Третий акт Макарова сочинила заново, перенеся туда танец золотого Божка. Она восстановила первоначальный конец: во время венчания Солора и Гамзатти появляется тень Никии, которая укоряет Солора в нарушении клятвы верности. Разгневанные боги разрушают храм, все гибнут под его обломками. Но Никия спасает своего неверного возлюбленного и уводит его за собой. На премьере Никию танцевала сама Макарова (в то время балерина была в расцвете своего великого таланта и мировой славы). Солора исполнял английский танцовщик, премьер лондонского Королевского балета Энтони Доуэл, а Брамина – премьер АБТ Александр Минц (в прошлом – характерный танцовщик балета в театре им. Кирова). 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *