АНГЕЛ МОЙ, ДА ВЫ ХОРЕОГРАФ! ВЛАДИМИР ВАРНАВА — Балет 24

АНГЕЛ МОЙ, ДА ВЫ ХОРЕОГРАФ! ВЛАДИМИР ВАРНАВА

Материал журнала Каданс http://cadence.tilda.ws/

ТЕКСТ
АНАСТАСИИ КЛОБУКОВОЙ
ЕКАТЕРИНЫ АГАРКОВОЙ

ИЛЛЮСТРАЦИИ
АЛИСЫ КОРОЛЁВОЙ

 
СЕРИЯ интервью с молодыми хореографами.
 
Хореографы — восприимчивые, ищущие, беспокойные, одержимые, влюблённые, чувствующие дух времени, — способны энергией движения уничтожить пустоту неподвижности. Ощущение любви внутри них — безусловной, всепоглощающей — переводит человеческую мысль в телесный текст. Герои этого материала не похожи друг на друга, у каждого свой алфавит танца, но все они — смелые люди с ясным умом и четкими целями.
С какими мыслями хореографы открывают двери в балетный зал и с какими выключают свет, уходя? Откуда они берутся, как работают, какие горы сворачивают? 

Мы подготовили блиц из 7 вопросов про то, какой разной может быть профессия хореографа.

1
15 лет назад в Туркменистане на законодательном уровне запретили балет, поясняя, что туркменам этот вид искусства непонятен и поэтому не нужен. В чём же главная задача балетного искусства? Зачем оно существует?
 
2
В чём заключается главная сложность во время работы над спектаклем?
 
3
Существует ли в наших театрах цензура?
 
4
Сколько времени уходит на постановку нового спектакля?
 
5
Сложно ли найти индивидуальный стиль и нужно ли это делать? Ощущаете ли вы влияние других балетмейстеров на формирование вашего собственного стиля?
 
6
Чем вы руководствуетесь, выбирая танцовщиков для постановки?
 
7
С кем из хореографов или выдающихся людей других сфер вы бы хотели лично пообщаться?
 
ВЛАДИМИР ВАРНАВА.
Владимир — наверное, самый востребованный молодой хореограф нашей страны — после фестивалей Мариинский и Context. Дианы Вишнёвой начал завоёвывать мир. Стажировка у Каролин Карлсон, приглашение Сергея Даниляна, работа для Большого театра, постановка балета в Монте-Карло, подготовка полнометражных балетов для МАМТ и Мариинского — внушительный список, который ещё можно продолжать. А ведь парень сформировался где-то далеко от центров современной хореографии — в Ханты-Мансийске и Петрозаводске, и лишь на проекте «Stravinsky's Оpuses» в 2011 году начал ставить. Владимир непредсказуемо плетёт свой хореографический текст — совершенно самобытный, одновременно пугающий и завораживающий.
 
 
 
1
Тяжело ответить именно про балет: задача искусства в целом – просвещать людей и поднимать их нравственный уровень.
 
2
Я нахожусь в начале своего творческого пути, и одна из главных сложностей для меня – это выработать, найти свой язык. Вторая сложность – работа с композицией, режиссурой спектакля.
 
3
Я пока не встречал цензуру. Были пожелания художественного руководителя театра: сколько человек занять в постановке, как использовать маленький или большой бюджет на постановку. Идеологических ограничений я не испытывал. Думаю, что в балете вообще труднее столкнуться с цензурой, чем, например, в современном танце, балет – искусство иного плана.
 
4
Зависит от занятости артистов и ограничений, которые ты сам себе ставишь. Последняя моя работа – «Поцелуй феи» для Балета Монте-Карло (1 час 10 минут) – заняла у меня 1,5 месяца. Плюс период кастингов. Сейчас я вот уже месяц ставлю «Видение розы», в котором задействовано только 2 человека и рассчитываю, что постановка займёт максимум 30 минут. При этом нерегулярность встреч растягивает время.
 
5
Наверное, только ради этого и стоит быть хореографом. Задача не в том, чтобы просто сделать по-другому, важно найти что-то уникальное. Любой автор копается в своем детстве, в своей личной истории, ведь на формирование человека влияет очень много факторов. Сейчас я активно обращаюсь к своему прошлому, образованию, пережитому опыту. Нужно всё это из себя достать, переосмыслить, соединить со мной сегодняшним. Этот непростой внутренний диалог нужен для того, чтобы хореография не была пустой. И еще необходимо соединить хореографический текст с режиссерскими решениями и ви́дением спектакля. Грубо говоря, в постановке соединяются рациональное представление и эмоциональное поле.
 
6
Для меня очень важно, чтобы человек обладал харизмой. Очевидцы говорили про «эффект присутствия» которым обладал Вацлав Нижинский и другие великие артисты; человек только появился в сценическом пространстве, и ещё не начал танцевать, но уже притягивает к себе весь зрительский фокус. Для меня это, пожалуй, главное качество – управление энергией. Ещё, конечно, внимательность и трудолюбие. В моей последней работе «Поцелуй феи» практически весь второй состав в итоге станцевал на премьере. Причина проста: они всё время работали, проверяли порядок, не пропускали репетиции. Кто-то из первого состава не приходил и ребята из второго сразу включались в процесс. С ними было легко работать, и самостоятельный труд сделал своё дело. В задачи хореографа не должна входить отработка техники, для этого существуют педагоги-репетиторы. Как-то мне в Мариинском театре один педагог сказал важную вещь: «Я же, Володя, с артистами не репетирую, я с ними разговариваю». Для меня этот подход кажется верным. Я люблю осознанных артистов, ценю импровизацию и предложения, потому что мне интересен совместный труд. Работать хочется с личностями, а не просто с исполнителями.
 
Источник http://cadence.tilda.ws/
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *