Барышников у аппарата: пять главных экспонатов его фотовыставки в Новом Манеже — Балет 24

Барышников у аппарата: пять главных экспонатов его фотовыставки в Новом Манеже

Выставка открывается 20 октября в Новом Манеже. Mos.ru рассказывает о главных экспонатах.

Звезда классического балета Михаил Барышников — излюбленный объект именитых фотографов, таких как, например, Роберт Уитмен, чья выставка «Михаил Барышников. Метафизика тела» год назад открылась в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Экспозиция в Новом Манеже покажет Барышникова с другой стороны объектива. Более 40 лет назад артист увлекся фотографией. Снимал в основном семью, друзей, пейзажи, а недавно начал фотографировать балет.

18 снимков артиста из цикла «Танец» будут впервые представлены российской публике. Помимо них, в экспозицию вошли 24 работы, сделанные авангардной фотохудожницей Ильзой Бинг — современницей и единомышленницей Мана Рэя, Анри Картье-Брессона и Андре Кертеса.

Михаил Барышников. Фото из серии «Танец». Без названия. 2014 годМихаил Барышников. Фото из серии «Танец». Без названия. 2014 год

 

Свою первую камеру Михаил Барышников купил в 1970-е годы в Америке — уже после того, как во время гастролей Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (сейчас — Государственный академический Мариинский театр) в Торонто решил не возвращаться домой и уехал в Нью-Йорк. Фотография на долгие годы стала для него хобби. В его объектив попадали городские пейзажи, собственные дети в домашней обстановке, друзья. Снимать балет Барышников долго не решался, понимая, как сложно поймать нужный момент и как легко превратить легкий и страстный танец в нелепую карикатуру, нажав на кнопку аппарата долей секунды раньше или позже.

Михаил Барышников. Фото из серии «Танец». Без названия. 2014 годМихаил Барышников. Фото из серии «Танец». Без названия. 2014 год

 

Пересмотреть свои взгляды и перестать бояться снимать танцующих людей Барышникова заставила одна вечеринка в его доме в Доминиканской Республике. Ужин с друзьями плавно перешел в танцы. Все встали из-за стола и начали двигаться под музыку, а хозяин потянулся к камере. С тех пор он страстно снимает везде, где люди танцуют, — в ресторанах, на улицах, на автомобильных заправках, в театрах. В объектив попадают артисты балета и любители, бразильские хип-хоперы и аргентинские танцовщики самбы, просто люди, которых переполняют эмоции. «Я счастлив, когда они не обращают на меня внимания и продолжают танцевать», — говорит Барышников в интервью.

Михаил Барышников. Фото из серии «Танец». Без названия. 2012 годМихаил Барышников. Фото из серии «Танец». Без названия. 2012 год

 

Зная все о балете изнутри, Барышников сразу отказался от статичного изображения. Он экспериментирует с длинной выдержкой, которая позволяет соединить в одном кадре несколько движений. Танцующие в его работах выглядят почти бесплотными, словно призраки, которые вот-вот унесутся прочь из кадра. На этом снимке запечатлены артисты танцевальной компании Пола Тейлора Элизабет Брэгг и Джеффри Смит, занятые в балете «Расколотое королевство». Один глаз Брэгг стараниями автора снимка переместился на шею Смита, кажется, что руки обоих танцоров дрожат, — так Барышников передает смысл, заключенный в постановке Тейлора: люди выглядят гротескно-смешными, когда сбрасывают светские маски.

 «Мне интересно то, что делал в моде Александр Маккуин, — что-то темное, странное, почти уродливое», — говорит Барышников. Снимая балет, он любит ставить акцент скорее на физиологической стороне танца, чем на легкости, точности и изяществе движения.

Выхваченные движения, ломаные линии, тела танцоров, будто написанные крупными мазками, — несмотря на то что снимки почти не подвергаются обработке, они кажутся полотнами экспрессионистов. При желании в них можно найти сходство с работами Пабло Пикассо, Анри Матисса или Фрэнсиса Бэкона.

Ильзе Бинг. Фото из серии Errante. Без названия. 1933 годИльзе Бинг. Фото из серии Errante. Без названия. 1933 год

Впрочем, сам Барышников среди имен художников прошлого, оказавших на него влияние, первым называет имя Ильзы Бинг. С легендой авангардной фотографии 30-х годов прошлого века, королевой лейки Ильзой Бинг он встретился в конце 1970-х. К моменту знакомства она уже не нуждалась в долгих представлениях, а он только делал первые шаги в составе труппы New York City Ballet. Это не помешало им подружиться настолько, что вскоре Бинг преподнесла Барышникову королевский дар — серию фотографий, сделанных на премьере балета Errante Джорджа Баланчина в Париже в 1933 году. Подарок, конечно, носил символический смысл: соратник Сергея Дягилева Джордж Баланчин, или Георгий Баланчивадзе, так же, как Михаил Барышников, в свое время оставил Санкт-Петербург и покорил западный мир.

Источник: https://www.mos.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *