ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О БАЛЕТМЕЙСТЕРЕ ЮРИИ ГРИГОРОВИЧЕ — Балет 24

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О БАЛЕТМЕЙСТЕРЕ ЮРИИ ГРИГОРОВИЧЕ

ИСТОЧНИК: https://zen.yandex.ru/

Юрий Григорович — живая легенда. Именно за его «Щелкунчика» люди бьют друг другу лица в предновогодней очереди в Большой театр. Именно его «Лебединое озеро» — символ нашей страны. Помимо прочего, он мудрый человек, поэтому познакомиться с его биографией и некоторыми высказываниями будет полезно абсолютно всем.

 
 

Коротко:

Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Сейчас ему 91 год. Окончил Ленинградское хореографическое училище, после чего сразу был принят в Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (старое название Мариинского театра), где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Одновременно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького.

 

Свой первый балет он поставил в 20 лет. Его «Аистёнок» и ряд других постановок к этому времени уже заметили профессионалы. Одним из ценителей того, что делал Григорович, был Симон Вирсаладзе. Впоследствии художник и хореограф очень плодотворно сотрудничали друг с другом, до самой смерти Симона Багратовича. Вместе они создадут восемь оригинальных балетов.

Информация о том, что молодой танцовщик ставит хорошие балеты быстро дошла до руководства театра. В 1957 году на сцене легендарной «Мариинки» Григоровичу доверяют поставить «Каменный цветок» Прокофьева. Публика восприняла работу очень тепло. Два года спустя этот же балет был с успехом показан уже в Москве, на сцене Большого.

В 1961 хореограф вновь сумел покорить зрителей: его постановка «Легенда о любви» после премьеры в северной столице тоже «переехала в Москву». К этому моменту переехал и сам Григорович — он занял пост главного балетмейстера Большого театра, на котором оставался вплоть до 1995 года. Период с 1964 по 1995 называют в Большом театре «золотым веком», потому что именно в это время Григорович сформировал репертуар, который сейчас считается легендарным.

«Очень важно, чтобы в искусстве не было мешанины. Классический балет и современный балет не надо показывать в одном театре! Это разные пути в искусстве и вообще культура разная. Симфонический оркестр не должен играть блюзы, а джазовый — симфоническую музыку. Я за определённость. Был МХАТ Станислав­ского и Немировича-Данченко, а рядом театры Вахтангова, Таирова, Мейерхольда, потом Товстоногова. Они стояли на разных эстетических платформах, но у каждого было своё лицо. Сейчас не у каждого театра лицо разглядишь...»

Как ставился «Спартак»

Юрий Николаевич очень хотел поставить балет «Спартак», но не решался браться за эту работу. До него над версиями этого балета работали прославленные хореографы. Однажды директор Большого театра обратил внимание на то, что в репертуаре нет «Спартака» и поручил Григоровичу обратиться с этим вопросом к Моисееву. По счастливой случайности хореограф оказался очень занят и работу официально доверили Григоровичу. Постановка признана шедевром, в главных ролях блистали Марис Лиепа и Владимир Васильев.

Не все радужно

Несмотря на то, что публика встречала абсолютно все работы Григоровича тепло, его карьера в Большом театре не всегда складывалась радужно. Именно ему принадлежало решение отправить «на пенсию» великих танцовщиц, что вызвало бурю негодования в театральных массах. Среди тех, кого Григорович отправил на заслуженный отдых была не только Майя Плисецкая, но и его собственная жена, Наталья Бессмертнова. Впрочем, последняя отнеслась к решению мужа позитивно.

Любовь всей жизни

С Натальей Бессмертновой Юрий Николаевич познакомился в театре, но их отношения начались не сразу. Все изменилось во время гастролей труппы в США, которые состоялись в 1968 году. Когда они вернулись в Москву, весь театр уже обсуждал бурный роман хореографа и танцовщицы и делал свои прогнозы, как долго просуществует эта пара. Большинство из них, естественно, были пессимистичными.

 

Никто не мог представить, что этот союз — навсегда.

«Одна из самых дорогих встреч моей жизни — с балериной Наталией Бессмертновой. Меня часто просят сказать о ней что-то, а я не могу - не знаю, что нужно выделить. Это и была сама жизнь, не делимая ни на какие периоды»

Наталья Игоревна не только вдохновляла супруга, но и заботилась о нем. Несмотря на постоянную занятость в театре, Бессмертнова делала все, чтобы муж абсолютно не отвлекался на бытовые проблемы. В одном интервью она заметила с улыбкой, что даже если Григорович захочет есть, а ее поблизости не окажется, максимум, что он может сделать — проткнуть сырое яйцо и выпить его. Ибо даже яичница для маэстро была бы слишком сложна в исполнении.

Натальи Игоревны не стало в 2008 году, она скончалась после продолжительной болезни. Сам Григорович в это время находился на гастролях в Корее.

Увольнение и возвращение

Григорович покинул Большой театр после серии скандалов. Стиль управления Григоровичем балетной труппой Большого театра определяли как авторитарный, его самого нередко называли диктатором. В 1970-е — 1980-е годы главному балетмейстеру пытались противостоять Владимир Васильев и Майя Плисецкая, которые хотели ставить в театре свои спектакли и видели себя в другом репертуаре. Также Григоровича обвиняли в сломе карьеры и преждевременной смерти танцовщика Мариса Лиепы.

«Уверен, культура действительно объединяет страны. В Японии, сколько раз ни покажи «Лебединое озеро», все билеты будут проданы. В Лондоне, сколько раз ни покажи «Спартака», то же самое. Не припомню за полвека ни одного турне, а их было около 100, чтобы наш балет не приняли. Были попытки сорвать гастроли, облить грязью в печати, устроить демонстрации перед театром. Более того, в отечественной прессе пытались дезавуировать наш успех за границей, но всё это было неправдой. Не верьте!»

 

После увольнения он работал с зарубежными труппами и в 1996 году создал собственный театр балета в Краснодаре. Со временем он перенес все свои работы на сцену Краснодарского музыкального театра, где они идут по сей день.

Правда, в 2001 году Юрий Николаевич вернулся в Большой театр. 1 марта 2008 года он стал штатным хореографом балетной труппы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *