О С.В. ЗЕЛЬМАНОВЕ, П.А. ГУСЕВЕ И ЗОЛОТОМ ПЕРИОДЕ В ЖИЗНИ НОВОСИБИРСКОГО ОПЕРНОГО — Балет 24

О С.В. ЗЕЛЬМАНОВЕ, П.А. ГУСЕВЕ И ЗОЛОТОМ ПЕРИОДЕ В ЖИЗНИ НОВОСИБИРСКОГО ОПЕРНОГО

Александр Савин

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/

Вот представьте время, когда у нас в НГАТОиБ, практически на одном временном пяточке, ставили свои балеты: В. Вайнонен, Ю. Григорович, О. Виноградов, Н. Долгушин, И. Бельский, К.Боярский.
Это считалось нормальным. Все лучшие к нам.
Было это в начале 60-х прошлого века. Руководил театром в то время, гений театрального дела- Зельманов Семен Владимирович.
Наверное, когда ни будь, кто ни будь, сумеет повторить тот, по настоящему трудовой подвиг, что сумел сделать этот человек. Я не застал его. Всех последующих директоров я знал, о нем лишь только слышал и могу судить по сделанному им. 
Высочайший профессионал.
Словом это его стараниями появились у нас эти выдающиеся балетмейстеры. При том многое ставилось впервые.

Фрагмент из балета "Золушка" балетмейстер Олег Виноградов 1964 год, в роли Золушки Лидия Крупенина

Был еще один человек, который поднял уровень нашей балетной труппы на уровень ведущих балетных трупп.
В начале 60-х, по приглашению Семена Владимировича в театр приезжает главным балетмейстером Петр Андреевич Гусев!

                                                                Алиса Никифорова и Петр Гусев

Человек стоявший у истоков советского балета. Человек которого связывала крепкая дружба с Гео́ргием Баланчива́дзе, более известного, как Джордж Баланчин, историком балета Юрием Слонимским, Леонидом Якобсоном и Ростиславом Захаровым (последним он еще и преподавал в Петроградском хореографическом училище .
Вместе с Лопуховым в 1931 году они создавали балетную труппу Малого оперного театра (ныне Михайловского).

                                               Гусев с Крупениной и Гревцовым

С 1935 года Гусев был ведущим солистом Большого театра, танцевал с Галиной Улановой, позднее – с Майей Плисецкой. В Ленинград он вернулся в 1945 году победителем – его назначили художественным руководителем Кировского театра.
Человек он был не усидчивый. В 1958 году уезжает в Китай, чтобы организовать в Пекине балетный театр, открывает хореографические училища в Шанхае и Чанчжоу, руководит курсами балетмейстеров, ставит первые китайские балеты «Красавица рыбка» и «Наводнение». Рассказывая об этом периоде своей жизни, Гусев с юмором вспоминал, как тяжело было учить китайских танцовщиц поддержкам: когда он, показывая ту или иную поддержку, брал танцовщицу за талию, она тряслась как осиновый лист – боялась, что ее обвинят в безнравственности, если она позволяет мужчине при всех до себя дотрагиваться…
Вернувшись в 1960 году, Гусев стал балетмейстером Ленинградского Малого театра (Михайловский), в 1962 году его и переманил Зельманов.
Как я уже писал, у Гусева был божий дар, увидеть в танцовщиках балетмейстерское начало. Так он благословил Олега Виноградова на участие в постановке «Лебединого озера» и первые большие самостоятельные работы: "Золушка" и «Ромео и Джульетта», буквально уговорил начать ставить Никиту Долгушина. Пробовали ставить и другие артисты балета: Ю. Яшугин, И. Гафт, Г. Янсон Н. Тагунов.

                                              Татьяна Кладничкина в спектакле "Привал кавалерии" 

В балете « Три мушкетера» он предложил всем солистам поставить свои вариации, кое-что вошло в спектакль. Работая над «Ледяной девой» он поручил поставить Н. Долгушину финал второго акта, в работе над «Лебединым озером» принял предложенное О. Виноградовым решение по первой картине. Получилось очень хорошо.
Гусев всегда стремился к тому, что бы в театре была своя группа хореографов и те кто попадал в эту команду, старались не подвести своего наставника.
Он и сам очень много работал. Так за короткий период им были поставлены следующие балеты: «Корсар» на музыку А.Адана, «Семь красавиц» на музыку К.Кара-Караева, «Лебединое озеро» (совместно с О. Виноградовым), «Раймонда» на музыку А.Глазунова, «Ледяная дева» на музыку Э.Грига, «Три мушкетера» на музыку В.Баснера. 
Свой стиль работы был у Гусева в работе с танцовщиками.
Он поощрял подачу артистами заявок на те или иные роли. Закреплял репетитора и после задачи худ. Совету, выпускал их на сцену.
Одна маленькая пикантная деталь. 
В военные и послевоенные годы в балетном мире Ленинграда огромное влияние имела Агрипина Ваганова. Так вот Ваганова недолюбливала Лопухова, а он как известно был очень близок Гусеву и они много вместе работали. После триумфа балета Лопухова «Светлый ручей», на музыку Д.Д. Шостаковича, где Гусев танцевал роль Петра, хореографу предложили перенести спектакль на сцену Большого театра в Москве. Лопухов стал художественным руководителем труппы. Гусев вместе с другими артистами последовал за ним. Но балет не понравился самому Сталину, на него ополчилась пресса, Лопухова уволили из Большого театра. Гусев оказался в сложном положении – возвращаться в Ленинград, где балетом Кировского театра «заведовала» Ваганова, Гусев остался в Москве. 
Так вот, в Новосибирске же активно работала и имела большое влияние А.В. Никифорова, которая, , была любимой ученицей Вагановой. Определенные опасения были, но все прошло очень гладко. Два больших мастера отлично поладили друг с другом.
В 1966 его попросили возглавить кафедру балетмейстеров Ленинградской консерватории, с 1973 года он профессор. Его перу принадлежат многочисленные статьи, посвященные вопросам балетного театра и сохранения классического наследия.
Но на этом его дружба с нашим театром не закончилась.
В 1978 году по приглашению руководства театра он приезжает и ставит два великолепных балета:
«Шопениана» на музыку Ф. Шопена и «Привал кавалерии» на музыку И. Армсгеймера.
Помимо того, что это работы украшавшие репертуар театра, это была великолепная постановочная школа (из первых рук) для всей балетной труппы театра.
В свой второй приезд он уже работал с выпускниками Новосибирского хореографического училища и остался очень доволен их высочайшим уровнем.
Это я к тому, что нашей балетной школе, театру есть чем гордится.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *