РЕБЕНОК ОДИНОК? — Балет 24

РЕБЕНОК ОДИНОК?

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/  Русский классический балет

"... Мам, я больше не хочу в училище. Со мной там никто не дружит. Меня как будто вообще не замечают..." Мама только вздохнула в ответ... Переживает. А может быть она не знает как и чем помочь дочке? А помогать надо...

... Общение в училище у дочки не заладилось с самого начала. Почему-то никак не получалось влиться в компанию таких же "смелых" детей, выбравших балет. Вроде бы все одинаковые, но вот даже просто поболтать ни о чем почему-то не получалось. Все время какие-то проблемы и мучения. Все дети как дети... а моя не такая. Все девочки на переменке общаются друг с другом вполне дружески, а моя только у стенки жмется. И в гости её никто не приглашает, а когда она однажды набралась духу и пригласила несколько человек на свой день рождения – никто не пришел... День рождения, конечно, был испоганен напрочь.

Я вначале, начитавшись разных статей советовала: а ты сама прояви активность. Она и проявляла: приносила в школу конфеты, давала подружкам свой навороченный айфон с играми, пыталась шутить по-детски и старательно хохотала над чужими "приколами"... но конфеты съедались, разряженный телефон небрежно бросался, а она сам была никому не нужна. Её шуткам никто не смеялся... А она... она говорила - я невидимка!

Жуть в том, что она никак не могла понять, чем же она хуже всех остальных. Каждый вечер, ложась спать, она говорила со мной и я представляла завтрашний унылый день, грустные перемены, на которых она будет стоять у стенки. Меня дрожь брала, когда я воочию видела её мир ужасно холодным, чужим и равнодушным. От этой мысли хотелось свернуться клубочком, залезть в норку и никогда не вылезать. И только мечтать о том, что когда-нибудь придет кто-нибудь, вытащит мою дочь и станет с ней играть, будет её другом. Хоть кто-нибудь!!!...

Вот такая вот история. Не сказать, что типичная, но не такая уже и редкая. Отторжение ребёнка детским коллективом - это весьма серьезная рана для ребенка и она может привести к самым печальным последствиям в его жизни. И прежде всего серьезность проблемы должны понять родители, а не отмахиваться в надежде, что это пройдет с возрастом или еще как-нибудь устроится - по типу или в надежде, что "кто-то придёт". Если родители видят, что в новом коллективе в течение продолжительного времени у ребенка нет друзей или просто приятелей, нет никаких дружеских контактов, и при этом он сам страдает от одиночества, да ещё и сам на это жалуется – необходимо реагировать. И достаточно быстро!

И что делать? Тут есть несколько моментов. Первое, прежде всего маме, а для маленькой девочки - мама лучший друг, ни в ком случае не воспринимать страдание дочери как каприз и, особенно, своих ответов в духе "сама виновата"! Это делу не поможет, а только укрепит девочку в мысли, что даже мама видит в нем "что-то не то". Сейчас ей необходима и, объективно, архиважна именно ваша материнская любовь и поддержка. Девочка должна чувствовать, что, по крайней мере, дома её принимают, понимают и находятся на её стороне! А для этого нет ничего лучше слов! Поговорите с ней! Необходимо разобраться, в чем может быть проблема с ней самой! Ведь, если девочку раз за разом не принимают её подружки, то, скорее всего, дело именно в ней! А точнее, в том, что в нем заложено вашим, родительским воспитанием. И кстати, именно этот фактор может оказаться подводным камнем в родительской помощи своему ребенку. Ведь в разборе проблем ребенка могут выйти на свет именно наши родительские ошибки, комплексы, стереотипы. Поэтому, если мы хотим помочь, придется быть мужественным, иначе ничего не получится.

Ну а для начала надо понять, что любой детский коллектив, особенно в хореографическом училище - где все "звезды", формируется по неким особенным критериям. Для того, чтобы стать его частью, нужно соответствовать требованиям, который этот коллектив предъявляет. Очень часто дети не принимают какого-то ребенка по той причине, что «с ним неинтересно», он не делает того, что делают все, говорить с ним не о чем... или ребёнок более талантлив .. и это ярко выражено! Вспомните, что и в вашем детстве - таких не особенно любили! Да, времена изменились, но дети остались детьми!

Второе - мама должна мягко, но уверенно донести до дочери, что её одиночество зависит не только от других детей, но и от нее самого. Ведь есть огромное количество детей, которых принимают! Надо только посмотреть вокруг! И если она хочет изменить ситуацию, то в первую очередь нужно вглядеться в себя, подумать и понять, что именно в ней не привлекает других. Это весьма трудно для ребёнка - нельзя же от ребёнка в столь юном возрасте требовать анализа своих поступков. Но в этом-то м должно проявится создание мамы! Ни в коем случае не надо винить дочку, говорить с интонациями претензий, не надо ставить в пример Машу или Свету, у которых куча друзей и все их обожают!!! Это не работает, а только заставляет ребёнка ещё больше уйти в себя! Метод "сравнений" не для таких случаев! А вот предложить дочке присмотреться к себе - реально можно! Возможно, она уже глядит на всех свысока... особенно если что-то у неё получается лучше всех? Или наоборот, чересчур угодлива... есть и такая форма детского "подхалимажа"? Или не может поговорить ни на одну из общих тем, интересных всем девчонкам в этом возрасте?

Понимаем, что это очень трудно и сложно, и требует вашего материнского внимания – понять, что ваш ребенок думает сам про детей, которые его окружают, как он их воспринимает. Если он глядит на них свысока, если в глубине души считает их дураками и бестолковыми, да ещё и неспособными к Балету, то на хорошее отношение с их стороны он может не рассчитывать ни при каких обстоятельствах... Кстати, это так и будет в дальнейшей Ее жизни!

Если же она, наоборот, считает своих подружек лучше себя, воспринимает их как доминантов, пытается подстроиться к ним снизу, отдает им свои конфеты, вещи, ведет себя как клоун, прогибается, заискивает, то шансов, что они будут воспринимать её как равную, тоже нет. Слабаков в детских коллективах не любят, и это ребенку тоже надо объяснить. Купить детское расположение нельзя. Если она сама себя не уважает, то никто её уважать не будет! А вот почему дочка себя не уважает, то это прежде всего вопрос к маме! Она сама уважает свою дочь? Не гордится, а именно уважает!

И ещё ... тут есть тоже сложность, но сказать надо об этом! Маме, крайне необходимо, вместе с дочкой определить, нужен ли ей конкретно этот коллектив или же ему просто одиноко настолько, что он готов влиться в любой другой. Мы сейчас не говорим о смене училища, но может быть стоит поговорить с педагогами и поменять группу? Это же все таки училище, а не школа, которую можно сменить без особого ущерба для развития способности ребёнка! Это, в конце концов, не значит, что ребенок должен через силу выбирать то, что ему совсем не по душе, лишь бы его приняли. Но в числе тех интересов, которые есть у "другого" коллектива, вполне могут найтись близкие вашему ребенку. А если таковых нет – то, это уже совсем другая история. Но все равно, если ничего не делать, то общение толком не получится нигде - долго притворяться невозможно. Может быть, стоит поискать единомышленников в другом месте? Ведь детский Мир не ограничивается только лишь училищем, несмотря на колоссальную загруженность! Ведь компания нужна не только для того, чтобы "прибиться к балетному кругу", хотя, конечно, измученный одиночеством ребенок готов на все, лишь бы его в этот "круг" взяли, признали за своего!!!

Поэтому, если ничего другого не получается, то ищите альтернативные группы для общения! Если выясняется, что вашей дочке, в общем, не очень интересна компания в училище, но ей так грустно одной, что она готова переломить себя, лишь бы её взяли, то самое время разнообразить её круг общения. Пусть он занимается не только в училище, но и в другие разные места - если есть время на это, пусть общается с разными детьми... Здесь, конечно, стоит присматривать, чтобы она не попала, например, в "плохую" компанию, пусть ищет, где ей интересно. Может быть, она не просто станет где-то своей, а даже сама начнет формировать вокруг себя компанию. Главное - это "поймать" ребенка до того, как он разуверится в себе и начнет замыкаться от мира!!!

И ещё ... Вообще-то - это не редкость и не диво, если дети поначалу не вписываются в какой-то социум; в конце концов они находят компанию в другой среде. Например, дети с физическими и творчески спорностями выше среднего в обычной балетной студит могут страдать от социальной изоляции, а попав в хореографическое училище, где они окружены такими же способными детьми, быстро находят друзей. Это особенно, если дети живут в интернате, вдали от мамы с папой... Но, в этом случае, родителям всегда нужно помнить, что их ребенок находится в зоне риска и может быть не принят другими детьми, если он чем-то от них сильно отличается. Это могут быть любые индивидуальные особенности! Таких детей в детские сообщества не включают, более того, над ними издеваются. Эта детская, порой неоправданная, жестокость имеет свое объяснение: дети - довольно тревожные существа, им проще и легче в компании себе подобных. А "индивиды", отличающиеся от большинства - прекрасные объекты для того, чтобы насмешками над ними и бойкотом "гасить" такую тревогу, чувствовать себя рядом с ними увереннее и комфортнее!!! Так же и во взрослой жизни! .. Бывает, что у ребенка есть серьезные отличия от других детей, которые ему самому не под силу изменить. Разное бывает - это тема для отдельного разговора. Но вот во всех таких случаях родители должны приложить как можно больше сил, чтобы этот недостаток по возможности устранить или минимизировать. Но в любом случае, возможно это или не возможно, ребенку надо объяснить, что все люди разные, у всех разные особенности, и каждый может найти для себя определенный круг общения!!!

Принципиально важно, чтобы ребенок не относился к своей особенности как к чему-то "негативному" и ограничивающему. А это бывает сплошь и рядом! Тогда и остальные не будут так это воспринимать. Не играют только с теми детьми с особенностями, которые эти свои особенности подчеркивают, выделяют, стесняются их или не принимают... Но таких, обычно в хореографических училищах - нет! Таковы правила отбора!

Многое уже сказали, поры и делать какие-то выводы - чем же грозит детское одиночество?
Самая большая опасность одиночества заключается в том, что у ребенка начинает резко снижаться самооценка!!! Социальная изоляция, подкрепленная родительским невниманием, дает ребенку ощущение, что он не такой как все, он хуже всех, никто никогда им не заинтересуется и он всегда будет один. На такой стресс ребенок реагирует в соответствии с особенностями своей нервной системы, которая и так находится в крайне сложном состоянии - все-таки учиться Балету очень тяжело! Кто-то впадет в депрессию, кто-то будет искать другую "компанию", которая примет и будет благосклонна, и вот тут есть риск нарваться на плохую компанию. А они есть везде - даже в самом училище!

Этим часто пользуются разные "плохие" люди, которые вообще ужасно любят одиноких детей, а балетных - особенно! Возможность быть с кем-то, желание быть выбранным, нужным кому-то для ребенка настолько важны, что он порой готов пойти куда угодно, с кем угодно, кто только его позовет. Ему настолько важно быть включенным в отношения, что становится практически неважно, что это за отношения... Думаю, что родители и педагоги понимаю о чем идёт речь... Также есть огромное количество детей, у которых "балетное" одиночество остается травмой навсегда и во взрослой жизни аукнется очень низкой самооценкой и даже полным отказом от социального взаимодействия... Таких "примеров" очень много во всех театрах! Взрослеющий ребенок, не решивший проблему одиночества, все больше замыкается в себе, погружается в иные формы зависимости, в том числе, в раннюю "взрослую" жизнь, что в будущем ему грозит выстраивание нездоровых, подчиненных отношений и в работе и в межполовых отношениях. Выросшие одинокие дети стремятся спрятаться от коллектива, не могут работать в "команде", они не могут обозначить свои позиции и интересы... и так и остаются "белыми воронами"! Поэтому очень важно не допустить перехода проблемы в хроническую стадию и, если ребенок жалуется "мама, со мной никто не дружит и не разговаривает" - то как можно скорее разобраться, в чем дело. Если сами не сможете, то, не стесняйтесь, идите в училище, говорите с педагогами .. и не отвергайте помощь психологов... Только здесь ещё больше проявите осмотрительности. Лечить душу ребёнка, ой как не просто!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *