ГДЕ ЖЕ ОН, БАЛЕТ? — Балет 24

ГДЕ ЖЕ ОН, БАЛЕТ?

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/  Русский классический балет

Я в балете, надо сказать, был, достаточно, случайным человеком. Ну, нравился мне балет, ну, любил я Балерину, ну, жил я с Балериной... И что? Все это, наверное, мелкие островки случайностей в великом море человеческого бытия. Но, как не странно, мне ведь тоже не безразличны слова, которые я слышу, и читаю практически каждый день - Где же он, Русский Балет?

Сейчас, вот уж точно не буду говорить о том, как было хорошо балету в советские времена. И без меня хватает людей и разговоров об этом. И уж точно не мне судить, насколько и почему тогда было лучше. Но вот то, что сейчас, состояние Русского Балета в России критическое, даёт мне право честно сказать, да и назвать, некоторые моменты происходящего, своими именами.

Знаю и скажу сразу, что в итоге найдутся и разъярённые, и обиженные, а кто-то нелепо, по-своему, истолкует мои слова, сказав фразу о том, что "заправлять" всем должны Профессионалы! Так кто же спорит-то с этим ? Пусть будет так! Но почему то, что мы, зрители сейчас видим на сцене - НЕ ТАК, да и НЕ ТО? Где они, профессионалы то?

За два года жизни в Балете, я посмотрел, достаточно, много российских постановок, часть их которых, ничего, кроме ужаса, вызвать у меня не могли . Но это я... Я же не собираюсь сейчас прямо-таки оценивать всякие художественные достоинства всего этого. Да и надо сказать, что в большинстве случаях в основе всего лежат воистину замечательные и художественные, и музыкальные произведения. Так почему же не происходит чудо и мы не видим рождение, по-настоящему, великих творческих работ? В чем же проблема или все же беда? Почему мы не видим Звёзд в Российской хореографии?

Я все-таки думаю, что многие проблемы в том, что поиск и поддержка талантливых людей, творческих индивидуальностей в России сейчас пущен как-то на самотек - кто как выживет! Никакой ярко выраженной системы подготовки и развития талантов или творческого роста, к сожалению, или не видно, или она не существует, а ведь раньше она была и генерировала творчески талантливых людей! Была!!! Даже в самые тяжкие и сложные советские годы, умели отличать хорошее от плохого, понимали, кто талантлив, а кто - все-таки нет. Несогласие с чем-то не перекрывало человеку путь в профессию. Хотя и это тоже было, но не в таких масштабах. При всех трудностях того времени, нам в наследство достались Балеты, которыми до сих пор гордимся и мы, и весь мир. И это тоже было! И не только в театрах Москвы и Ленинграда, но и во многих театрах всей страны.

Куда все это подевалось? Неужели вся сложность нынешней ситуации заключается лишь только в постоянной борьбе за деньги или в каких-то закулисных интригах о том, что в появлении крупных творческих индивидуальностей, кроме как заранее определенных и назначенных, нет никакой заинтересованности в мире искусства? А может все-таки дело в том, что современному менеджменту "от балета" нужны лишь некие люди , послушно выполняющий его "творческие" задачи? Рассуждать о несправедливости первенства продюсера перед хореографом в моей ситуации, право дело, точно неловко.

В своё время я имел отношение к созданию творческого объединения, основной деятельность которого было создание балетных проектов "под ключ". Хотя и не только балетов... Сейчас это все осталось в недавнем прошлом. Много было ночных споров на известную тему - что первичнее: духовное или материальное? И что изменилось с того времени? Многое по форме и ничего по сути! Молодой или начинающий хореограф сегодня вообще не имеет никаких ни перспектив, ни преимуществ. Ему некуда просто идти за творческим самовыражением! В театры - там нет денег, на различные творческие конкурсы... но и они в большинстве своём - платные!

Казалось бы, чего же проще и гораздо разумнее выдавать гранты хореографам под их творческие замыслы, и уже потом они сами выбирали бы театр или конкурс, куда они придут полноправными партнерами, а не нанятыми за спонсорские деньги работниками. Тогда можно было бы обговаривать все условия, при которых их не выгонят по первому недовольству спонсоров или руководства, а дадут возможность творить! Они стали бы по-настоящему хозяевами своего творчества - в хорошем смысле этого слова. На большее уж точно никто из них и не претендует!

Но куда же за этими грантами идти-то? Что толку в том, что все эти многочисленные профессиональнейшие жюри раздают призы на фестивалях и конкурсах, если получившие их люди - завтра будут все так же "побираться" у спонсоров и у директоров различных именитых театрах -,и везде!!! получать отказы!!!! Мне раньше непонятно было, почему они так мучительно долго ищут дорогу на сцену и чаще всего её не находят.

Хотя понял, что все прозаически просто! У них просто нет денег, хотя многие из них и получили все, что возможно, на разных там фестивалях и театральных конкурсах. Почему же им и не дать карт-бланш, если они находятся в замечательной творческой форме? Мне, почему-то только сейчас, когда я отошел от дел, часто пишут или звонят разного рода продюсеры, хорошие и плохие, и спрашивают - не посоветую ли я кого-то из хореографов? Почему мне пишут, этого я не знаю, но начинаю об этом все же думать и говорить, а в ответ слышу: "Нет, под него денег не дадут!". Тогда зачем же спрашивать? И при чем тут все же деньги, если вы хотели создавать искусство? То есть, продюсерам нужен изначально не творец, а человек с покладистым характером и пользующийся авторитетом у спонсоров. Печально все это...

Печально и то, что когда я расспрашиваю многих талантливых людей, чем они сейчас занимаются, над чем они работают, а мне отнюдь не рассказывают о своих замыслах, а говорят: "Я сейчас ищу деньги и не могу их найти". Жуть... Страшно становится от этого. И, при всём этом, мы видим "вал" кошмарных постановок на всех театральных сценах страны, без исключения, которые, не иначе как "провальными" и не назовёшь, а не работы тех, кто реально имеет и заслужил право создавать Балет.

Значит Деньги на это есть, а на Искусство - нет? И тогда хочется задать всем вопрос: "В какой же момент произошел этот сбой?" Он же не сегодня случился. Не все же одномоментно рухнуло? Ответ, безусловно, есть. Это все произошло, когда наше "именитое" российское театральное руководство, как-то все разом, взяло курс на заимствование принципов построения зарубежного искусства. Это, в своё время, дало нам десяток балетных менеджеров, обладающих прозорливостью и коммерческим мастерством. Этим все и ограничилось.

И что получилось? В России всего лишь два-три крупных театра и еще несколько структур, способных самостоятельно продюсировать и планировать творческие проекты на перспективу. Но и здесь вышло так, что в этом случае появилась возможность не просто захватить "кусок" искусства и раздать его по-дороже, но ещё и дорожить при этом своей репутацией и, совершено, беспардонно заявлять о своей собственной исключительности на создание мнения - что хорошо, а что плохо в Балете! И после этого началось прямо-таки засилие местечковой "иноземщины" на первых!!! площадках страны. Люди от "искусства", выводящие все это на сцены, так радуются, будто в зале сидят зрители, никогда не видевшие ничего лучшего в своей жизни. А потом они же ещё и ставят себе в заслугу то, что смотреть нельзя без гнева и слез ужаса. О чем же с такими людьми можно говорить? Правильно, не о чем... Это уже комплексная проблема. Почему у нас, исключительно, все меряется Чужим? Почему мы говорим, что все, что было ранее - это "совок"? А теперь мы все разом прозрели... И забыли, что мы сначала все должны!!!! научиться конкурировать с русским и советским балетом, который восхищал и радовал зрителя, абсолютно, всего мира, а уж потом как-то позволять себе критиковать прошлое!...

Прошло больше 100 лет с момента постановок многих балетов, а на них все еще гремят овации!!! Чего нельзя сказать о настоящем. Но пока все ещё нашим сознанием владеют наши именитые балетные, театральные менеджеры. Они во многом виноваты в сложившемся курсе на поддержку исключительно "коммерческого" Балета! Разве не так? Прекрасно, что Балеты Григоровича собирают залы, радуют зрителя и имеют коммерческий успех. Деньги нужны всем! Но все остальное должно быть тоже авторским и, просто, красивым искусством. И его нужно делать и все же поддерживать как-то по-другому.

Не знаю как, но уж точно по-другому! Ведь всегда существовала творческая середина в балетном искусстве, которая и составляла основу его развития. Но мы ее утратили... Кто в этом виноват? Сложно сейчас сказать. Общество, Минкульт, Большой театр? Не знаю - да и как я могу об этом говорить? Государственные структуры, конечно же, должны были сыграть основную роль в сохранение и приумножении традиций Русского Балета. Но... они превратились в организации "у которых есть возможности", и что им нужно "имя", под которое можно дать финансирование и начинать проект. Люди, которые принимают решение, вообще не понимают, в чем заключается роль хореографа, но выделяют финансирование исходя из перспектив Кассы и Доходности.

Поэтому, видя на сценах все то, что ставится, понимаешь, что это "гуманитарная" катастрофа Балета. Недавно разговаривал с молодым и талантливым хореографом классического балета. Не хочу его называть и рекламировать, он и без меня многого достигнет. Его работы не раз принимали участие в международных фестивалях. Но он не может получить никаких денег на новый проект, потому что у него нет продюсера... Бардак какой-то!!! И что следует - раз у него нет продюсера, значит он вынужден пойти к кому-то, кого не знает, и стать заложником чуждых ему идей... Уверен, этим все и закончится и новой, хорошей работы не будет.

И снова вопрос - а почему? Все потому, что там прибыль меньше, и это не так интересно людям, ничего в этом не понимающих. А в эпатажных , "акробатических" балетных постановках прибыли куда как больше, вот туда и лезут те, кого привлекает только материальная часть. Если бы классические балеты финансировались в тех же размерах, что и "современные" , то, уверяю вас, там сложилась бы аналогичная ситуация с засильем новоявленных хореографов.

А пока что, "классикой" занимаются только те, кто без этого жить не может. В современный же балет приходят как-то закончившие один, из сотен краткосрочных, курсов или студенты платных отделений. Почему так? Высшие хореографические учебные заведения России создавались для того, чтобы человек получал образование и становился мастером. Посмотрите, кто заканчивал Академии. Какие имена! Сейчас же многое переведено на коммерческую основу. А что делать - жизнь у нас с вами такая. Но для искусства - это все губительно!

Многие могут спросить, а есть ли какая-то идеальная модель взаимоотношений продюсера и молодого хореографа, чтобы суметь дать новый импульс, оценить идею, согласиться с неожиданностью? Наверное есть, если бы каждый отвечал за своё. Это, как мне кажется, единственный способ сосуществования продюсера и хореографа. А сейчас у начинающего и безвестного хореографа совсем иная ситуация . Никто его не знает и, как следствие, не доверяет ему. И он "мертвеет" как творец. Но если ты зовёшь дебютанта, то помоги ему. Берешь дебютанта - не пытайся превратить его в коммерчески успешного хореографа, люби в нем то, что он собой представляет, не подменяй его самим собой. А то, у нас как получается - ставит человек балет, может и спорный, но отмеченный яркой, творческой индивидуальностью, то приходит кто-то и он ... в силу скажем так, обстоятельств, в угоду чужому мнению, начинает штамповать то, что невозможно отличить от массы других работ, которые уже когда-то и где-то были. И это показали пресловутые многочисленные "мастерские" молодых хореографов в разных театра, Лиц нет! А Балет должен быть похожим на своего Автора. Тогда все получается! Только набор индивидуальностей создаёт мир Балета, который мы сейчас, увы, стремительно теряем....

Утомил я вас, однако. Наверное, все, что я вам сейчас здесь написал, отчасти напоминает записки сумасшедшего, духовно-нищего и бестолкового человека, который взялся рассуждать о Великом и который протянул свои руки к такому закрытому и элитному искусству. Ну и что? Ну, написал. Ну, протянул. А что дальше-то? А дальше ... не знаю. Будущее покажет. Но одно знаю точно: без Прошлого, нет Будущего!!!! До свидания, мои Друзья! Хороших Вам Балетов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *