Я ХОЧУ СТАТЬ БАЛЕРИНОЙ! — Балет 24

Я ХОЧУ СТАТЬ БАЛЕРИНОЙ!

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/ Русский классический балет

Мир балета, такой возвышенный, неизведанный и волшебный, ближе к нам, чем может показаться. Да и заниматься им могут все – не обязательно иметь профессиональные данные. Занятия этим искусством научат держать спину, привьют культуру движения и внутреннюю дисциплину. А если у ребенка настоящий талант, то хорошая школа поможет достичь и карьерных высот. Сейчас мы постараемся рассказать о том, как учат маленьких балерин и что из этого выходит...

"Принцесса Диана занималась балетом всю свою жизнь, причем настолько серьезно, что делала прыжки. По ее осанке можно понять, что ей это дало. Выпускниц Смольного института, когда те сидели за столом, всегда можно было узнать. И девочки, которые занимаются у нас в школе, совершенно по-другому выглядят: одухотворенное выражение лица, иное ощущение себя в мире. Они продолжают оставаться девочками, не опережая свое развитие внешне и внутренне, что, мне кажется, очень ценно. Не зря говорят: "Выпрямляешь спину – выпрямляешь душу". Поэтому занятия балетом - это возможность облагородить облик", - рассказывает Илзе Лиепа.

Вступить в это прекрасный мир девочки, и даже мальчики могут уже в 2,5 – 3 года. Именно с этого возраста их принимают в балетную школу, где они занимаются до 15–16 лет. Строгих экзаменов нет: в школу берут всех желающих. Малыши обычно занимаются по утрам по программе группы раннего развития. Помимо занятий балетом у них есть и общеобразовательные предметы: английский, русский, математика, ритмика, рисование и танец. По вечерам приходят дети 6-12 лет, которые уже учатся в средней школе: они занимаются только танцем по два часа в день минимум 3 раза в неделю.

Обязательные балетные предметы – это ритмика, работа у станка и занятия с хореографом.

"Ритмика – это предмет, которым начинают заниматься самые маленькие детки. Это возможность научиться существовать в пространстве музыки, слышать музыкальную фразу, различать forte и piano и передавать это движениями. Удивительное дело, когда ребенок пытается движением соответствовать музыке, то начинает очень глубоко ее ощущать и понимать очень тонко", – говорит Илзе Лиепа.

По ее словам, не менее важна работа с хореографом. Это должен быть знающий педагог, который поставит композиции, подберет музыку, образы, которые соответствуют детскому возрасту. Все это дает ребенку возможность растанцеваться и понять, что через танец он может выразить себя, проявить свой характер и темперамент.

"Мой отец, когда-то отдав нас с Андрисом в кружок при клубе Чкалова, сказал: "Я очень хочу, чтобы дети сначала растанцевались". И это важно, ведь если сразу начать заниматься только движением, гимнастикой, совершенствованием тела без элемента творчества, оно в ребенке может и не расцвести", – уверена создательница школы.

Если балетмейстер ставит танец, то педагог на уроке репетирует необходимые для танца элементы и просто работает над техникой. Занятия у станка скучны и утомительны, но именно они помогают выработать чистоту движения.

В филиале в Жуковке хорошо найден необходимый баланс между скучными упражнениями и творческим танцем. Педагог Валентина Горская рассказывает: "Детишки здесь светятся. Они сюда прибегают с удовольствием. Конечно, им у станка не очень нравится стоять, им больше нравится заниматься хореографией, но мы объясняем, что без усилий, без определенного навыка, без определенных упражнений не будет получаться то, что вы танцуете".

Профессиональный балет требует безусловных ограничений в еде и образе жизни. "В мое время нам вообще запрещали кататься на лыжах, коньках, роликах, потому что в балете работают мышцы на разворот, а в спорте – прямые, и это может отразиться на постановке ног, – рассказала Валентина Горская. - Конечно, нужно следить и за едой, но дети в нашей школе занимаются для общего развития, и поэтому мы можем такие ограничения только порекомендовать, а не потребовать", – добавляет она.

Но, что, безусловно, требуется для обучения в балетной школе от всех детей, – это дисциплина. Нужно успевать ходить в обычную школу, делать уроки, приходить в балетную школу и заниматься там два часа подряд. "Даже иногда бывает, что родители отменяют какие-то занятия в средней школе, если ребенок очень хочет заниматься балетом", – отмечает педагог.

Увлеченных танцем детей не бывает без увлеченных преподавателей. "Преподавая классический танец, надо безумно любить детей. Будешь их любить - они будут из тебя знания забирать, - признается Валентина Горская. – Я преподаю 19 лет, за это время я научилась детей сортировать. Он пришел – и я сразу уже вижу: этот сразу воспринимает, с этим надо поработать, с этим надо поласковее, а с этим построже.

Бывает, я вижу, что у ребеночка не очень получается, но я ему говорю: "Сегодня ты просто молодец!". И смотришь – он подтянулся, почувствовал к себе тепло и внимание, и у него потом получается. Но вообще это непросто. Дети все забирают от тебя. Приходишь домой, как тряпочка. Но я безумно люблю эту школу", – делится Горская.

В свою очередь, балетмейстер Елена Барышникова предпочитает, чтобы на уроках было всегда весело, даже если приходится детей поругать. "Я хвалю только тех, которые совсем неспособны и не уверены в себе. Остальных я ругаю, – рассказывает она. – Главное, чтобы им было интересно, ведь это единственный стимул у людей, которые не обучаются быть профессионалами в этом деле".

Участие в конкурсах - очень важный этап в становлении артиста, профессионального или непрофессионального, поэтому дети из школы-студии Илзе Лиепа участвуют в них нередко. Для того, чтобы был стимул для занятий, конкурс очень важен, потому что туда приезжают разные коллективы, и сильные, и слабые. Видя, как работают другие люди, дети больше заинтересовываются.

"На конкурсах нужно уметь и максимально собраться. У нас были дети, которые, казалось бы, не очень были готовы к таким мероприятиям, но на сцене собирались, показывали хороший результат, а потом в классе начинали работать еще лучше. Конкурсы – некий итог того, что мы делаем", – говорит Елена Барышникова.

Учащиеся школы в Жуковке в конкурсах участвовали четыре раза, и все четыре раза был неплохой результат: в Испании два раза брали гран-при, а недавно стали лучшими на конкурсе-фестивале "Жемчужина Востока" в Китае.

Несмотря на то, что школа не ставит задачей готовить профессиональных танцовщиц, восьмилетние ученицы из школы в Жуковке все, как одна, хотят стать балеринами. А если нет, так пианистками и певицами. Девочкам больше нравится танец, чем работа у станка, а еще они все с нетерпением ждут момента, когда их поставят на пуанты. Это очень важный момент в жизни маленькой балерины. Маленькие Лика, Лада, Маргарита и Федя рассказывают, что совсем не устают от занятий, а некоторые из них ради балета даже пропускают занятия в школе.

На практике же за 9 лет существования школы в хореографическое училище, чтобы стать профессиональными балеринами, поступили только четыре девочки. По мнению Илзе Лиепа – и это очень много. Эта цифра хорошо отражает тот жесткий отбор, который приходится проходить каждому, кто решил посвятить себя балету. "По ребенку уже лет в пять понятно, есть у него физические данные или нет, – говорит Елена Барышникова. – Музыкальность, прыжок, стопа – все это имеет значение. Это все можно, конечно, сделать, но в балет берут способных детей", – подчеркнула она.

При этом ребенок должен быть психологически готов к работе, а, это значит, должен любить ее рутинную сторону – упражнения у станка. "В 10 лет ты начинаешь каждый день делать скучные упражнения, ломать свои ножки и не очень понимаешь, для чего это и что из этого будет. Ты не совсем понимаешь, какое отношение эти скучные движения имеют к тому, как ты танцуешь дома под музыку… Соединить эти две точки очень непросто. Даже у меня, у ребенка, родившегося в балетной семье, это соединение произошло только лет в 12–13, когда я вдруг поняла, что я люблю занятия. Я засыпала и думала, когда же настанет утро, и я опять пойду в зал и смогу встать к станку. Мне было 13 лет, а наши дети это чувствуют уже с первых шагов в профессиональном училище, лет в 10, потому что они уже понимают, ради чего это. Они уже растанцованы, они уже маленькие артистки", – говорит Илзе Лиепа.

Теперь эти девочки возвращаются на концерты школы, ставят для них свои номера. "Очень радостно и приятно их видеть, поэтому мы не прерываем с ними связь, тем более что в этом году нами создан детский балетный театр, поэтому, я думаю, наши девочки будут принимать в его работе большое участие. Польза будет и нам, и им, – надеется Илзе Лиепа. – Моя большая мечта, чтобы они не прекращали занятия никогда".

Сейчас Школа Илзе Лиепа проводит первый в своей истории набор профессионально одаренных детей для обучения на бесплатном отделении. В двух отборочных турах приняло участие более 130 детей. Для финального тура, который состоится 16 мая было отобрано 37 детей. Оценивались: телосложение, лицо, шаг, прыжок, вывортность, гибкость, координация, умение слушать музыку, состояние здоровья. Теперь с этими девочками в школе будут заниматься до 10 лет, а потом они будут пробовать поступать в профессиональные хореографические училища, откуда к 18 годам должны выйти настоящими балеринами.

Илзе Лиепа отмечает, что такой большой конкурс, практически 15 человек на место, объясняется тем, что требования к балеринам сейчас стали более высокими, чем раньше. "Например, в России появилась когда-то Анна Павлова, которая поднимала ножку и касалась уха. А несколько десятилетий спустя в Париже появилась Сильви Гиллем, которая пришла из художественной гимнастики и была невероятно гибкая и растянута. И современные хореографы хотят работать с именно таким материалом, когда физические возможности беспредельны. Я понимаю, что детей надо к этому готовить уже сейчас. Поэтому мы не только ищем талантливых детей, но и берем на вооружение новые технологии, для того, чтобы наши ученики соответствовали этим требованиям!"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *