ИНТЕРВЬЮ С СОЛИСТКОЙ КИЕВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ НАТАЛЬЕЙ МАЦАК — Балет 24

ИНТЕРВЬЮ С СОЛИСТКОЙ КИЕВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ НАТАЛЬЕЙ МАЦАК

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/ Русский классический балет

 

Вы в Национальной опере представили балет "Баядерка" с известным танцовщиком, премьером Королевского балета "Ковент-Гарден" в Лондоне Мэтью Голдингом. Вы впервые работали в паре. Как проходили репетиции? Ожидания оправдались?

- Я танцую "Баядерку" 12 лет, но в этот раз для меня лично это совершенно другой спектакль! Мэтью приехал в Киев за 10 дней до этого события. По 5-6 часов шли репетиции ежедневно. Потом примерки: Мэтью шили новые костюмы. К нему сейчас максимально повышенное внимание. Когда профессионал такого уровня приезжает, люди хотят почерпнуть что-то для себя. В нем есть что-то такое, что редко на сегодняшний день встречается в танцовщиках. Очень продуманная, красиво выраженная роль, такая глубина в партии, когда любой жест, любое движение имеет значение. Многие артисты пытаются "снимать" с него эти жесты... Еще очень важно: впервые за всю историю Оперного театра, а в этом году он отмечает 150-летие, этот спектакль снимал главный французский канал Mezzo. Его покажут в разных странах Европы! Переговоры велись два года. В Киев прилетели шесть операторов. Зрителей оповестили, что они участвуют в таком важном событии для всей страны. Весь театр серьезно работал, чтобы показать результат. В силу того, что снимают много крупного плана, любые поддержки должны быть облегчены, чтобы было полное ощущения невесомости. Никаких усилий, ни одна мышца не должна дергаться! Я думаю, что за время репетиций мы все похудели наполовину, даже Мэтью. Оттого, что было много концентрации в разных направлениях, очень много подготовки, в 22:00 все были уже мертвые! Минимум на 5 кг я точно уже похудела!!!

Гулял ли Мэтью по Киеву, удалось что-нибудь ему показать?

- Мы пытались его максимально расслабить после каждого дня. Посещали разные заведения. Он очень полюбил украинский борщ, каждый день его просил. У него полный восторг от украинской еды! Утром он ел оладьи в театре, очень их любит. Несколько лет назад он приезжал в Киев на несколько дней, но тогда он не произвел на него никакого впечатления. А в этот раз сказал, что влюблен в наш город и людей. Его окружили таким вниманием! Наши люди умеют!

Вы как-то признались, что считаете "Баядерку" своим любимым балетом. Почему?

- Это уникальный спектакль! "Баядерка" не совсем понятна обычному обывателю из-за названия - в отличие от, скажем, "Лебединого озера", или "Щелкунчика". Но я не знаю артистов, которые не любили бы "Баядерку". Такой насыщенности и эмоциональной отдачи в чистой классике нет, это редкость. Любая классика, в какой бы сфере искусства она ни была, жестко ограничивает: это академизм, техника, которая должна быть такой, а не иной. Вправо, влево - сразу видно, а это зажимает танцовщика, он должен работать только в рамках. У "Баядерки" этого нет. Первый, второй акт - это невероятно эмоциональный танец с элементами классики. Особенно сегодня, когда балерина Наталья Макарова внедрила "свою" версию... Здесь - большой резерв!! В этом и прелесть этого спектакля, он в трех актах - разный. К третьему акту, когда ты должен быть спокоен и сконцентрирован, за счет хореографии ты эмоционально к этому готов. Даже те, кто изначально не понимают, куда идут, потом ждут этого спектакля как чего-то невероятного. Мало какой классический спектакль может так глубоко трогать зрителя.

Когда вы стали балериной, изменилось ли у вас отношение к этой профессии? Не было разочарований?

- Это разочарование не в профессии, а в людях. Такое происходит у каждого человека, который профессионально чем-либо занимается. Много людей тормозят эту профессию, мешают находиться на уровне. Но с другой стороны - эта профессия каждый день открывает для тебя что-то новое. У нас безумно талантливая нация, много артистов. В любой стране в балетной труппе минимум 10 человек украинцев, из них 8 - занимают ведущие позиции. Но… недавно была смешная ситуация. Мэтью привык к хорошим условиям в работе. На Западе в театре очень хороший пол для артистов, специальный настил, который бережет ноги, - такая подушка, которая не дает отбивать стопы. А у нас простой пол, какой был еще при СССР. Вроде профессиональный, но довольно жесткий, если сравнивать с теми условиями, которые есть там. И вот Мэтью мне говорит, что все круто, но очень жесткий пол, ноги устают, как вы можете на нем работать? Люди не могут купить пол для национального театра! И дело не в экономии: это подход к работе, неуважение к тяжелому труду артиста. В Европе создаются все условия - пол, массажисты. Артист не занимается ничем, его задача - взять свою балетную обувь и прийти готовым на спектакль.

А у нас как с этим в балете?

- А у нас артист занимается абсолютно всем: костюмами, полом. Если он хочет, чтобы все было хорошо, он должен делать все сам. Не потому, что никто больше не сделает. Просто в театре все в таком расслабленном состоянии, как и все в нашей стране. Это - отсутствие всякой системы.

Как вы попали в балет, почему пришли именно к этому?

- Этого очень хотел мой папа. Когда я родилась, он сказал: "Это наша балеринка!" Мама занималась народными танцами, очень профессионально ко всему подходила. Она отдала меня в кружок, где педагог решила, что если есть данные, то нужно отдавать девочку в хореографическое училище. Это была Людмила Николаевна Проскуренко. Благодаря ей все и началось. Она вложила много труда, чтобы я поступила в училище, много меня готовила. Хотя для детей это все очень сложно, такие пытки… А так - прекрасная профессия! Главное - из нее выйти здоровым!!! Это и есть самая главная задача! Все получают травмы. Какие-то можно вылечить, но какие-то остаются с тобой. У кого спина, у кого колени, мениски вырезаны, грыжи.

Думаю, вы не удивитесь, если я спрошу вас о закулисье балетного мира. Воровали у вас пуанты или балетные пачки?

- Нет! А вот с костюмами были нелепости. Их рвали, отдавали надевать другой балерине без моего разрешения. Хотя в театре есть закон: живую балерину всегда спросят, можно ли это сделать, ведь костюм - это очень личная вещь. Но такое происходило. Брали без разрешения, а потом приносили порванными. А у тебя 15 минут до выхода! Это расстраивает и всегда не вовремя. Но я стала проще к этому относиться.

Какие известные балерины произвели на вас особенное впечатление?

- Я не создаю себе кумиров. Мы много общаемся с разными людьми из этой профессии. У каждой что-то свое уникальное, свое прочтение, свои технически наработки. В какой-то период времени были танцовщики из прошлого поколения, которые работали в комплексе. Они много внимания уделяли своему развитию, созданию образа на сцене, а потом подтягивали под него всю техническую сторону, чтобы его выразить. Это максимально правильно. Сегодня таких танцовщиков очень мало, в основном это спортсмены на сцене, и это очень сильно обедняет весь балет. У спортсмена 30 секунд на результат, а у артиста - три часа. Нужно иметь резервы внутри себя, ты же не будешь прыгать все три часа. В балете у тебя есть мизансцены, адажио, сюжет. Нужно все время спектакля держать на себе публику, чтобы на тебя интересно было смотреть. Ты должен быть уникальным, а для этого надо много работать!!!

Как вы относитесь к балерине Анастасии Волочковой?

- В свое время, когда она была в максимальном активе для себя и танцевала классические спектакли, она меня во многом восторгала. В ней было много интересного. Но она была балериной 10-15 лет назад, а сейчас .... даже и не знаю. Это не осуждение - это реальность. Она обладала уникальной внешностью, новым стилем для того периода, но каждый человек выбирает свое движение и имеет на это право. К профессиональному балету она сегодня не имеет отношения. Она может делать свои концертные программы, это несколько другое.

Вас судьба связывала с двумя замечательными балеринами нашего времени - Ольгой Лепешинской и Натальей Макаровой. Какой опыт вынесли из этих знакомств?

- С Ольгой Лепешинской мы пересекались на конкурсе, как со всей комиссией. Они следят за всеми артистами и в конце могут тебя как-то отметить. А когда встретилась с Натальей Макаровой, я была еще достаточно юной. Все всегда боятся жюри, стараются держаться подальше. Но когда она приехала в Киев на "Баядерку", меня и партнера выбрали танцевать в премьере ее спектакля. Это было очень неожиданно для нас! Мы были одни из самых опытных в составе, много раз танцевали этот спектакль в разных версиях. Но было очень приятно, что она нас выделила из всех и много с нами работала. Она большой акцент ставила на работу стопы. Но это не то чтобы непривычно: педагог комплексно работает над всем телом балерины, но всегда кто-то больше внимания обращает на руки, кто-то - на образ, а она - на стопу! Наталья Романовна не относилась к нам как к детям, только как к своим коллегам. Подсказывала многие вещи, предлагала искать свои решения, отталкиваясь от ее советов. Не с первого раза у нас получалось, но она говорила: "Ничего, но убедительно! Thanks Пробуйте, может быть, у вас получится". Было приятно видеть, что ты интересен такой личности. В жизни она видела безумное количество балерин, много профессионалов прошло через ее руки, но когда она говорила слова благодарности после спектакля… Это дорогого стоит!

Майя Плисецкая рассказывала, что всю жизнь ела овсянку. А как вы следите за своим питанием?

- Я ем очень мало. Два раза в день. Маленькими порциями. На завтрак - запеканка или яичница, еще с утра могу позволить хлеб с маслом. Это очень калорийная еда, но я считаю, что с утра можно. Все, что дает всплеск жира в организме, можно есть в первой половине дня. Люблю пасту с пармезаном, ризотто. Это очень вкусно, но я считаю, что это нужно есть как отдельное блюдо. Раньше я страшно любила шоколад, все сладкое, булочки, хотя ты не можешь это есть вообще! А сейчас у меня к ним тяги нет.

А мясо балерины себе позволяют?

- Да, балерины едят много мяса. Это один из видов белка. Я люблю салаты с мясом. Мне недавно показали один рецепт - невероятно вкусно и очень легко сделать. Доводите воду до кипения, выдавливаете в нее лимон, немного солите, бросаете туда красную рыбу. Три-пять минут - и рыба готова. Можете подержать дольше, чтобы убедиться, что она не сырая. Вкус невероятный, и это очень диетическое блюдо. Одновременно туда же бросается брокколи и маленькая кукуруза, они просто немножко обдаются кипятком. И к этому всему нужен сливочно-горчичный соус - потрясающий вкус. И все, блюдо готово!

Можно ли сегодня артистам балета заработать на достойную жизнь?

- Солистам - можно. Раньше - получаешь заслуженного артиста, тебе дают квартиру в центре города. Поехал на гастроли, получил первые места - дачу дали. Заметьте, у всех педагогов постсоветского пространства есть дачи. Они же не покупали это все! А сейчас артист получает только по шее… И весьма часто!! Зарплата не позволяет купить квартиру, можно лишь просто на нее жить. Многие снимают жилье, а это очень тяжело. А еще нужно себя одеть. А если еще, не дай Бог, травма… Ты можешь разбиться в хлам, и театр окажет разовую помощь по закону. А дальше - соцстрахование, где тебе сложно что-то доказать. У нас были ситуации: на гастроли все балетные едут со страховками, без этого тебя не примут, и было счастьем, если травму получали на Западе! Ведь там операции делают бесплатно. А у нас - ничего, хочешь - плати деньги.

Какой стимул у артистов оставаться в этой профессии и работать в Украине?

Раньше /,пришел в театр, и это пожизненно. Потом пойдешь в педагоги, кто-то уходит в бутафорский цех, еще куда-то. Ты понимал, что тебе на все хватит. А сейчас артист приходит и понимает, что в 18 лет он начинает батрачить, вертится, как не знаю кто. У нас артист должен всем заниматься сам: своим развитием, работать над собой. Такая структура. Это целая система. Люди должны видеть путь развития, а сейчас все шатко. Многие уезжают: ситуация в стране непонятная, и когда она изменится, не знает никто. Жить становится сложнее, но и конкуренция больше.

А вы сами не думали уехать навсегда?

- Мы с мужем поднимали этот вопрос. Бывает, думаешь: все, тошнит, уезжаем. А потом что-то придумаем, что-то делаем… Но в любом случае все время тут находиться сложно, впадаешь в депрессию. Но и совсем переехать в другую страну очень сложно. В 18 лет у тебя есть время раскачиваться, а сейчас нужно думать о другом. Не важно, где ты работаешь, важно, какие у тебя контракты. Чем старше становишься, тем меньше хочешь быть под кем-то, хочешь проявлять себя сам. Это автоматически исключает возможность ехать в новый коллектив. Там ты должен снова все доказывать, заработать свое положение. И для чего? А уезжать на гастроли и возвращаться - это очень хорошая возможность для артиста!

Наталья МАЦАК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *