БАЛЕРИНА И ЧЕКИСТ — Балет 24

БАЛЕРИНА И ЧЕКИСТ

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/

Конечно, Борис Эйфман знал, что делает, когда ставил свой "основной" балет. И название - хоть куда, да и сюжет довольно просто и понятен, особенно для западного зрителя, потому что полностью соответствует шаблонному представлению о русской революции... Красная Жизель! На сцене – Балерина, в жизнь которой врывается революция, она становится любовницей Чекиста - Ах!, их отношения выливаются в противоборство красоты и насилия - Ох!. Хрупкая натура Балерины мучается среди уродливой толпы рабочих и бесстрастных чекистов, распинающих Учителя и заставляющих маршировать даже балерин!!! C помощью Чекиста ей удается сесть на пароход и уехать в Европу... По нынешним, незатейливым временам - просто блеск! И что же дальше с нашей героиней? Тоже без особых изысков... в Париже - куда уж тут деться, она вновь танцует Жизель, но ее принимают с подозрением, как "красную" - шпиономания как всегда, да и партнер, которого она готова была полюбить - главное слово "была", предпочитает ей своего молодого и красивого друга... Европа и тогда была весьма толерантна ко всему, скажем, "естественному"... Понятное дело, что Балерина сходит с ума во время спектакля, повторяя судьбу своей героини - крестьянской девушки Жизели, сошедшей с ума после измены своего возлюбленного Альберта. В безумии ее преследуют страхи , навеянные прошлой жизнью в Петрограде, видится Чекист и она уходит в небытие, в неизвестность... Странно, конечно, что Балерина сходит с ума - не типично! Обычно сходят с ума все вокруг... особенно те, кто решился полюбить Балерину!.. Захотелось все-таки узнать, как же это было на самом деле... а то вроде какая-то мистика во всем этом! Но все оказалось гораздо прозаичнее, чем мы думали. В основе балета - история русской балерины Ольги Спесивцевой, которая уехала из России в 1923 году, чтобы танцевать в Париже, но провела 20 долгих лет в Нью-Йорке, в психиатрической лечебнице! Вот такая история...

.... Ольга Спесивцева родилась 5 июля 1895 года в Ростове-на-Дону. Отец ее был актером в театре. Когда Ольге исполнилось шесть лет, он скончался от туберкулеза, оставив без средств к существованию большую семью, в которой, кроме Ольги, было еще четверо детей. Пришлось матери отдать троих детей в детский приют при доме ветеранов сцены. А потом Ольгу сестру Зинаиду и брата Анатолия приняли в Театральное училище. Дебют балерины на сцене Мариинского театра состоялся в 1913 году в балете "Раймонда", где она исполняла одну из эпизодических ролей.

Выдающиеся способности и отличные внешние данные быстро выдвинули Спесивцеву в состав солистов! Танец становился для нее не профессией, а насущной потребностью. От спектакля к спектаклю ее мастерство совершенствовалось , ее все чаще сравнивали с Анной Павловой. Осенью 1916 года Спесивцева уже танцевала с самим Нижинским в дягилевском сезоне.

"... Они танцевали вместе, и зрители не знали, за кем следить изумленным взором: за ним, пылким, легким, демоничным, или ею, Спесивцевой, которая, как всегда в своих ролях, у предела ирреального, нечеловеческого..."

Андре Шайкевич

В начале 1917 года Ольга Спесивцева возвратилась в Россию и стала ведущей балериной Мариинского театра. И вскоре получила звание Балерины. К ее репертуару прибавились "Корсар", "Баядерка" и любимая ею, одна из лучших ролей - Эсмеральда... По сути типичная жизнь Русской Балерины!... и все бы ничего - так и жила бы, но ... Ольга Спесивцева и встретила Бориса Каплуна, ответственного сотрудника Петроградского совета.

О Борисе Каплуне известно довольно мало: родился в 1894 году на Украине, был членом социал-демократической партии, учился в Технологическом институте, после революции сделал партийную карьеру благодаря тому, что был родственником Урицкого, был близко знаком с Зиновьевым.
Судя по тому, что друзьями Каплуна были деятели искусства, человеком он был интересным

"... я встречал у представителя Петросовета - это что-то вроде российского петербургского губернатора, молодого Бориса Каплуна, где мы порой засиживались с Евгением Замятиным, Всеволодом Мейерхольдом и с молчаливо-мечтательной красавицей, балериной Ольгой Спесивцевой..."

Юрий Анненков.

К тому же, он был человеком полезным, потому что всегда пытался помочь, например, он помог Андрею Белому, но не смог помочь Гумилеву.

“Борис Каплун вообще отличался своеобразной изобретательностью. Так, в те же годы, он печатно обратился к целому ряду писателей и драматургов с предложением написать пьесы на тему о продовольственной нужде РСФСР и о необходимости всемирной поддержки голодающих частей республики, добавив, что подобный план агитации при помощи театрализации лозунгов Наркомпрода поможет ему в его продовольственной политике. Не знаю, помогли ли эти пьесы Наркомпроду, но некоторым "драматургам" откликнувшимся на воззвание Каплуна, они принесли несомненную материальную поддержку…. "

Юрий Анненков

Тут надо отметить, что и через почти 100 лет ничего не изменилась и "Великие" драматурги по-прежнему охотно откликаются на запросы властей, получая при этом гранты на своё "искусство"...

Благодаря Каплуну существовал и работал Мариинский театр, для театра Каплун выбивал дрова и пайки, посещал постановки, вот там он и увидел Ольгу Спесивцеву, вскоре она стала его женой.

"... Я не забуду тот морозный день или, вернее, те морозные сумерки 1919 года: было около семи часов вечера. Мы сидели в обширном кабинете Каплуна, в доме бывшего Главного штаба, на площади Зимнего дворца, в будущем - площади Урицкого... Комната была загромождена всякого рода замочными отмычками, отвертками, ножами, кинжалами, револьверами и иными таинственными орудиями грабежей, взломов и убийств, предметами, которые Каплун старательно собирал для будущего петербургского «музея преступности. В одном углу были сложены винтовки и даже пулемет. Укутанная в старую шаль поверх потертой шубы, девушка грелась, сидя в кресле у камина, где пылали березовые дрова. У ее ног на плюшевой подушке отдыхал огромный полицейский пес, по-детски ласковый и гостеприимный, счастливо уцелевший в ту эпоху, когда собаки, кошки и даже крысы в Петербурге были уже почти целиком съедены населением..."

Юрий Анненков

Зловещий портрет Бориса Каплуна сформировался в связи с его активным участием в строительстве крематория и пропаганде кремирования, и благодаря дневниковым записям Корнея Чуковского, в которых он рассказал о том, как он вместе с Лидой Чуковской , Борисом Каплуном и балериной Спесивцевой ездили смотреть, как сжигают трупы в крематории... Жуть... хотя зная скверный характер некоторых Балерин - вовсе не удивлён... Но, если для Каплуна это была просто работа, то для Балерины это был новый способ получить острые ощущения.... То были времена расцвета нигилизма, когда старый мир с его прежними ценностями был разрушен, а новый еще не сформирован.Молодые люди наслаждались свободой, искали новые ощущения и способы самореализации. Повлияло ли это впечатление на дальнейшую жизнь Спесивцевой? Скорее всего, нет, так как она нигде не упоминает в дневниках об этом событии - ну, это и понятно... Зато пишет о том, что на улице Петрограда погиб ее брат, в то время ему было двадцать один. А еще она пишет о серых днях, таких же серых, как солдатские шинели, о холоде в театре и поте, который тут же остывал, стоило им прерваться на репетициях...

"... Едва ли в истории театра был год более тяжелый для артистов, чем прошлый зимний сезон в Петрограде", -заявлял обозреватель "Бирюча", ссылаясь на отсутствие продовольствия, одежды, топлива, городского транспорта. Все же балетная молодежь выступала много. 30 марта 1919 года Спесивцева дебютировала в партии Жизели. В отличие от предшествующих исполнительниц Спесивцева придала облику Жизели безысходность и обреченность и тем усилила трагизм роли.

"Ее трактовка была основной, на которой строились все последующие постановки, и вдохновила многих выдающихся танцовщиц, унаследовавших от нее эту роль",

Антон Долин

Говорили, что для того, чтобы ярче передать сцену безумия героини, Ольга посещала сумасшедший дом и наблюдала за сумасшедшими. Хрупкое здоровье Спесивцевой не выдержало такой нагрузки, открывшийся туберкулез легких требовал лечения и отдыха, вместе с туберкулезом и невозможностью танцевать нападала меланхолия... Как же это все знакомо!!!

Только в мае 1921 года Спесивцева возвратилась к работе - на сцене театра она с блеском исполнила Никию в "Баядерке". В это же время Сергей Дягилев пригласил Спесивцеву принять участие в лондонской постановке "Спящей красавицы". Получив разрешение, Спесивцева выехала на гастроли, которые прошли с невероятным успехом, затем балерина вновь возвратилась домой.

"... Помню выход балерины в "Баядерке". Она выходила на сцену, закрытая покрывалом, в полной тишине, шла к брамину, кланялась ему, опускалась на колени, он снимал покрывало... И тут начиналось что-то невероятное. Зал гремел!"

Петр Андреевич Гусев

В 1924 году, Спесивцева с помощью Бориса Каплуна получила разрешение на отпуск для лечения в Италии и вместе с матерью, Устиньей Марковной, уехала из России, как потом оказалось - навсегда.... Борис Каплун женился на актрисе Марианне Гнуни, работал на разных административных должностях, а в 1937 -м году был обвинен в троцкистском заговоре и расстрелян, но Ольга об этом не узнала - она в это время, действительно, уже ушла в омут неизвестности... Но об этом - как-нибудь в следующий раз!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *