БАЛЕТНАЯ ШПАРГАЛКА — Балет 24

БАЛЕТНАЯ ШПАРГАЛКА

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/

Допустим, вам пришла идея расширить горизонты своего культурного сознания, или ваша девушка как-то пробрасывала, что обожает балет, или она ничего не говорила по этому поводу, но вы хотите сделать в ее сторону широкий культурный жест – в общем, вы решили приобщиться к искусству балета.

Для начала я бы рекомендовала современный балет. Но на него пробиться сложновато, потому что это очень модная и актуальная вещь.

Итак, вам достался билет на классический балет, но вы ничего о нем не знаете, кроме Танца маленьких лебедей. Значит вам необходимо немного подковаться в этом вопросе, чтобы чувствовать себя увереннее.

Несмотря на то, что жанр балета родом из Европы, классического совершенства он достиг у нас, в России во второй половине 19 века. Так что настоящий классический «белый» балет - это наша национальная гордость. И герой темы – Мариус Петипа, француз, работавший в России. Именно он отточил классическую хореографию до эталона. Как Лев Толстой является зеркалом русской литературы, так Петипа воплощает собой русский балет. Даже начинающий балетоман не может не знать этого имени.

Далее... Поскольку балет создает не только балетмейстер, но и композитор, то Чайковский – второй герой нашей темы. Про его шедевры слыхал любой русский человек. Уж Лебединое озеро точно все знают. И Щелкунчик тоже. Еще есть Спящая красавица. То есть эти два имени вы должны запомнить твердо! Кстати, если придете на Лебединое озеро, не ждите, когда же будет знаменитая сцена Умирающего лебедя. Знайте, это вообще другой балет!

Теперь - кто танцует? В труппе балетного театра очень сложная иерархическая лестница. Назову только три ее ступеньки: кордебалет - это стройные синхронные ряды танцовщиц, создающие на сцене красивые обрамления и узоры, солисты - они исполняют партии второго плана и премьеры: прима-балерина и премьер. Обратите внимание, по штатному расписанию театра только прима может носить это гордое звание – балерина!!! Все остальные - артистки Балета!

Премьеры – это звезды, главные фигуры в труппе, которые исполняют ведущие партии. Среди этих звезд есть супер-звезды. На их спектакли попасть невозможно. Но все равно вам нужно знать хотя бы парочку имен. Только не говорите, что вы одну знаете, и зовут ее Волочкова. Выбросьте это имя из своего балетного багажа и забейте место, где оно у вас лежало, досками! Выучите на первый раз двух балетных богинь настоящего момента - это на мой вкус: Светлана Захарова и Диана Вишнева.

Премьеры-танцовщики в классическом балете – фигуры второго плана. Их работа – обеспечивать балерине поддержку во всех смыслах. В сольных фрагментах они обычно демонстрируют мощь прыжка. Все великие танцовщики славились именно своим высоким и свободным полетом над сценой. Возможно, вы слышали два звездных имени – Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Это уже прошлое, но, если запомните их – будет просто здорово.

Внимание!!! Не вздумайте всерьез назвать танцовщика балеруном! Если это позорное слово вырвется из ваших уст, вам ничем уже не восстановить вашу репутацию просвещенного балетомана.

Еще нужно знать - как называется то, что они танцуют. В классическом балете легко различить два вида танца: классический и харАктерный, то есть, национальный. В характерном своя система движений, костюмы тоже национальные.

В классическом танце все сложно. Напишу самое-самое, без которого никак. Сольный танец называется вариацией. Парный – па-де-де. Трио – па-де-труа. Знаменитое вращение балерины на одной ноге, с выбрасыванием в сторону другую – фуэте. Она должна совершить полный оборот 32 раза, не выходя за линию мысленно очерченного пяточка диаметром приблизительно в полметра. Фуэте – это такая демонстрация технического уровня балерины и больше ничего. Если она еще при этом держит руки на талии, то тогда вообще – рекорд! Чистый спорт, в принципе.

Еще в балете есть пантомима с характерной системой жестов. Что-то вроде речитативов в опере. Если танцовщик отводит руку в сторону партнерши, а потом прикладывает ее к сердцу, это означает? Правильно - "Я люблю эту девушку". Если он обводит ладонью вокруг своего лица, это значит, что она очень хороша собой. В общем, тут все понятно без перевода. Можете тренироваться на своей девушке!

Это тоже надо знать - во что они одеваются! У танцовщиков ничего интересного - просто трико. У танцовщиц классического балета есть два типичных атрибута костюма. Пачка и пуанты. Пачка – это пышная юбочка из нескольких слоев тюля. Пачки в каждом балетном спектакле разного фасона. Есть в виде длинных струящихся колоколов, есть покороче и есть совсем короткие, как в Лебедином озере. Каждый слой тюля, а его уходит до 20 метров на одну пачку, вручную пришивается к трусикам, присбаривается и иногда еще все это укрепляется тонким стальным обручем для лучшей фиксации. Пуанты – это такая специальная обувь для классического танца, где основная позиция балерины – на кончиках пальцев. Никакой пробки внутри нет!!! Твердость мыска создается за счет многослойного обклеивания колодки - у каждой танцовщицы своя!!!! кусочками мешковины и бязи. Слой ткани – слой клея, специально сваренного из двух видов муки, и так далее. Кожаная подошва пришивается вручную к атласному футлярчику туфельки. Потом мастер тщательно ровняет и уплотняет до идеальной гладкости мысок пуанты точными ударами специального молоточка, приклеивает стельку - все это делается у мастера на коленке! Все это сушится в специальной печи. И это еще далеко не все. Дальше танцовщица сама обычно пришивает атласные ленточки к пуантам, и доводит их до конечной степени удобства.

Все это описание я специально так растянула, чтобы сказать в заключение, что срок эксплуатации одной пары этого хитрого изделия ручной работы равен примерно сорока минутам - "стандартная" продолжительность балетного акта. Дальше они годны только в качестве сувенира. После антракта балерина выходит на сцену в новой паре, которую через сорок минут ждет та же участь. Речь, конечно, о примах в сложных партиях. Кордебалет не так расточителен! Эта информация пригодится вам также, чтобы поддержать интересную беседу в антракте.

Ну и, наверное, последнее... Когда аплодировать??? Тогда же, когда и в опере. Но в балете принято также "хвалить" танцовщиков после каждого номера. Но тут вы не запутаетесь, потому что в балете обычно есть "клака", то есть специально обученные люди из балетных, которые организуют "своим" солистам успешный прием публики. Они хлопают, когда надо, и кричат "браво" особыми, поставленными голосами. Так что смотрите по сторонам и слушайте! Не ошибётесь!

Вы спросите - неужели вся эта классика дошла до нас в неприкосновенности? Нет, во времена Петипа и Чайковского балет выглядел иначе. Пачки были длиннее, ноги не принято было поднимать слишком высоко - выше, чем на 90 градусов, а сами балерины были довольно приземистые и фигуристые девушки, правда, гибкие и хорошенькие, недаром они пользовались повышенным спросом у мужской половины высшего света и императорского двора! Это начиная с высокой Анны Павловой - рубеж 19 и 20 веков, танцовщицы стали увеличиваться в росте и стремительно худеть. Теперь золотой стандарт балерины – невозможная худоба, длинные руки, ноги и шея, маленькая головка, выразительное лицо. Раньше было не так, посмотрите на Кшесинскую, которая прославилась не только своими балетными успехами и красотой, но и тем, что она была любовницей последовательно нескольких членов русской императорской фамилии.. и все поймёте! Да и кордебалет был тоже другой! Каждая как две Волочковых. И обратите внимание на пачки. Совсем не то, что сейчас... Прошло больше ста лет. Теперь балерины вот такие тростиночки и кордебалет в Лебедином озере совсем иначе выглядит...

Как отличить хороший балет от плохого? Тут надо смотреть и думать! Если вы видите на сцене кордебалет, где танцовщицы разного роста и телосложения, нет синхронности, если прима коренаста и тяжела, если премьер красиво водит руками, но плохо прыгает, то это низкое качество. Если балет настоящего качества, вы сразу это поймете безо всякого анализа. Вы просто будете ахать и восхищаться этой красотой.

И помните, пожалуйста, сколько труда вложено в это зрелище! Даже спектакль среднего уровня заслуживает ваших бурных аплодисментов!!!

Эльза БРАБАНТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *