А ВЫ ДАВНО БЫЛИ В БОЛЬШОМ? — Балет 24

А ВЫ ДАВНО БЫЛИ В БОЛЬШОМ?

ИСТОЧНИК: https://elsa-brabant.livejournal.com/

Ельза Брабант

На майских праздниках я устроила себе московские каникулы с походом в Большой театр. На новой сцене я была лет пять назад, а на исторической - очень давно, еще во времена студенчества, поэтому интересно было посмотреть, что получилось в результате многолетней и скандальной реконструкции с бюджетом под 30 миллиардов рублей.

Вот он, красавец!



Квадригу с Аполлоном на фронтоне видно плохо, но детали всегда можно рассмотреть вот здесь:

Теперь в Большом есть лифт. Чтобы попасть на наш 1-й ярус, мы нажали кнопку седьмого этажа. 

И вот он - зал во всем своем имперском великолепии. Акцент интерьера зрительного зала - царская ложа.

Золото (настоящее, сусальное), малиновый бархат, драпировки с кистями, хрусталь. 

Ложи, правда, не особо блещут. Дресс код в Большом теперь демократичный, и по-настоящему нарядными выглядят только итальянские туристки: в ярком макияже, мехах и драгоценностях.

Наши места были в ложе первого яруса, с правой стороны от сцены. Прямо перед нами ложа, в которой, прикрывшись от публики портьерой, обычно сидел главный театрал СССР - тов. И.В.Сталин.

Обзор у нас не идеальный - видно всего 80% сцены, в точном соответствии с тем, что было написано в комментариях к схеме зала. То, что происходило в правом углу сцены, можно было увидеть (теоретически),только перегнувшись через барьер ложи и вывернув шею 

В Большом вообще довольно мало мест с идеальным обзором. Есть даже такие, с которых почти ничего не видно и плохо слышно. Об этом честно предупреждает сайт театра (поэтому лучше покупать билеты не в кассах, а на сайте).

Но все билеты, даже и такие, стоят денег, и немалых.

Самые дорогие билеты на этот спектакль стоили 5 тысяч. Это места в партере.

Когда-то, в 19 веке, как раз партер был довольно дешевым. Там вообще было только два ряда кресел (причем, для мужчин), остальные места - стоячие, иногда ставили стулья. 

Главное неудобство партера заключалось в том, что как раз над партером висит огромная люстра, которая раньше была масляной. Иногда стекла светильников лопались, и осколки вместе с брызгами масла падали вниз, на публику. Только в середине 19 века освещение сделали газовым, а к концу века провели электричество, и тогда уже в партер поставили кресла. 

Собственно, это не кресла, а стулья с мягким сиденьем и деревянной спинкой. 

Вот, кстати, вид зрительного зала 1856 года. Публика развернута спиной к сцене, потому что все приветствуют Александра II в царской ложе.

Продолжу о люстре. Теперь она выглядит вот так. Весит больше двух тонн, кстати. Хрусталь и металл, покрытый сусальным золотом.

Наши места в первом ряду ложи стоили 3500. Это не народные цены, скажем прямо. Но, с другой стороны, ты сидишь фактически в уникальном историческом месте, в роскошном интерьере, и смотришь выступление одной из лучших трупп мира. 
На другие спектакли цены бывают в два и три раза больше.

Вообще, все познается в сравнении. Чтобы иметь счастье послушать и посмотреть Григория Лепса на подмостках провинциального ДК, (как раз в это время в моем городе шел его юбилейный тур), люди выкладывали из своих честно заработанных аж по 7500. Но, как бы не был велик этот певец всех времен и народов, он не перевесит труппу Большого театра. Хотя, возможно, не все так думают)

Вот наша ложа. 

На этих высоких стульях второго ряда и сидеть неудобно, и видно плохо. А на первом ряду вполне комфортно, широкий бархатный барьер с бортиком: не уронишь вниз сумочку или программку.

Перед каждой ложей маленькая комнатка с диванчиком - аванложа. Она предназначалась для общения с визитерами.

С нашего первого ряда хорошо виден оркестр. Огромная оркестровая яма, увеличенная во время реконструкции.

Отсюда звук был очень хорошим. Акустика зала, когда-то славившаяся на всю Европу, со временем стала хуже, и одна из задач реконструкции было ее восстановление. 

Помимо того, что акустические свойства зала зависят от его конфигурации (все эти изгибы многоэтажных ярусов и балкона, декор), принципиально важны материалы, из которых сделаны кресла, стены, пол. Никакого бетона и гипса. Только акустическое дерево, ткани и папье маше.

Представьте, что вся эта декоративная лепнина в золоте и даже два атланта под царской ложей сделаны папье-маше. Так было еще при архитекторе Большого - Альберто Кавосе.

Это папье-маше, кстати, стало просто символом скандала, связанного с реконструкцией (мол, все ценное украли, и наделали подделок из папье-маше). В Большом все большое, а скандалы так просто космические! Проверки, уголовные дела, открытые письма деятелей культуры! Помножьте это на 30 млрд рублей, затраченных на реконструкцию, в стране, где слово "коррупция" давно никого не шокирует, и станет понятно, какие страсти кипели вокруг этого театра несколько лет назад.

А когда после открытия руководство театра начало эпатировать публику всякими режиссерскими экспериментами над классикой, градус скандала достиг критической отметки, как говорят метеорологи.

Но теперь все, кажется, позади. 

Итак, первый антракт и прогулка по театру. 

Белые галереи с малиновыми диванчиками.

Главное фойе.

Из окна Большого вид на Малый театр.

Большое императорское фойе. Раньше оно было закрыто для публики.

В буфете очередей не наблюдалось.

Залезли на галерку, чтобы посмотреть на зал сверху.

Теперь тут оборудовали стоячие места с перилами для самых горячих любителей театра)

Для тех, кто щепетильно относится к духу новодела, скажу, что глянец, конечно, есть. Но, вероятно, этого невозможно полностью избежать при такой глобальной реставрации. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *