6 ИЮНЯ — Балет 24

6 ИЮНЯ

Родилась Нинет де Валуа (Идрис Станнус) (1898 г.) - артистка балета, хореограф и балетный педагог ирландского происхождения.

Появилась на свет в ирландской деревне Балтибойсе. Когда Идрис исполнилось  семь лет, семья переехала в Англию. Девочка в 10лет начала заниматься танцами, а в 13 -поступила в театр. Мама придумала ей французский псевдоним - Нинет де Валуа. Юная танцовщица блестяще копировала "Умирающего лебедя" Анны Павловой, за что ее прозвали "маленькой Павловой". В 21 год стала прима-балериной в труппе оперного театра Бичема, выступавшего на сцене Королевского театра в Ковент-Гардене. Юную красавицу заметил Дягилев. Он оценил мастерство, но пришел в ужас от псевдонима – сказал, что это «смесь французских королей с кремовыми пирожными». Но Нинет не оставила псевдоним, несколько лет проведя в труппе "Русского балета". Она занималась с Энрико Чеккети, Николаем Легатом, танцевала в хореографии Нижинской, Фокина, Мясина. В 1926 год стала основательницей Академии хореографического искусства. В 1931 году создала труппу «Вик-Уэллс балле» («Королевский балет»), которую возглавляла до 1963 года.  Нинет прожила 103 года, написала несколько книг, поставила несколько балетов, была очень требовательной и авторитарной руководительницей, в том числе, добиваясь от своих актеров "благозвучия" имен и фамилий -охотно создавала им псевдонимы.


Родился Хачатурян Арам Ильич (1903) - композитор, Народный артист СССР.

Армянин по национальности, Арам Хачатурян родился в Грузии. По воспоминаниям самого композитора, мать часто напевала армянские песни, а он потом настукивал эти мотивы на кухонной медной утвари. Семья была обеспеченной - отец владел своей переплетной мастерской. Мальчику дали хорошее образование и, по его просьбе, купили рояль, на котором он подбирал мелодии на слух, не зная нот. Старший брат Сурен закончил Московский университет и служил в МХАТ. В 1921 году он позвал двух младших братьев в Москву, где Арам поступил на биологический факультет Университета.  Через год, однако, Арам поступил в Гнесинку, на виолончель и фортепиано, брал уроки композиции у Михаила Гнесина. 1929 году начал обучение в Московской консерватории. На тот момент он уже мог считать себя композитором, поскольку сочинял музыку. С середины 30-х годов начался расцвет его деятельности. В период Великой Отечественной он сотрудничал со Всесоюзным радио, марши и песни Арама Хачатуряна были широко известны по всей стране. В 1939 году он сочинил первый армянский балет «Счастье». Следующим стало создание балета «Гаянэ», но было это уже в годы Великой Отечественной войны.

После войны, будучи уже маститым композитором, Хачатурян начал работу над балетом "Спартак" - своим самым захватывающим и целостным произведением. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 года состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на крупнейших сценах мира. Его ставили Л. Якобсон, И. Моисеев, Ю. Григорович и другие видные балетмейстеры.


Родился Игорь Павлович Колб - солист Мариинского театра, заслуженный артист России.

Родился в Пинске (Белоруссия). В 1989 — поступил в Минское хореографическое училище (класс А.И. Коляденко). В 1995 году стал лауреатом Международного балетного конкурса "Ваганова-Prix" (Санкт-Петербург). После него Игоря пригласили солистом в труппу Мариинского театра.
С 1998 года – получил должность солиста балета. С 2015 года выступает как балетмейстер-репетитор в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова на кафедре Режиссуры балета.  Постоянно занят в театральных проектах, в том числе зарубежных.

Игорь Павлович серьезно относится к будущему балета, трезво оценивая его настоящее:

"Я не могу сказать, что русский балет сейчас на пике формы, скорее бы сказал, переживает период стагнации. Ничего фееричного на балетных подмостках не создается: все ведущие театры живут за счет основного репертуара, выверенного столетиями. Моду в России по-прежнему задают Мариинский театр и Большой. В мире – плюс Ла скала и Метрополитен Опера".


Состоялась премьера спектакля «Аистенок», балета-сказки в 3 актах ( 6.6.1937), балетмейстеров А. И. Радунского, Н. М. Попко, Л. А. Поспехина.

Первый детский балет, один из первых балетов на советскую тему, спектакль сыграл большую роль в истории балетного училища и в судьбе будущих артистов балета. Композитор Д. Л. Клебанов, сценарий - М. Я. Пиньчевский. Выпускной спектакль МХУ (на сцене филиала Большого театра). Спасённый советскими пионерами Олей, Васей и их друзьями Аистёнок улетает на зиму в далёкую Африку и возвращается с новыми товарищами, среди них - Негритёнок, освобождённый добрыми животными от жестокого Плантатора.

В партии Аистенка  дебютировала ученица четвертого класса Елена Ванке. Небольшая роль Кошечки была исполнена ученицей третьего класса Майей Плисецкой. 

Балет «Аистенок» шел не только в Большом театре. В 1948 году с постановки балета «Аистенок» на сцене Ленинградского Дома культуры имени А.М. Горького начался творческий путь, еще совсем юного тогда Ю.Н.Григоровича.
А силами Московского училища балет в последний раз был восстановлен в 1964 году.


6 июня 1933 г. в ленинградском Малом оперном театре состоялась премьера первого балетного спектакля «Арлекинада» ("Миллионы Арлекина") Р. Дриго.

Балетмейстером-постановщиком стал организатор балетной труппы и ее первый художественный руководитель — Ф. Лопухов. До этого спектакль шел на сцене Мариинского театра и Эрмитажного театров.

Впрочем от старой постановки осталась лишь музыка Дриго, да и ту удалось почти удвоить за счет фрагментов, не использованных Петипа. Свое кредо хореограф формулировал по обыкновению четко и решительно: «Мы старались превратить салонно-придворный, фантастический, с некоторым даже мистическим уклоном, отвлеченно-эстетский балет Дриго-Петипа в бытовую, социальную комедию. Мы перенесли действие балета из абстрактного города, из обстановки отвлеченного карнавала во Францию, в Париж в конкретную историческую обстановку Второй империи, в карнавальные июльские дни». В спектакле появились лавочник Кассандр, отставной военный Леандр, бедный студент Арлекин и даже некий «американский дядюшка». Иван Соллертинский свидетельствовал: «„Арлекинада" в Малом оперном театре — это не балетный спектакль в обычном смысле слова. В „Арлекинаде" поют певцы, кувыркаются на ковре акробаты-профессионалы... Лопухов пытается создать свои сценические образы путем хореографических характеристик, пользуясь средствами, прежде всего, танца. Это ново». Дату премьеры «Арлекинады» принято считать днем рождения нового балетного коллектива.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *