13 июня

0
352


Родилась Тамара Владимировна Косова (1936г.) - балерина и педагог, Заслуженная артистка РСФСР.

Детство Тамары прошло в Батуми. Занималась танцем с 6 лет. Первым преподавателем была Ольга Владимировна Забукидзе, в прошлом балерина. В 1955 году Тамара окончила Ленинградское хореографическое училище и была распределена в Кировский театр, но там предстояло ждать до января. Косова уехала в Челябинск, а спустя год, по приглашению В. Чабукиани  переехала в Тбилиси, где прослужила с 1956 до 1964 года. В 1964 отправилась на конкурс в Большой театр, не предупредив руководство, за что была уволена.  Протанцевав 8 месяцев в Большом театре, и не получив московскую прописку, по приглашению Олега Виноградова перешла в Новосибирский театр оперы и балета, где получила звание Заслуженной артистки РСФСР. В 1971 году уехала в Театр оперы и балета им. Ахундова (Баку), где прослужила до 1979. Окончила ГИТИС. С 1979 по 1988 годы - педагог Казахского государственного хореографического училища.


Премьера балета "Петрушка", балетмейстер М. Фокин, Русский балет Дягилева, театр "Шатле", Париж, 1911 г.

Балет «Петрушка» был написан Игорем Стравинским после успеха "Жар-Птицы". Либретто придумывалось по ходу дела — и самим И.Стравинским, и подключившимся сразу же С.Дягилевым, и привлеченным в качестве художника к новому, еще только создающемуся балету, А.Бенуа. Причем первичным был не сюжет, а сочиненная Стравинским музыка. Дуэт балетмейстера М. Фокина — исполнителя В. Нижинского дал такое точное воплощение музыки, соединив в одно целое ее с пластическим образом, что балет приобрел глубокий и обобщающий смысл. Ярмарочные персонажи страдали как герои самой масштабной трагедии.«Петрушка» сразу получил свою долю восторженного признания от русских и французских поклонников дягилевских «сезонов» в Париже. Однако на родине, в Петербурге, реакция публики не была столь однозначной. Критики ругали «Петрушку» за «нарочито площадной характер», за использование «истрепанных народных песен и шарманочных уличных мелодий». 


Премьера хореографических сцен «Свадебка» («Les Noces»), балетмейстер Б. Ф. Нижинская, Русский балет Дягилева, театр «Гете лирик». Париж, 1923 г.

Музыка и либретто Игоря Стравинского по русским народным песням из сборника П. В. Киреевского.  «Свадебка» — одно из интереснейших сочинений Стравинского, завершившее его так называемый «русский период». Стравинский хотел, чтобы на сцене помимо танцоров находились также певцы и оркестр. На премьере ему пришлось согласиться лишь на рояли, они заполняли четыре угла сцены и стали элементом скупой декорации.  Гончарова пришла к полнейшему лаконизму в костюмах и декорациях. На женщинах коричневые сарафаны и белые рубахи. На голове туго повязанный черный платок. У мужчин — белые рубашки и коричневые штаны, заправленные в некое подобие крестьянских онучей.  Хореографию поручили Брониславе Нижинской и она сделала ее так, как видела: "артисты балета должны были звучать в аккорде как музыкальные инструменты. Я не хотела изображать, воспроизводить в балете свадебные ритуалы, обряды, натуральную свадьбу. Пантомима была мне чужда, театральные аксессуары не нужны. „Свадебка" открывала для меня возможность нового пути в хореографии: возведения кордебалета в первую артистическую степень. Я хотела, чтобы в этом спектакле не было главенствующих актеров, чтобы все артисты сливались в движении, создавая единое целое. Женский ансамбль возглавляла Любовь Чернышева, которая, благодаря своему артистизму, увлекала всех, изредка танцуя маленькие сольные куски. Мужской ансамбль возглавлял превосходный Леон Вуйцеховский".

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here