17 ИЮНЯ — Балет 24

17 ИЮНЯ

Родился Игорь Фёдорович Стравинский (1882 г.) - русский авангардный композитор и дирижер.

Отец Стравинского был известным в Петербурге оперным певцом Федором Стравинским, мать – пианисткой. С девяти лет Игорь обучался игре на фортепиано. Основным местом учебы Стравинского стал юридический факультет Петербургского университета. К серьезным занятиям в области музыки он приступил после 1902 года, когда, будучи студентом Петербургского университета, в течение пяти лет занимался композицией с Николаем Римским-Корсаковым.

В это же время он сблизился с Сергеем Дягилевым, художниками "Мира искусства". Тогда же появилось его увлечение новой музыкой. И все же, первые композиторские опыты Стравинского – соната для фортепиано (1904), вокально-симфоническая сюита "Фавн и пастушка" (1906), симфония ми-бемоль мажор (1907), "Фантастическое скерцо" и "Фейерверк" для оркестра (1908), отмечены влиянием школы Римского Корсакова и французских импрессионистов.

С 1910 года Стравинский жил попеременно в Париже (Франция), Швейцарии, России. В 1914-1920 годах он жил в Швейцарии. В этот период творчества композитор обратился к русскому фольклору, различные пласты которого своеобразно преломились в балетах Стравинского, заказанных Дягилевым для "Русских сезонов".

Первый балет Игоря Стравинского "Жар-птица" был показан 25 июня 1910 года на сцене парижской "Гранд-Опера". Он ознаменовал начало славы композитора. Позже для Дягилева Стравинский написал музыку к балетам "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). Элементы русского фольклора со средствами музыкального модернизма были использованы композитором в хореографических сценах "Свадебки" (1914 1923), опере "Соловей" (1914), "Байке про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1917), "Истории солдата" (1918).

В 1920 году Стравинский переехал во Францию, а в 1934 году принял французское подданство.

Важной вехой в его творчестве становится "Пульчинелла" – балет с пением, в основе которого лежат фрагменты музыки композиторов XVIII века. В это период Стравинский продолжал создавать балеты: "Аполлон Мусагет" (1927-1928), "Поцелуй феи" (1928), написанный для труппы Иды Рубинштейн и спровоцировавший разрыв с Дягилевым, "Игра в карты" (1936), "Орфей" (1947).
В 1939 году Игорь Стравинский переехал в США, в 1945 году принял американское подданство.
Здесь им был создан один из последних балетов - балет "Агон" (1957). После смерти композитора его прах перевезли из Нью-Йорка в Венецию, по его завещанию.

Родилась Ирина Трофимовна Худова (1926 г.) - финская балерина русско-польского происхождения, хореограф Финского национального балета и педагог.

Родилась в 1926 году на острове Сорвали (в доме на Первой улице) в предместье Выборга, в Финляндии. В 1933 году мать Ирины ушла от мужа и переехала в Выборг.Тут девочка начала заниматься балетом у выборгского танцовщика и балетмейстера, плодовитого хореографа Каарло Эронена. Вскоре Ирина переехала в Хельсинки, где училась в русской школе Табунова, и занималась танцем у Люсии Нифонтовой и Арво Мартикайнена. В 1946 году Люсия рекомендовала ученицу хореографу Финского национального балета Александру Сакселину. Ирина была принята в труппу Финского Оперного театра. Танцевала в «Сильфидах», «Спящей красавице», балете «Абраксас» и других. Был успех, были и сложности в отношениях с примами, даже скандалы и временный уход со сцены. Стажировалась в Париже. В 1958 году на средства фонда Вайнштайнов ей была предоставлена возможность учёбы на балетного педагога в Вагановском училище в Ленинграде, где началась дружба Ирины с Рудольфом Нуреевым.

Позднее Ирина получила стипендию на три года учёбы в Большом театре. Занималась вместе с Асафом Мессерером и Галиной Улановой, Елизаветой Гердт и Мариной Семёновой. Путешествовала по Советскому Союзу, объездила Кавказ, а на обратном пути в Финляндию отстала от поезда и некоторое время провела в родном Выборге. После возвращения из СССР, преподавала в Королевской Опере Стокгольма. В 1960-х годах по приглашению Марго Фонтейн (Ковент-Гарден, Лондон) сопровождала Рудольфа Нуреева в гастрольных поездках как педагог-репетитор труппы в Монте-Карло, в Израиле, Японии. Позднее работала в Пуэрто-Рико, Нью-Йорке и Лондоне, Японии, Турции и Италии (в должности танцевального педагога театра Ла Скала).


Возобновление балета "Песнь соловья" Дж. Баланчина. Париж, Русский балет Дягилева, театр Гете-лирик,  1925 г.

Балет на музыку Стравинского по сказке Ганса Христиана Андерсена. Первоначально балет был поставлен Мясиным в феврале 1920 года.  В 1925 году  состоялось его обновление в хореографии Баланчина. Это была первая совместная работа Стравинского и Баланчина, в дальнейшем породившая их плодовитый союз. Декорации и костюмы к балету создал Анри Матисс. Балет состоял из трех сцен - в первой китайский император наслаждался песней живого соловья, во второй - ему преподносили механическую игрушку, в третьей Смерть приходила к императору, но влетевший в комнату живой соловей ее изгонял.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *