КОСМОС КАК ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ — Балет 24

КОСМОС КАК ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

ИСТОЧНИК: https://www.interessant.ru/

В «Приюте комедианта» петербургские и московские артисты станцевали «Солярис».

Петербург - это не тот город, куда надо стремиться любителям современного балета. Редкие спектакли в классических театрах да пара независимых проектов - вот и всё, чем может порадовать поклонников новой хореографии культурная столица. Чему подтверждением стала последняя «Золотая маска», где на победу в номинации «Современный балет» претендовали коллективы из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Краснодара и всего лишь один из Петербурга - Дом танца «Каннон Данс». Правда, «Маску» он не получил. Ну а другие представители пластического искусства, которыми Петербург мог бы гордиться, теперь приезжают в родной город на гастроли. Театр Derevо давно обосновался в Германии, там же процветает «До-Театр» и далее по списку. Так что нынче каждый современный балет у нас - на вес золота.

 

О Тарковском - забыть

А уж где такой балет показывают - не так и важно. Главное - чтобы он состоялся. Хотя тот факт, что на маленькой сцене драматического театра «Приют комедианта» затевается балетный проект, не мог не удивить. Тем не менее именно в «Приюте», где никогда не отказывались от экспериментов, прошла премьера балетного спектакля - именно так он обозначен в афишах - «Солярис» в постановке Юрия Смекалова - танцовщика, известного по работе и в Театре Эйфмана, и в Мариинском театре. Теперь Смекалов выступает и в качестве хореографа, причем ставит не только балеты, но и программы для фигуристов, а сам станцевал Дягилева на закрытии сочинской Олимпиады.

И вот настала очередь фантастики. Причем роман Станислава Лема и одноименный фильм Тарковского стали всего лишь основой, зацепкой для создателей балета «Солярис». Но фантастикой он стал - потому что то, что происходит на сцене, иначе назвать нельзя. Всё - от музыки до спецэффектов - погружает зрителей в какой-то другой мир с головой. И уже не важно - космическая станция это, планета Солярис или планета Земля, важно, что ты «улетаешь» вместе с артистами, показывающими чудеса владения телом на крохотном пространстве - буквально три на три метра.

 

Музыка для полета

Маленькую сцену «Приюта комедианта» в первом действии еще и уменьшили стенами, имитирующими стены комической станции, поэтому о каких-то прыжках и резких движениях надо было забыть. И танцевать практически в спичечном коробке да еще и максимально приближенном к зрителям - сидящим на первых рядах даже выдают специальные очки, чтобы «инопланетный грунт», покрывающий пол, не попадал им в глаза. Так что надевшие очки «улетали» еще до начала спектакля. Остальным оставалось ждать и гадать, кто там висит в матерчатых коконах - артисты или куклы. Как выяснится, это танцовщики, которые, «вылупившись» из коконов, продемонстрируют полет человеческих возможностей. Но об этом - чуть позже.

Пока же назовем тех, кто отвечал за космическую атмосферу спектакля и сработал на отлично. Это художник по свету Константин Бинкин, художник-постановщик Андрей Севбо и автор видеоконтента Сергей Рыбалко. Именно благодаря им на сцене идут метеоритные дожди, всё мерцает, вспыхивает и замирает - и сомнений в том, что так и происходит где-то в далеких галактиках, не возникает. Хотя главное - это музыка.

Обычно, если в современных балетах звучит современная музыка, она и вызывает наибольшее отторжение. «Солярис» - редкий случай, когда музыку балета хочется не только слушать, ее хочется «переслушивать». Написал ее 25-летний музыкант Бхима Юсупов. Странное имя - дань увлечению Индией, всё остальное - опять же фантастика. Человек без консерваторского образования создал неоклассическую музыку, в которой наряду с электроникой звучат органные сочинения Баха и ритмы хип-хопа, а всё вместе - космос. Кстати, в антракте прямо в фойе композитор поет свои песни под простую гитару - рок и кантри. Но тоже хорошо.

 

Фантазия и творчество

Теперь что касается сюжета. Наверное, он есть. По крайней мере артисты не только танцевали, но и пытались что-то играть. В данном случае это не так и важно. Зрителям надо было просто выключить все свои знания о произведениях Лема и Тарковского, не искать с ними параллелей и включить фантазию. И тогда всё встает на свои места - чудеса техники, музыки и движений создают атмосферу другого мира, в котором в то же время можно увидеть что-то очень знакомое: люди даже в космосе ищут себя и высший смысл существования. Ну а дальше - кого куда заведет фантазия.

И о танцовщиках. Вместе со Смекаловым в спектакле заняты представители как классического балета, так и современного. Причем все - с именами. Часть танцовщиков из Петербурга, другая приезжает на спектакли специально из Москвы. Среди них есть солисты и Большого театра, и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Понятно, что едут они в наш город не за большими гонорарами, а из творческих соображений. Ведь «Солярис» - это возможность совместить классические навыки и импровизационность современного балета, и сделать это на высшем уровне. Ну а петербургский зритель может расценивать участие в спектакле московских артистов как своего рода гуманитарную помощь - может быть, после успеха «Соляриса» и в культурной столице случится прорыв в области современной хореографии.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *