32 ФУЭТЕ С АНДРИСОМ ЛИЕПОЙ — Балет 24

32 ФУЭТЕ С АНДРИСОМ ЛИЕПОЙ

ИСТОЧНИК: https://vsr.mil.by/

«Танец украшает жизнь человека с древнейших времен» — эта крылатая фраза с полным правом относится к ежегодному фестивалю хореографии «Балетное лето в Большом», стартовавшему пять лет назад. В этом году фестиваль Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь прошел под знаком премьер. И одну из них — премьеру известного во всем мире балета «Петрушка» — минчанам подарил народный артист России Андрис Лиепа.

На пресс-конференции известный балетмейстер, педагог, театральный режиссер, продюсер, общественный деятель, отвечая на вопросы журналистов, признался в любви к Минску и сказал: «Я приезжаю сюда, как к себе домой».

Нынешняя реставрационная «Петрушка» на белорусской сцене — это уже четвертая постановка знаменитого балетмейстера в Большом. Белорусские любители Терпсихоры видели на его сцене знаковый проект «Русские сезоны XXI» народного артиста России Андриса Лиепы. Минчане аплодировали его одноактным культовым постановкам — «Шехерезаде», «Жар-птице» и «Видению розы» с участием звезд Большого и Мариинского театров и «Кремлевского балета».

А в день открытых дверей Большого театра он, казалось, без устали репетировал с артистами белорусского балета, исполнителями главных ролей в «Петрушке» — заслуженным артистом Республики Беларусь Олегом Еромкиным, лауреатами международных конкурсов Константином Героником и Такатоши Мачиямой, о пластичности которого ходят легенды. Чуть позже, увидев на сцене премьеру, балетоманы будут аплодировать стоя этой постановке, исполненной так мастерски и красиво.

— Андрис, вы ставили «Петрушку» на многих театральных сценах — в Риме, Риге, Дрездене, Флоренции… Лично знакомы с семьей хореографа Михаила Фокина, ставившего этот спектакль в Париже в прошлом столетии. Что для вас лично значит этот спектакль?

— Для меня «Петрушка» — любимая постановка, которую в свое время я тоже танцевал. Этим премьерным спектаклем мы продолжаем добрые традиции проекта «Русские сезоны XXI века» на белорусской сцене.

Как я уже говорил, балеты «Петрушка», «Жар-птица» и «Весна священная» Игоря Стравинского, являющегося ярким представителем модернизма в музыке, совершили переворот в музыке XX века. Считаю, что именно на основе музыкальных экспериментов, которые осуществлялись в начале прошлого века в дягилевской антрепризе, возникли произведения Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арво Пярта и многих других композиторов.

Премьера балета «Петрушка» в постановке Михаила Фокина состоялась в 1911 году в рамках «Русских сезонов» в парижском театре «Шатле». Сегодня этот спектакль, конечно же, не несет такой революционной нагрузки, как в начале прошлого столетия, а тогда он был равносилен культурному перевороту.

Когда появилась идея восстановить «Петрушку», я встретился с внучкой балетмейстера Михаила Фокина. Она предоставила некоторые материалы, в том числе клавир, который использовал хореограф, с его пометками. Балет остался и в записях на кинопленке, потому что этот спектакль всегда присутствовал в репертуаре западных театров: шел в Гранд-опера, в Американском балетном театре…

До 1942 года Михаил Фокин жил в Нью-Йорке, и «Петрушка», как и его «Шопениана», был поставлен в Метрополитен-опера. Поэтому я максимально сохранил в своих постановках все, что можно было, от Фокина. А больше всего эскизов костюмов и декораций я нашел в личной коллекции Никиты Лобанова-Ростовского, друга моего отца, с которым мы общаемся и дружим. Сценографию и костюмы «Петрушки» по эскизам Александра Бенуа восстановил замечательный российский художник Анатолий Нежный.

— Скажу совершенно искренне: декорации настолько впечатляют, что невозможно оторвать взгляд… Я знаю, что в течение двадцати пяти лет вы сделали более тридцати постановок «Петрушки», сегодня она с успехом идет по всему миру. А как вам работалось на сцене Большого театра Беларуси?

— Скажу огромное спасибо театру за гостеприимство. К своему 85‑летнему юбилею Большой театр оперы и балета Беларуси подошел в прекрасной форме. На его сцене идет большой объем разных хореографических постановок — и это интересно зрителям. Рад тому, что балетная труппа находится в очень хорошей форме. А с главным дирижером Большого театра Виктором Плоскиной можно спокойно делать большие дела. Одним словом, это большая команда единомышленников. И мне искренне хочется здесь работать.

— Андрис, есть вполне определенное впечатление, что дисциплина в балете сродни армейской.

— Это действительно так. Кроме дисциплины, артисту балета необходимо быть и предельно терпеливым, и безумно влюбленным в свою профессию. Именно такими являются белорусские танцовщики. Они настолько увлечены балетом, что большую часть жизни проводят в театре.

— Вы — артист и постановщик — заявили о себе и как о балетном реставраторе, вы помогаете хосписам… В 1997 году создали Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы. Что считаете главным из того, чему научил вас отец?

— Дар, который мы с сестрой Илзой получили от отца, — трудоголизм. Еще — любовь к своему делу. Отец всегда делал все по максимуму в профессии.

— У вас есть благотворительные программы, например для ветеранов Великой Отечественной войны — «Бал Победителей» на Поклонной горе. Многочисленные проекты для детей из неблагополучных семей… Таким образом вы подтверждаете гоголевское утверждение: «Искусство стремится непременно к добру…».

— Несомненно, ведь тот же «Петрушка» — это балет-легенда о любви и борьбе против бездуховности. К слову, мы старались все сделать для того, чтобы этот шедевр, созданный более ста лет назад блистательным творческим союзом композитора Игоря Стравинского, хореографа Михаила Фокина и художника Александра Бенуа, подтвердил почетное звание одного из символов русской культуры. Как делать присядку, как девушки должны опускать локотки, танцуя, как лебедушки… Это должны были изначально знать и герои нашей постановки.

Когда я ставлю эти спектакли, то приглашаю заслуженного артиста России Игоря Пиворовича, который работал в народном ансамбле Игоря Моисеева. И поэтому тот же «Петрушка» на сцене Большого театра Беларуси лучше, чем в Мариинском. Я старался по-фокински зарядить артистов. И у нас получилось!

— «Петрушку» на сцене Большого театра танцевали два вечера подряд. Белорусский зритель «Вечного и несчастного героя всех ярмарок, всех стран!», как когда-то описывал свое творение Игорь Стравинский, увидит уже в новом сезоне. Каким образом, по-вашему мнению, артисту не растерять свои знания за лето и танцевать балет еще и еще словно в первый раз?

— Как-то я уже говорил: то, что делает балерина даже в небольшом, одноактном спектакле, наверное, не делает никто во Вселенной. А 32 фуэте — это виртуозное движение классического танца — под силу только человеку, влюбленному в искусство. Настоящим мастером в профессии может стать только тот, кто любит свое дело всем сердцем.

…Когда Андрис заспешил в репетиционный зал, я вспомнила, что не задала вопрос о давнишней мечте балетмейстера — написать книгу о балете. Но ведь скоро начнется новый театральный сезон. И Андрис Лиепа вновь приедет в Минск, который полюбил всем сердцем. Мы будем ждать.

Ирина Бурак, фото предоставлено Национальным академическим Большим театром оперы и балета Республики Беларусь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *