24 ИЮНЯ — Балет 24

24 ИЮНЯ

Родилась Алёдия Рузгайте (1923) - литовская балерина и театральный критик, Заслуженная артистка Литовской ССР, автор книги "Путь литовского балета".

Училась в балетной студии Анатолия Обухова. В 1939 году окончила студию балета Каунасского государственного театра. С 1942 по 1966 - солистка оперной и балетной труппы , с 1959 по 1966 балетмейстер-репетитор. На сцене театра создала несколько темпераментных ролей, среди которых Зарема в "Бахчисарайском фонтане", Лоуренсия, Китри. Снялась в экранизации национальной сказки-балета Эдуардаса Бальсиса "Эгле - королева ужей" (1965)

Во время работы в Литовском театре оперы и балета Алиодия Рузгайте начала преподавать танцы: в 1952-1959 годах в Литовской консерватории (в ее лекциях приняли участие Миколас Смагураускас, Витаутас Томкус, Повилас Гайдис, Витаутас Паукште, Евгения Плешките, Фердинандас Якшис, Арнас Розенас и другие). В 1966-1998 гг. работала в Балетном отделе Школы искусств им. М.К. Чюрлениса (среди ее учеников - Эрика Лимонтайтэ, Лайма Жиупкайте, Дейманте Купстайте, Аста Чарховите и др.).

С 1952 года выступала как театровед, вела ряд телевизионных программ о балете, автор Универсальной литовской энциклопедии балета.


Премьера балета "Клоп", балетмейстер Л.В. Якобсон, Театр им. Кирова, Ленинград, 1962 г.

В аннотации к премьере хореограф писал: «Спектакль „Клоп", это, по замыслу, новый жанр в балетном театре — жанр хореографического плаката... Язык спектакля не тот, к которому привыкли зрители балетного театра. Это не классика моего же балета „Шурале", это не пластика античной фрески „Спартака", — это графический рисунок, напоминающий плакаты Маяковского. Он лаконичен, скуп, сатиричен, поэтому для некоторых звучит непривычно. Но я надеюсь, что все, знающие сатиру Маяковского, читавшие стихи и пьесы поэта, поймут, что только „шершавым языком плаката" можно было создать подобный спектакль-гротеск... Время зовет к новому, смелому».

Заявку на балет по мотивам В.Маяковского "Мистерия-буфф" Якобсон подал еще в в мае 1957 года. Но композитор балета Олег Каравайчук отказался от его постановки, и на афише осталось имя Ф. Отказов. Дописывать музыку пришлось Геннадию Фиртичу. Балет получился не целостным, а сборником хореографических номеров с неравноценным музыкальным сопровождением.

Художниками-постановщиками спектакля  стали Андрей Гончаров, Лев Збарский, Борис Мессерер, Татьяна Сельвинская, дирижёр-постановщик Юрий Гамалей.

В первом составе участвовали:

Поэт — Аскольд Макаров

Зоя Берёзкина — Наталия Макарова

Присыпкин — Константин Рассадин

Эльзевира Ренессанс — Нонна Ястребова

Папаша Ренессанс — Александр Лифшиц

Мамаша Ренессанс — Ираида Утрецкая

Баян — Константин Шатилов

Смерть — А. А. Миронов

Боксёр — Ю. С. Мальцев

Тапёр — Э. Н. Михасев

Франт — Юрий Умрихин

Гулливер — Ю. В. Корнеев

В дальнейшем Якобсон переработал постановку, взяв за основу музыку Д.Шостаковича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *