ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ? СЛОВО ЗРИТЕЛЮ — Балет 24

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ? СЛОВО ЗРИТЕЛЮ

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/

Зачем же нам нужен балет, да и вообще театр? О балете много и долго можно говорить... но вот все же балет - это прежде всего театр! И на мой, достаточно скромный, взгляд театр просто необходим людям в первую очередь для духовного и гармоничного развития. Театр нужен, чтоб увидеть себя со стороны, чтоб увидеть какие-то проблемы, которые возникают у нас в обычной жизни и которые мы может быть порой и не замечаем... Людям всегда нужно зеркало, чтоб увидеть какие-то недостатки и чтоб в дальнейшем их исправлять... и таким зеркалом является театр...

И здесь, для начала, нужно сказать хотя бы пару умных слов. Театр - это все же социокультурный институт, и он выполняет ряд важнейших функций в жизни социума. Театр приносит людям радость, развлекает, помогает чувствовать какую-то общность с другими людьми, которые вокруг окружают и, конечно же, напоминает человеку - кто он есть на самом деле!!! Это все здорово, но мы живём во времена быстрых перемен и современный театр, конечно же, тоже не стоит на месте. Очень много новых идей, новых постановок, новые молодые хореографы и режиссеры привносят в старое что-то оригинальное, свое, то что по их мнению интересно людям в данный момент времени. Но иногда это современное видение "великими" хореографам и режиссёрами "от балета, произведений Великой классической литературы совершенно не выражает того, о чем хотел сказать автор, не помогает людям найти хоть какие-то ответы на свои внутренние вопросы и,,совершенно, не способствует духовному развитию. Некоторые постановки замечательных произведений, памятников литературы просто превращаются в балаган и ужасают своей пошлостью. Может, конечно, я ханжа, но мне кажется пошлости нам всем чересчур хватает на телевидении и в интернете, а в театр мы все же приходим чтоб как-то отдохнуть от этого и набраться позитивной энергии… а что вместо этого получаем?!

Например, совсем недавно, с большими аншлагами прошёл балет в известном театре. Этот спектакль ожидался давно и, главное - модный, хореограф современности. Началось все с того, что подходя к театру можно было не протолкнуться между дорогих лимузинах и толп охранников, и уже сразу создалось какое-то странное настороженное настроение... что-то здесь не так! Затем, войдя в театр, тоже можно было увидеть просто аншлаг, но не восторженных балетоманов, а официальных лиц, для которых посещение модных премьер - это показатель статусности! Но, и также некой финансовой своей обеспеченности! Все места были заняты и было практически невозможно найти место, чтобы даже смотреть спектакль стоя и видеть все что происходит на сцене. Ну и конечно в голове появилась мысль, что раз такой аншлаг, то это точно стоящий спектакль! Но, посмотрев на сцену в течении первых 15 минут, можно было понять, что это полный кошмар и что Лев Николаевич перевернулся бы в гробу уже минимум раз сто! Главная сложность была в том, что бы понять смысл и причину громких оваций, раз за разом, как по команде, возникающих из различных концов зала. Но и это не напрягало настолько, как сама постановка. Постановка была очень странной: все актеры постоянно играли не тех, о ком было написано в произведении великого автора, у них была очень странная и ломаная пластика, они постоянно что-то пытались донести не то, что было отражено в произведении... А что самое интересное, бедную героиню, постоянно выставляли женщиной, скажем так, весьма сомнительного поведения. Когда смотришь этот спектакль, то появляться ощущение, что самые впечатлительные должны были сразу упасть в обморок или у кого-то случится нервный припадок. И несмотря на всю торжественность Премьеры, люди выходили из зала, не дождавшись конца первого действия. В фойе подходили люди и рассказали, что за день до этого на этом же спектакле одной зрительнице стало настолько плохо, что ей пришлось давать капельки корвалола.... И это все на фоне вакханалии хвалебных статей везде где только можно... Так что судите сами, а настоящее искусство балета должно приносить позитивные мысли и чувства, духовное умиротворение, а не доводить людей до различных нервных припадков!

Или вот еще один пример. Тоже совсем ещё недавно можно было прочесть кучу весьма занимательных рецензий на эпатажный балет, который был поставлен в первом театре страны. Можно было прочитать и просто ужаснуться, что сделали с бедным Великим Танцовщиком! "Великие" композитор, хореограф и режиссёр ставили этот спектакль не о таланте или славе Танцовщика, а о скучающим современном обществе, где одни делают карьеру, хотя бы и против желания, а другие остаются неудачниками, хотя, наверное, больше всего на свете хотят успеха... Знаменитые разговоры о будущем Русского Балета здесь не более чем "салонная" болтовня, которая нужна лишь для того, чтобы заполнить неловкую паузу между танцами людей не традиционной ориентации и псевдополитическими эскападами... хотя политики там было гораздо больше, чем пристрастий!

Так что же творится в современном балете? Переворачивание сплошь и рядом классических произведений просто с ног на голову! Сейчас балет стал достаточно популярным и весьма модным развлечением, да и публика у театра становится все моложе. Но вот, что самое интересное, молодежной публике хочется смотреть более классические постановки, в которых мало пошлости и больше доброты и какой-то поучительной мысли...

... Так уж получилось, что в своё время пришлось посвятить театру нескольких лет. Да, это был не совсем уж прямо-таки профессиональный театр и артисты балета там были сплошь молодые парни и девушки, едва ли имеющие отношение к театральным вузам и курсам именитых хореографов и Балерин прошлого... Но в наш театр люди приходили снова и снова, потому что мы создавали такую творческую позитивную атмосферу. По-крайней мере, искренне старались это делать! Мы ставили классические балеты с помощью современных технологий, но старались сохранять то, что хотел передать, донести до нас для всех автор того или иного произведения. Артисты, которые приходили к нам в театр, тоже очень хотели меняться в лучшую сторону... Начинали больше интересоваться хорошей, а не "бульварной", литературой, хорошим кино, порой меняли взгляды на жизнь, становились смелее и это помогло им в их дальнейшей жизни и в творческой работе....

Из всего сказанного мной я делаю такой вывод - театр нам нужен, очень нужен. И не только как развлечение, но и как способ достижения внутренней гармонии и понимания чего-то нового, чего мы не знали и не понимали в жизни и внутри себя. Ведь театр - это зеркало нашей жизни… да и революционных изменений - тоже!

А напоследок, скажу совсем необычное и может быть даже нелицеприятное... Не знаю, как и начинать этот разговор... Я ведь давно уже ничего не писал на эти темы. По разным причинам. По сути, особо не имеющих прямых поводов к нынешнему разговору. Что же тогда заставило меня снова взяться за перо? Честно скажу - не знаю. Ну, правда - не знаю... Наверное, какое-то гадкое и липкое чувство какой-то сопричастности к "творческому", паразитарному равнодушию и чёрствости к состраданию и ощущению чужой боли... Понятное дело, легко быть критиком, особенно, сидя за тысячи километров от России. Но... Вот уж точно сейчас не хочу обсуждать какие-то конкретные примеры, происходящего в российской творческой среде. Не хочу!!! И не потому, что живу не в России и уже ничего не боюсь... не хочу все это обсуждать, потому что снова придётся называть имена тех, кто раньше был моими друзьями. Иначе это уже не критика, а какое-то злопыхательство... Не хочу заниматься критиканством, а быть настоящим критиком - знания не позволяют. Точнее - их отсутствие. А людям я не судья... и уж тем более не "пророк" вне своего Отечества. Но и молчать больше, вот точно, уже нет никаких сил. Безусловно, я понимаю, что все-таки живу в цивилизованном, современном обществе и мне, конечно, знакомо навязчивое слово "толерантность"... Знакомо во всем, в этом все правы. Мало того, я много раз сам употреблял его в своей недавней профессиональной деятельности. Но, несмотря на все это, я не могу понять, почему сейчас этим словом стали прикрывать абсолютно Все!!! Государственные решения, приводящие народ к обнищанию; человеческие пороки, которые сейчас воспринимаются обществом как нечто само собой разумеющиеся... Почему это слово заменило обычное и понятное слово - "Враньё"? Мерзкое, наглое, откровенное ВРАНЬЁ! Да, я тоже не святой, но все же я не желаю снова слышать враньё, я хочу говорить и слышать ПРАВДУ! Я не могу и не хочу слышать разговоры о реформе культуры и потом спокойно наблюдать в стороне , как людям в театре "впихивают" в голову просто откровенную ЧУШЬ якобы из "авторских" видений разного рода, под видом театральной нормы, только потому, что кто-то купил право на постановку своего очередного "великого" произведения!!! Я не понимаю, почему молчит театральное сообщество, видя как дезориентируют подрастающее поколение, калеча их психику? Я не прав? Или что-то придумываю? Вы этого разве не знаете? Почему это происходит? Разве не понятно? А что вы хотите? Мы же сами создали этот Мир! Просто уже даже взрослые люди не выдерживают лживой социально- толерантной мерзости, которая цветёт махровым цветом в окружающем мире! А что же вы хотим от нынешнего подрастающего поколения, которые порой не знаю большинство русских слов? Да, я тоже опять же не ханжа, но всему же есть предел. Взрослые - вы можете делать все что хотите и с кем хотите... да и как хотите! Это ваша личная жизнь! Но зачем вы навязываете свои морально-нравственные устои своим же детям? Зачем детям понимать, почему мама в 16 лет снимается в "грязном" кино и не чувствует при этом никаких угрызений совести? А папа не стесняется своих трансгендерных особенностей! Это все не для психики ребёнка! Пусть вырастут нормальными и потом уже сами решат - какими им быть! Для меня было и остаётся до сих пор неприемлемым огромное количество оголтелых телевизионных шоу, где детям навязываются отношения, которые для них ещё не понятны... Где человеческие отклонения, патологии, выставленные напоказ, потом выдаются под видом высокого современного искусства! Но это телевидение, но зачем это все тащить в театр??? Что же у вас происходит? Или, все и все уже забыли? Ведь это все уже было! Вседозволенность в античные времена, распущенность в средние века, теория "стакана воды" ещё совсем недавно... Зачем же сейчас снова идти по этому пути? Пути к созданию бесполых отношений? К воспитанию индифферентной личности или неких созданий с низкой социальной ответственностью? Не понимаю... Но если с политикой все понятно, и то, что мы перечислили всего лишь некие инструменты для подавления и управления, усреднённым по всем показателям, народом...

То вот то, что происходит с культурой, призванной воспитывать человека, уж точно понять практически невозможно!!! И знаете что страшно? То, что казалось бы должно быть первым в своей разнузданности, мы сейчас говорим о Кино... так вот оно уже совсем другое!!! Кино научилось быть Другим!!! Но, сейчас же в лидерах Эпатажа - Театры!!! И, как говориться, Бог бы с ними, с частными - что хотят, то и воротят!!! Так нет же ... впереди "Планеты всей" государственные театры , во главе с первыми сценами страны! Кто во что горазд! Главное, понаглее, по-голее, по-кассовее... И если ещё как-то можно согласиться с засильем иноземщины... Хотя и это тоже не понятно ... Непонятно, почему в старейшем русском театре, носящем имена Великих русских театральных режиссёров, художественный руководитель, понятное дело, иностранец, верстает творческую политику на основе чужестранных постановок. В России что, русская культура измельчала или уже денег нет на возрождение национальных театральных традиций? Или руководству театра, существующего на государственные деньги, не указ слова Президента о национальной политике и культуре? Странные реакции... Почему театральное сообщество, постоянно говорящее о государственной поддержке, считает возможным делать все что хочешь, прикрываясь лозунгом - "Руки прочь от Искусства"? Почему руководство Первого театра страны присвоило себе право, превращать сцену театру в площадку для своих сомнительных экспериментов? На основе контракта, подписанного Президентом? Но надо же все-таки напомнить, что в нем содержаться не только права, но и обязательства!!! Обязательства сохранять Русское театральное наследие, преумножать национальное культурное достояние, воспитывать подрастающее поколение на основе морально-нравственных устоев Русской Культуры!!! Или может быть это руководство возомнило себя столпами мировой культуры, считая театр своей собственной, мировой сценической площадкой? Все может быть! Но они забыли, что работают в Национальном, Государственном театре России. И Русская Культура - это Главное для чего их всех наняли на работу!!! И если Президент и Министр Культуры доверяют им Право руководить, то пусть Они и отвечают за то, что происходит в театре. Иначе, принцип "коллективной" ответственности, очень легко превращается в абсолютную безответственность! Иначе все это трансформируется в противоборство руководства театра и "околотеатрального" сообщества. Безусловно, времена меняются и большинство постановок прошлого нуждается в "осовременивании". Это все так! Но для этого есть огромное количество современных технологий. Разве об этом не знают в театрах? Если не знают, то пусть пойдут в кинематограф! Там с радостью поделятся! И не нужно коверкать сюжеты, приглашать кого попало создавать произведения, не имеющие ничего общего с оригиналами! Но это всего лишь техника. Непонятным остаётся другое - это отсутствие в планах театра постановок по-настоящему больших эпических русских произведений, вошедших в мировую культуру. Вместо этого снова и снова заимствование чужого! И опять одно и тоже - нет творцов, нет времени, нет денег... Но это снова Враньё!!! И творцы есть, и время тоже, иначе не ставили бы то, что потом снимают, и деньги тоже бы нашлись .. да и Счетная палата бы с радостью подсказала! Но увы, нет .. и опять воз и ныне там... и опять ждут "варягов" для Русского Искусства! Об этом можно говорить долго и нудно.... Не мое это дело. Мало я в этом понимаю. Но все же скажу ещё одно ... тоже весьма наболевшее!

Россия всегда славилась критичностью своей творческой интеллигенции. Именно она всегда стояла во главе сил, оберегающих национальные культурные традиции... А сейчас .. где она? В тех скупых комментариях в социальных сетях, в единичных публичных выступлениях? Или же она снова в президиумах творческих сообществ? Что же это? Нежелание связываться и дискутировать с некомпетентными "умниками" от творчества или боязнь за свою творческую судьбу и "тёплые" места? Почему же Вы, Великие Артисты, облеченные доверием народом и государства в виде званий "Народный", молчите? На вашем же примере, таланте, творчестве растут и воспитываются молодые артисты! Они же Вам верят, верят в Вашу совесть! Неужели можно допустить, чтобы потерялись традиции русской культуры и прежде всего человеколюбие, сострадание, понимание чужой боли? Почему стало нормой мчаться сломя голову на заграничные благотворительные вечера, иллюстрируя все это видами с балконов отелей и фотографиями завтраков в ресторанах? И в тоже время, за редким исключение, смело просить деньги за своё участие в благотворительном спектакле в Российской детской больнице или сделав "круглые глаза" - отказаться от этого, ссылаясь на безумную занятость...

Надо сказать; что не все такие и есть Настоящие Артисты, которые несмотря на занятость идут к детям и несут им радость своего творчества!!! Честь им и слава!!! А остальным ... У остальных можно лишь спросить - Неужели легче лёгкого громко сказать артисту, в связи со скандалом, слова: "Дорогой, прости меня... не смогла тебя защитить", чем просто и тихо прошептать... "ПРОСТИ РОССИЯ... МЫ НЕ МОЖЕМ ТЕБЯ ЗАЩИТИТЬ".. А если это трудно, то может быть ещё проще спрятать по-дальше "корочку" со званием "Народной артист России" и вывесить на видное место контракт Приглашенной Звезды? Наверное, все же так будет по-честному... да и проще отвечать на вопрос: ЧТО ЖЕ СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ?...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *