18 июля

0
292


Родилась Ольга Александровна Спесивцева  (1895 г.) - прима-балерина Мариинского театра, звезда дягилевских балетов и  Парижской оперы.

Ольга родилась в Ростове-на-Дону, в многодетной семье провинциального оперного певца. Ее отец рано скончался от чахотки, и мать Ольги, переехав в Санкт-Петербург, троих из осиротевших детей отдала на попечение в детский приют при доме ветеранов сцены, которому покровительствовала Мария Гавриловна Савина. Оттуда Ольга попала в  Санкт-Петербургское театральное училище. Её дебют  на сцене Мариинского театра состоялся в 1913 году в балете «Раймонда», где она исполняла одну из эпизодических ролей. Выдающиеся способности и удивительная, созвучная эпохе, внешность, быстро выдвинули Спесивцеву в состав солистов. Ее наставницами на сцене стали Екатерина Вазем и Агриппина Ваганова. Вскоре Спесивцева обратила на себя внимание Михаила Фокина, который потом вовлек ее в гастроли по США, совместно с труппой Дягилева. К несчастью, у Ольги был роман с театральным критиком Акимом Волынским, противником реформ Фокина. В этом романе было много болезненного: Волынский был для Ольги проповедником возвышенного отношения к искусству, и при этом дико ревновал ее к поклонникам. А среди них было немало "великих" - молодой Шостакович, Мандельштам, Гумилев, Чуковский. Вскоре, Волынский разорвал связь, а потом пришла революция, и Спесивцева оказалась одна, с сестрой и матерью, в голодающем Петербурге. От бытовых неурядиц ее отвлекал только танец, в котором ее наставляла Ваганова - иногда попутно отпаивая балерину горячим молоком и растирая грудь барсучьим жиром, чтобы та не  заболела в неотапливаемом театре. Грандиозная премьера "Жизели", ставшая легендой и обессмертившая имя Спесивцевой, свершилась в этом холодном и голодном Петрограде в 1919 году. Видя невероятный арабеск Ольги и полный мольбы неземной танец, публика повскакивала с мест, рыдала и рукоплескала одновременно. А балерина оставалась в трансе своей роли и пришла в себя только за кулисами. Вскоре она встретила любовь и ужас своей жизни - Бориса Каплуна - управляющего делами отдела управления Петрогубисполкома. Каплун любил театр, увлекся Ольгой, буквально спас Мариинку от закрытия, но его образ жизни губительно сказывался на психике Спесивцевой - она то впадала в апатию, то в истерики, не могла спать по ночам и хорошо чувствовала себя только на сцене. Ее преследовали мысли о расстрелах и конфискациях, благодаря которым Борис обеспечивал свою возлюбленную всем лучшим, что мог достать в послереволюционное время. В 1923 году Каплун, устав от отношений с Ольгой, и сознавая, что ей нужна врачебная помощь, выбил для нее разрешение уехать за границу на лечение. Она ждала его приезда к ней в Париж - не дождалась. И даже не узнала, что Каплун был расстрелян как враг народа в 1937. А сама Ольга, став звездой Гран Опера, постепенно приходила в отчаяние. В театре было мало классических спектаклей, общий уровень артистов был удручающе низок.  Партнер по сцене, Серж Лифарь, танцевавший с ней Альберта, вселил в нее новую любовь, но Ольга не догадывалась, что он - любовник Дягилева. И когда узнала - испытала потрясение.  Балерина много гастролировала, но жизнь в гостиницах и бытовая неустроенность нарушали ее погружение в танец. И вот - наступили отчаянные дни - Ольга стала забывать роли. Иногда это случалось даже в разгар спектакля. Нужно было уходить со сцены.

Ее новый супруг - танцовщик и педагог Борис Князев, пытался занять Ольгу преподаванием, но ей это не нравилось. Вдобавок, началась фашистская оккупация Франции. В 1940 году, поддавшись на уговоры, Спесивцева уехала в Нью-Йорк со своим антрепренером Леонардом Джорджем Брауном, который отчаянно ее любил. Но он умер от инфаркта вскоре после переезда. Ольга, когда ей позвонили в гостиницу, сообщить об этом, впала в истерику. Кричала, что она Жизель, и ей нужно к Альберту. Так она оказалась в психиатрической лечебнице, где провела 21 год своей жизни. Счастливый случай помог отыскать ее там еще одному поклоннику - Дейлу Эдварду Ферну. Ферн заставил врачей оценить забытый талант балерины, и, окруженная вниманием, Ольга Спесивцева пошла на поправку. Память восстановилась, кошмары перестали мучить ее.  Последние годы жизни Ольга Александровна провела в пансионате Фонда Льва Толстого, организованном дочерью писателя Александрой Толстой для одиноких соотечественников. В письмах к сестре в Россию, она описывала свою жизнь там как довольно счастливую.


Родился Реджепмырат Абдыев (1947 г.) - советский туркменский артист балета, балетмейстер-репетитор Мариинского театра. Заслуженный артист Туркменской ССР.

По окончании Ташкентского хореографического училища (педагог И. М. Проценко) в 1966 году, был принят в труппу Театра им. Махтумкули, где исполнил партии Зигфрида и Альберта. После стажировки в Ленинградском хореографическом училище (1966—68) попал в труппу Ленинградского Малого театра. Сам артист описал эту историю так: «Я раза два там (в Академии Вагановой) позанимался, и он (педагог  Александр Пушкин) мне сказал, что я ни тем занимаюсь. Я приехал в Ташкент, сел в товарный поезд Ташкент — Москва, ничего не говоря педагогу. Потом пересел на поезд Москва — Ленинград. Пришел в училище чумазый, немытый. Но меня в общежитие не взяли».

Среди партий Реджепмырата в Малом театре -  Бахрам; Фариз («Шехеразада»), Лаэрт («Гамлет» Чайковского), Антоний («Антоний и Клеопатра» Лазарева), Пастух («Весна священная»). В 1971 году его приняли в Театр им. Кирова, где он исполнил основные классические партии - Базиль, Конрад, Ферхад и др.

После окончания артистической карьеры занялся педагогической деятельностью. С 1997 года - балетмейстер-репетитор Мариинского театра. Его ученики - Денис Матвиенко, Тимур Аскеров, Раманбек Бейшеналиев и многие другие.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here