С ТРИУМФАЛЬНЫМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ В БОЛЬШОЙ. ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ ЗРИТЕЛЯ. ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ АРБ. — Балет 24

С ТРИУМФАЛЬНЫМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ В БОЛЬШОЙ. ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ ЗРИТЕЛЯ. ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ АРБ.

ИСТОЧНИК: http://withloveballet.ru/

4 мая 1738 года считается днем рождения русского балета. В этот день императрица Анна Иоанновна собственноручно подписала указ об открытии «Танцевальной Ея Величества школы» и определила в нее 12 девочек и 12 мальчиков, в два раза больше, чем указывал в челобитной французский балетмейстер Ланде — основатель училища.

4 мая 2018 года Академии русского балета исполнилось 280 лет. Пять лет назад прежнее руководство попыталось отпраздновать 275-летие прославленной кузницы кадров русского балета, включающей имена Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, Ольги Спесивцевой, Марины Семеновой, Галины Улановой, Константина Сергеева, Ирины Колпаковой, Аллы Осипенко, Аллы Шелест, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуриева, Галины Мезенцнвой, Юлии Махалиной, Дианы Вишневой,  Ульяны Лопаткиной, Светланы Захаровой, Евгении Образцовой и многих других. Юбилейный концерт состоялся в театре Станиславского и Немировича-Данченко в 2013 году и произвел на будущего ректора Академии гнетущее впечатление — зрелище выпускников было унылое. По признанию Николая Цискаридзе, он после спектакля перекрестился, что уже год упорно отказывался возглавить это учебное заведение для разгребания его проблем.Но чему быть, того не миновать. Прославленный премьер Большого театра уже пятый год возглавляет старейшую балетную школу России. И он принимает решение провести два юбилейных вечера в Москве на сценах Большого театра и Кремлевского дворца съездов, чтобы достойно отметить юбилей Академии, которая без малого три столетия служит во славу русского балета.

В 2018 году мир празднует юбилей великого балетмейстера, который теснейшим образомю связан с Академией — много лет преподавал там- Мариуса Петипа.

 

Торжества прошли и в России, и в Марселе, где родился прославленный француз. Благодаря фильму «Третья молодость», который еще до школы смотрела раз пять, Мариус Петипа и Петр Ильч Чайковский, потрясающий творческий дуэт, стали моими любимыми героями детства. Поэтому когда на Рождество 1991 года во время знаменитого телемарафона собирали деньги на реставрацию могилы Петипа в Александро-Невской Лавре, я, не задумываясь, отправила почтой перевод. Потом, бывая в Питере и посещая Лавру, приносила цветы на могилу Петипа.

 

Поэтому моей радости не было предела, когда ректору Академии удалось сдвинуть с мертвой точки вопрос об открытии мемориальной доски на стене Академии. Присутствовавший на церемонии прославленный балетмейстер, многолетний руководитель ленинградского балета (ныне Мариинский театр) Олег Виноградов признался, что Цискаридзе удалось осуществить его давнюю мечту об этой доске.

 

Поэтому был логичен выбор программы юбилейных вечеров из произведений Мариуса Петипа.Цискаридзе неоднократно говорил в интервью, что значит в современное время «танцевать Петипа» Свою точку зрения он озвучил и во вступительных словах перед спектаклями в Большом и Кремлевском дворце: «Когда мы говорим о хореографии Петипа, мы говорим о мифе. Ни один человек не имеет права говорить «Мы танцуем Петипа». Мы танцуем все а-ля Петипа. Но я очень хотел, чтобы все было в духе того времени». Эти слова — ответ тем, кто якобы «расшифровал» рукописи из Гарвардского университета. Это намек на тех, кто якобы «реставрирует» подлинного Петипа.Цискаридзе охотно объясняет, что осталось от балетов Петипа. Это прежде всего композиция, главенствующая роль примы, вокруг которой разворачивается действие. Это кордебалет, двойки, тройки, четверки, восьмерки танцовщиц. Это взаимозаменяемые вариации, кочующие из одного балета в другой, это сочетание классического и характерного танца.

 

И дух Петипа сотворил чудо на вечерах Академии! Интернет взорвался восторженными отзывами. Слова «Триумф Цискаридзе» перелетали с одного форума на другой, подхватывались группами в контакте и на фейсбуке при гробовом молчании СМИ. Вышла одна статья в «Вечерней Москве». Ну и интервью самого Цискаридзе и педагога Людмилы Ковалевой.Вольно или невольно, но два вечера балета от Цискаридзе составили конкуренцию пресловутому «Нурееву», стартовавшему в Большом через шесть дней.

Долго этого ждала откликов, а они странные очень. Балетфренды злобой и желчью исходят. Первый признак от обратного, что все отлично прошло. Долго не хотели запись третьего акта выкладывать, трансляцию в инете прервали. А все равно юбилейный вечер нанес непоправимый урон разрекламированному «Нурееву», на которого якобы билетов уже нет в продаже. Посмотрели будущие зрители «Нуреева» юбилейный вечер и фокус восприятия серебряковского «шедевра» у них сбился. И стали у балетфрендов на форуме разочарованные рецензии появляться. Вот ждал одного, а получил другое. Вот на репетициях на видео от дуэта Рудика с Эриком дух захватывало, а на сцене страсть куда то ушла, Эрик еле ползет, стремительность исчезла, И все в таком роде… Даже поклонники разочаровались в «Нурееве» и этого скрыть не могут. Открытым текстом пишут:”не могу назвать Нуреев балетов. Это драматический спектакль с музыкой и танцами”.

Цискаридзе напомнил, что и как должно идти на главной сцене страны. Дух Петипа включал и танцевальное соревнование, когда примы и солистки соревнуются друг с другом в мастерстве — в прыжках, вращениях, релеве. Он напомнил, что солистов прославленного театра можно использовать не только для дефиле трансвеститов в Булонском лесу, но по прямому профессиональному назначению — устраивать праздник танца и демонстрации мастерства.

Цискаридзе как организатору потрясающе удалось показать непрекращающуюся связь поколений, объединить в единый художественный организм учащихся младших классов, выпускников с прославленными примами Большого. А если еще учесть и выход на сцену педагогов, которых обнимали бывшие ученицы, то балет предстанет живым, постоянно развивающимся и обновляющимся организмом.Контраст с «Нуреевым» настолько сильный, что прямую трансляцию вечера в Большом прервали перед третьим актом, когда на сцену вышли прославленные примы. Но накал страстей был так силен, что канал «Культура» был вынужден выложить запись третьего акта вечера на своем сайте, что было очень своевременно на фоне разглагольствований завсегдатаев пресловутого форума «Друзей большого балета» про якобы плохо отрепетированные с примами номера. Все воочию могли убедиться в потрясающей слаженности всех участников, от младших до прим.Юбилей академии имени Вагановой в Большом. Первое отделение

 

Меня всегда восхищал вкус и точность Цискаридзе в выборе номеров выпускных спектаклей. На сей раз мы увидели в первом акте знаменитый «розарий», то есть па де катр (танец четырех) олимпийских богинь Дианы (Светлана Савельева), Авроры (Мария Хорева), Гебы (Мария Буланова) и Флоры (Александра Хитяева) из балета Дриго «Пробуждение Флоры».Розарий, фантазия на тему

Потом был другой шедевр Петипа Pas d’ action из балета «Наяда и рыбак», в танце молодых рыбаков чувствовалась выучка в классе Цискаридзе. Наконец-то, и мужской танец в Академии подтянулся.Самым ярким стал «Танец часов» из оперы «Джоконда». Этой оперой дебютировала на сцене великая Мария Каллас, любимая певица Цискаридзе и его учителя Пестова. Николай Максимович называет своего педагога «классист».

Не этим ли объясняется выбор номера? Это изумительно красивая редакция. И по хореографии, и по костюмам, и по исполнению. Костюмы, цветами символизирующие ночь, вечер, утро и день удивительны! Пачки двуцветные, и это меня заставило вспомнить рассказ Цискаридзе о сьёмках «Унесенных ветром». Никто на съемочной площадке не понимал, зачем Селзник тратится на шелковые панталоны для всех актрис. Их же все равно не видно. Селзник объяснил: «У женщины в шелковых панталонах меняется походка». Вот и цветные слои материи под пачкой создают совершенно фантастическое впечатление во время танца. И это заставляет вспомнить о назначении костюма, его важнейшей роли в балете. Ну зрители в этом убедились во время поздравлений зарубежных училищ во втором акте. Все же тренники и белые майки- это не то, во что должна быть одета балерина на сцене Большого театра.

Легкий, искрящийся «Тананец часов » с его едва не ритмом канкана в быстрой части напомнил о тайной страсти Цискаридзе к оперетте и кабаре, которую мудро уловил Григорович, поставив вчерашнего выпускника с трудно выговариваемой грузинской фамилией на роль Конферансье в «Золотом веке».Второе отделение было полностью посвящено балетным поздравлениям от ведущих мировых школ: Академии балета Ла Скала, МГАХ, Штутгартский балет Джона Кранко, Датская королевская школа, школа национального балета Токио. Отсутствовала школа из Гран опера по причине выпускных экзаменов. После представления руководители школ вышли на сцену вместе с учениками.
Юбилей академии имени Вагановой в Большом. Второе отделение

 

 

Ну и самый интересный третий акт, перед которым появился традиционный занавес Большого театра. Зрители увидели «Пахиту». Выбор удивительно точен. Премьеру спектакля в Париже 1 апреля 1846 года танцевал брат Петипа Люсьен вместе с легендарной Карлоттой Гризи, кузиной прославленных певиц Джулии и Джудитты Гризи. Петипа вместе с композитором Минкусом внес в балет значительные изменения, но именно его версия стала классической.

Французский балет имел солидную литературную основу – новеллу великого испанца Мигеля Сервантеса «Цыганочка» о том, как знатная дама узнала свою потерянную дочь в нищей цыганке. Авторы либретто в 19 веке изменили и осовременили сюжет. Действие происходит в Испании, но во времена наполеоновских войн. Французский генерал требует от испанцев расследования убийства своего брата и его жены с дочерью в 1795 году. Сын генерала, Люсьен, влюблен в цыганку Пахиту. Она оказывается дочерью брата генерала. Балет заканчивается грандиозным гран па со счастливым соединением влюбленных.Но какой бал в России без полонеза и мазурки? Помните переживания Наташи Ростовой, что ее не взяли в польский, которым открывался каждый бал? А Китти Щербацкая была счастлива на балу до мазурки, на которую Вронский пригласил не ее, а Анну Каренину. А Печорин спас княжну Мэри, удалив пьяного господина, пытавшего «ангажировать ее на мазурку».Петипа не мог представить бала без этих танцев и ввел их в балет. Гран па по русской традиции начинается с полонеза и мазурки. Цискаридзе несколько изменил костюмы и рисунок танца по сравнению с версией Большого театра, в которой танцевал сам. Во первых, костюмы в полонезе стали светлых пастельных тонов — белые и кремовые.

 

В версии Большого театра исполняется помпезный танец в тяжелых бардовых бархатных платьях а ля Жозефина с картины Давида «Коронация Наполеона».
В представленной Цискаридзе редакции со сцены в зал пахнуло юностью, легкостью, светом. Светлые костюмы отлично гармонировали с бело-красными польскими одеяниями детей в мазурке. Эта детская мазурка — выше всяких похвал! Такой станцованности, слаженности, задора сцена Большого не видела. Сравните запись детской мазурки из Большого и версию юбилейного вечера. Небо и земля.Но вот вслед за детьми появляется главная прима, Ассолюта, как прозвали ее в Ла Скала, Светлана Захарова.Балерина номер один Большого театра была многолетней партнершей Цискаридзе и их дуэты как в классических балетах «Жизель» и «Лебединое озеро», так и в современных «Сне в летнюю ночь» Ноймайера, незабываемы. Особенно нравится дуэт Тезея и Ипполиты.Николай Максимович сделал Светлану настоящей царицей бала, что особенно радует на фоне не прекращающихся попыток отодвинуть ее с первой линии в угоду «молодых и ранних». В «Пахите» всем определено место согласно табелю о рангах. И это хорошо. В своей золотой пачке с алой розой в волосах Захарова царила на сцене. Абсолютный контакт не только с партнером, но и потрясающая синхронность с кордебалетом. Кому показалось плохо отрепетировано — позор, не надо врать, лучше раскройте глаза. Ректор готовился к этому вечеру возвращения в родной дом долго и тщательно. Не случайно мучил учащихся вопросом о месте действия. Испанские гребни и розы в волосах, подобие мантилий в кружевах пачек, но главное — руки, в которых кастаньет! Балет пронизан звоном кастаньет! Зритель их слышит!
Под стать Захаровой был ее партнер Денис Родькин, которому Цискаридзе открыл многие секреты этой роли. Мундир с красно-золотым шитьем в точности повторял костюм Цискаридзе и великолепно гармонировал с золотом и алой розой Ассолюты. В Кремле с голубой Севенард Родькин предстанет в ослепительно белом с серебром костюме.Выпускной АРБ в Кремле 2018 Пахита Э.Севенард -Д. Родькин (часть 1)

Все-таки балет — костюмное искусство. Уже давно пора понять, что творческий «минимализм» балетных тренников на сцене происхождением своим имеет не творческую креативность, но нехватку финансов. В России, как повелось с Анны Иоановны, на балет, славу страны, денег никогда не жалели. И парад вариаций прим и солисток Большого, родом из Академии русского балета, это подтвердил. Пачки одна другой ярче, наряднее, цвета настолько изысканные, что сложно описать сочетание нескольких цветов в каждом костюме. Глаз радуется и веселится от одного созерцания этого великолепия. Открыл парад вариаций Оскар Фрейм. После него появилась небесно-голубая Элеонора Севенард, внучатая племянница легендарной Кшесинской. Легчайшими, невесомыми прыжками она пересекла диагональ сцены Большого, вызвав шквал аплодисментов и восторженные крики восхищенной публики. За ней кантиленную партию, подчеркивающую совершенство ее линий, в фиолетовом пропела Алена Ковалева.В игривой вариации с великолепными вращениями с переходом с одной ноги на другую и в нежно розовом платье появилась первая выпускница ректора Цискаридзе Ксения Жиганшина. Ну а после трех новых выпускниц Вагановки в бой пошла старая артиллерия прим и премьеров Большого. Вечер шел по нарастающей — от юности к зрелости. Всегда холодноватая и сдержанная Ольга Смирнова предстала пылкой испанкой. Страстью были проникнуты контрастные цвета ее красно-черно-золотого костюма с пышной юбкой и подчеркнутой осиной талией. Ну умеет Цискаридзе открыть и подчеркнуть все достоинства участниц. И станцевала Ольга отлично. Особый восторг публики вызвали ее релеве. В танцы прекрасных дам ворвался вариацией из «Дон Кихота» Михаил Лобухин. За ним вышла в красно-золотой пачке новая прима Большого Юлия Степанова, открытие худрука Махара Вазиева. Завершила парад див Большого Евгения Образцова своим хрустальным танцем.И вариации короля и королевы этого роскошного бала Дениса Родькина, прошедшего в мазурке и Светланы Захаровой, показавшей публике эталонное релеве. Вы тут уже кому-то аплодировали? Посмотрите как надо. Вот он, эталон.А темп, ритм, вихрь этого бала все нарастали. И в этом мощном крещендо — тоже дух Петипа. Построение ансамблей по нарастающей — от него. Вместе с выпускницами Вагановки этого года в двойках вышли и примы Большого. Ковалева станцевала со Степаноаой, а Смирнова – с Жиганшиной. Фантастической диагональю прыжков отметил Лобухин, а юная Севенар, пройдя в релеве всю диагональ огромной сцены Большого, бросила вызов двум примам Смирновой и Захаровой. Но так и должно быть! Гран па- это балетное соревнование, танцевальный турнир, где каждый показывает предел своего мастерства. И азарт тут не меньший, чем на проходящем в Москве чемпионате по футболу. Там команды соревнуются, а тут прима приму спрашивает танцем: «А ты так можешь?» Как говорится, кто кого перетанцует. Евгения Образцова завершила этот негласный турнир танцевальных способностей.

А действие неслось стремительно к своему финалу. После еще одного выхода младших воспитанников в мазурке на сцене появилась Захарова и вот, оно, это «око бури», ее мощные, вихревые, исполненные в невероятном темпе, но на почтовой марке, фуэте. Еще один эталон доя соперниц. Захарова была несомненной и неоспоримой победительницей этого потрясающего танцевального турнира и заставила зрителей поверить, что время повернуло вспять: они снова увидели дебют Захаровой в давнеф «Пахите» Большого. Об этом мне сказал сосед по креслу: «Так танцевать в 39 лет!» Время не властно над балериной номер один русского балета. Ее любимый партнер, а сейчас организатор вечера в своем родном доме Большом театре, смог подчеркнуть, что она — действительно Ассолюта. Назвавшие Каллас «божественной» завсегдатаи Ла Скала не ошиблись и на сей раз. Что творилось в зале во время этих золотых 32 фуэте, не описать. Зал ревел от восторга, что, увы, сейчас не часто бывает в его стенах.Заключительный дуэт Пахиты с Люсьеном потонул в восторженных криках. Музыки практически не было слышно. Заключительная практически скульптурная композиция со всеми участниками была настолько красива, что публика разочарованно вздыхала из-за слишком быстро пошедшего занавеса. На это великолепие поз и буйство красок хотелось смотреть и смотреть.Юбилей академии имени Вагановой в Большом. Третье отделение

 

 

На поклоны с участниками спектакля вышли и прославленные педагоги. Нынешние примы обнимали своих учителей, что было невероятно трогательно. Академию поздравили все зарубежные коллеги. Поэтому особенно резало глаз отсутствие руководства Большого театра, Это тем более удивительно, что художественный руководитель Большого балета Махар Вазиев — выпускник вагановского училища. Увы, ни одного доброго жеста в адрес альма матер на сцене Большого у него не нашлось. Между тем в буклете руководство Акалемии выразило благодарность и директору Большого Владимиру Урину, и Вазиеву за возможность проведения юбилейного вечера в Большом.На сцену вынесли корзины роз и букеты, в том числе и мой. Во вложенной записке написала: «С возвращением в Большой театр!» Писалось это накануне представления, но после его завершения правильно было бы написать: «С триумфальным возвращением в Большой театр!»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *