TOP-5 ЖЕНЩИН-ХОРЕОГРАФОВ СОЗДАВШИХ СОВРЕМЕННЫЙ БАЛЕТ — Балет 24

TOP-5 ЖЕНЩИН-ХОРЕОГРАФОВ СОЗДАВШИХ СОВРЕМЕННЫЙ БАЛЕТ

В искусстве хореографии, а особенно в современном танце, большую роль сыграли женщины - реформаторы и создательницы новых техник, движений и принципов. Давайте сегодня определим пятерку тех, кто заложил основы всего современного танца.



Лои Фуллер
Мария-Луиза Фуллер родилась 15 января 1862 года в штате Иллинойс и начала танцевать в 4 года. Взрослея, она стала постоянной участницей шоу знаменитого Буффало Билла.
Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец "Серпантин". Костюм Лои Фуллер был оснащен крыльями, которые крепились к рукам удлиненным стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути, это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые представлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздем программы парижского варьете Фоли-Бержер. Фуллер смело экспериментировавшая с костюмами, освещением, декорациями, люминесцентными красителями и разными спецэффектами, делавшими ее номера незабываемыми. Помимо всего прочего, она автор около 200 патентов в области технических театральных новшеств, кроме того она член французского астрономического общества.
Именно ей современная хореография обязана свободным танцем-импровизацией, в котором танцор следует за музыкой, и никогда не повторяется в своих движениях. После Первой Мировой войны Лои открыла в Париже собственную школу танца, имевшую большое влияние.


Айседора Дункан
Знаменитая "босоножка" Айседора Дункан продолжила дело подруги, проповедуя танец как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений в классическом балете. начала карьеру в раннем возрасте, давая уроки танцев у себя дома соседским детям. В 18 лет она уже выступала в ночных клубах Чикаго и, как истинный новатор, вызывала противоречивые отзывы публики: одних шокировала, а других восхищала. Она танцевала босиком, пренебрегала традиционной танцевальной техникой и исповедовала принципы свободного танца.В 1902 году она встретилась в Париже с Лои Фуллер и дамы начали совместные гастроли. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже. Некоторое время ее школа успешно существовала в СССР. Ее отношение к классическому балету, неоднократно высказываемое во многих интервью, последовательно отрицало гармонию и красоту балетных движений: в балете неестественно напрягаются мышцы, необходимо учиться стоять на пуантах, движения подчинены внешним воздействиям и заученны. Все это противоречило, по мнению Дункан, свободе выражения. Именно такой танец - лишенный искусственности, идущий от внутренних порывов артиста, она сделала популярным в Европе и Америке.


Мэри Вигман
Мария Уигманн появилась на свет в 1886 году в Ганновере, Германия. Среднюю школу девочка посещала за рубежом - в Англии и Швейцарии. В 1910 году случай свел ее с Эмилем Жаком-Далькрозом. Этот швейцарский композитор и педагог, разработал систему музыкально-ритмического воспитания (ритмическую гимнастику) - тренировок, способствующих выработке абсолютного слуха и способности к музыке. Мэри увлеклась этой техникой. После Далькроза Мэри отправилась учиться дальше - к создателю свободного танца, "великому экспериментатору" Рудольфу фон Лабану (Rudolf von Laban), для которого танцевальная пластика являлась главным и часто единственным средством создания образа.Позже Вигман открыла собственную школу экспрессивного танца. Она отказалась от движений, традиционно считавшихся красивыми. Мэри Вигман сделала всё, не считалась ни с чем ради достижения в модерне степени максимальной искренности. Всё, в том числе, и уродливое, и страшное, Мэри Вигман посчитала достойным воплощения в своём танце. С самых первых постановок Вигман предпочитала работу в русле экспрессионизма - течения стремившегося к максимальной эмоциональной отдаче. В ранних постановках Мэри зачастую вообще отказывалась от музыки или же использовала простой, примитивный аккомпанемент — к примеру барабанов или тарелок. Каждое движения рассказывало какую-то историю, и даже при том, что Мэри часто критиковали и не понимали до самой ее смерти, она подарила свою технику современному танцу.


Марта Грэм

Марта Грэм родилась в пригороде Аллегени (ныне Питтсбург), штат Пенсильвания, 11 мая 1894 года. В детстве на нее оказал очень большое влияние ее отец, который работал врачом и использовал физические движения для устранения нервных расстройств. Доктор Грэм считал, что тело может выражать внутренние чувства человека, и эта идея пришлась по душе его дочке.

Будучи подростком, Грэм изучала танец в Лос-Анджелесе в «Denishawn». В 1926 году она основала свою собственную танцевальную компанию в Нью-Йорке. Она танцевала, пока ей не исполнилось 60 лет, и работала хореографом вплоть до своей смерти в 1991 году. Марта

демонстрировала свое видение мира через необычные рваные движения, которые никто ранее не применял в танцах. Грэм считала, что таким образом движения дают выход духовным и эмоциональным аспектам, которые были полностью проигнорированы в других западных танцевальных формах. За основу движения она взяла " усилие и расслабление", связанные с человеческим дыханием. Техника построена на двух принципах: контракшн (сжатие) и релиз (удлинение). Она заставляла танцора сконцентрироваться на центре и подчиняться анатомическим законам пластики. Уроки в классе Марты начинались с цепочки простых движений, которые сплетались в сложные композиции.  Сегодня ее техника стала основой танца модерн.

Дорис Хамфри
Хамфри родилась в Оук-Парке, штат Иллинойс, но выросла в Чикаго. девочка училась у выдающихся мастеров балета. Ещё продолжая обучение в средней школе она в качестве балерины провела концертный тур по западным штатам, в котором аккомпанировала ей мать. Из-за недостатка средств Хамфри открыла свою собственную школу танцев, в возрасте 18 лет с большим успехом предлагая курсы классического, гимнастического и бального танца для детей и молодёжи. В 1917 году Дорис переехала в Калифорнию и поступил в школу танцев и смежных искусств Денишоун где продолжила собственное обучение. Её работы этого периода — Вальс-каприз (танец с шарфом), Парящяя, Скерцо-вальс (танец с обручем), исполняются до настоящего времени. Ее поиски шли не путем имитации, а путем начала движения. Как движется тело человека, еще не подчинившемуся условностям той или иной системы, стиля, национальной танцевальной формы? Хамфри изучала свое движущееся тело перед зеркалом и разработала теорию, согласно которой все телодвижения представляют собой различные фазы и вариации двух основных моментов-падения и подъема (foll and recovery). Они колеблются между состоянием равновесия (при вертикальном положении и его полным нарушением, когда тело целиком подчинено земному притяжению (при горизонтальном положении). На этой основе она и создала собственную систему, применимую как для анализа танца- его композиции, ритма, пластико-динамической структуры, так и для обучения. Танцевальный стиль Хамфри отличался от стиля Грэхем как большей плавностью, так и преобладанием широких движений опускающегося на пол и поднимающегося тела и легких переступаний ног.

В этой технике стал возможен как индивидуальный, так и групповой танец, когда синхронные движения группы передают ритм и звучание даже природных объектов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *