14 АВГУСТА — Балет 24

14 АВГУСТА

Родился Добужинский Мстислав Валерианович (1875 г.) - художник-график, театральный художник.

Родился в Новгороде в семье артиллерийского офицера, принадлежавшей к старинному роду литовских дворян. В студенческие годы увлёкся живописью, занимался в частных студиях. Был одним из активных членов объединения «Мир искусства». Дебютировал как график с рисунками в книгах и журналах. Сотрудничал со многими издательствами, и именно графические работы принесли ему славу. В качестве художника-станковиста вместе с Л. С. Бакстом преподавал в различных учебных заведениях. Как и его коллеги, Добужинский много и плодотворно сотрудничал с театрами. В 1907—1908 гг. он работал в так называемом Старинном театре, а с 1909 г. начал оформлять спектакли МХАТа (дебютировал в постановке комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне»). В 1914 году, по приглашению Дягилева, создал декораций для двух балетов «Русских сезонов» в Париже - «Бабочки» и «Мидас». В 1924 г. Добужинский принял литовское гражданство и покинул Россию. В эмиграции он иллюстрировал роман-сказку Ю. К. Олеши «Три толстяка» (1928 г.) и роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1936 г.). В числе театральных работ художника — спектакли Рижского театра (1925 г.), парижского театра «Летучая мышь» (1926—1929 гг.). С 1929 г. Добужинский — ведущий художник Государственного литовского театра. Уехав по приглашению М. Чехова в Англию,  Добужинский выполнил декорации для Театра Сэдлерс Уэллс к опере «Борис Годунов» (1935) и балету «Щелкунчик» (1937).  Английский историк и теоретик театра Арнольд Хаскелл по поводу балета «Щелкунчик» писал, что он «никогда не видел лучших вариантов этой знаменитой работы».  В 1939 г. он переехал в Нью-Йорк. Оформлял спектакли для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работал для кинематографа. Во время блокады Ленинграда, под впечатлением от прослушивания «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича, мастер создал несколько акварелей, посвященных Петербургу, и задумал поставить балет на музыку симфонии, для чего исполнил несколько эскизов с военными видами осажденного Ленинграда (постановка не осуществлена). Помогал М. Фокину в востановлении дягилевских постановок. Как подчеркивал Добужинский, для него работа театрального художника cкладывалась из двух составляющих, с одной стороны, он должен был представить уже конечный результат, предвидеть, какое будет художественное впечатление от декорации, с другой стороны – «думал о ней я и как режиссер, чтобы она помогала актеру».


Родилась Насретдинова Зайтуна Агзамовна (1923) - солистка Башкирского государственного театра оперы и балета, Народная артистка СССР.

В 1931 - 1934 гг. училась в Уфимской школе N 20 (ныне - Уфимская городская башкирская гимназия N 20 им. Ф. Мустафиной). 10-летнюю Зайтуну и еще 13 детей, в числе которых был и ее будущий партнер и супруг Халяф Сафиуллин, отобрали для учебы в Ленинградском хореографическом училище - только что созданный Башкирский театр оперы и балета готовил будущих артистов. Юрий Григорович вспоминал, что все мальчишки класса, и он в том числе, были влюблены в "Зоиньку".

Выпускной вечер в училище был назначен на 22 июня 1941 года, и в тот же день уфимским танцовщикам, вместе с артистами Кировского театра оперы и балета, пришлось отправиться в эвакуацию, в Уфу. В июле 1941 года Зайтуна Насретдинова начала свою творческую деятельность в качестве солистки балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, на сцене которого дебютировала в партии Сванильды ("Коппелия" Л. Делиба).
Исполняла партию Зайтунгуль в первом национальном балете "Журавлиная песнь", авторы которого либреттист Ф. Гаскаров, композиторы Л. Степанов и З. Исмагилов посвятили свое сочинение молодой и талантливой балерине. Именно этот балет произвел впечатление на маленького Рудольфа Нуреева, а Зайтуна Агзамовна ходатайствовала за него, чтобы его отправили в Ленинград.  Во многом благодаря ее драматическому дарованию и необычайной женственности, поэтичности и одухотворенности, классический балет, окрашенный колоритом башкирского танцевального фольклора, имел громадный успех на протяжении многих десятилетий.
После ранней смерти супруга в 1965 году, ушла со сцены и более сорока лет работала педагогом-репетитором Башкирского государственного театра оперы и балета.


Родился Экис Артур Бернгардович (1933) - артист балета, киноактер, педагог, Заслуженный артист Латвийской ССР.

Родился в Риге, в семье музыканта Бернгарда Экиса. В 1952 году окончил Рижское хореографическое училище. В 1956-1957 годах совершенствовался в Ленинградском хореографическом училище. В 1950-1977 годах - солист Государственного театра оперы и балета Латвийской ССР (1950—1977).  Был одним из самых ярких и техничничных солистов середины 60-х годов 20 века. Исполнял ведущие партии в балетах "Корсар", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан". Исполнил роль Пере Джинта в балете «Шакунтала» советского композитора С. А. Баласаняна. В 1979-1981 годах - танцевальный педагог культурно-просветительского отделения Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола (1979—1981), художественно-драматической студии Рижского видеоцентра (1988—1992), отделения театрального и киноискусства Латвийской академии культуры (1993—1994).
Был президентом Латвийской профессиональной ассоциации артистов балета (с 1995) и Латвийского театрального общества (с 1997). Приобрёл популярность среди кинозрителей после исполнения одной из главных ролей в приключенческой дилогии режиссёра Рижской киностудии Александра Лейманиса «Слуги дьявола».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *