ИСХОД ИЗ БУРЯТСКОЙ ОПЕРЫ. ВЕДУЩИЕ СОЛИСТЫ ПРОСЛАВЛЕННОГО КОЛЛЕКТИВА УХОДЯТ ИЗ ТЕАТРА — Балет 24

ИСХОД ИЗ БУРЯТСКОЙ ОПЕРЫ. ВЕДУЩИЕ СОЛИСТЫ ПРОСЛАВЛЕННОГО КОЛЛЕКТИВА УХОДЯТ ИЗ ТЕАТРА

ИСТОЧНИК: http://fedpress.ru/

В субботу, 29 сентября, последний раз в качестве солиста на сцене Бурятского театра оперы и балета (БГАТОиБ) выступил тенор Михаил Пирогов, который еще две недели назад получил из рук всемирно известного певца Хосе Каррераса приз победителя международного конкурса Фонда Елены Образцовой. Днем раньше о своем уходе из театра объявил монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар, ставший три года назад обладателем Гран-при конкурса имени Чайковского. Певцы считают это следствием того, что глава Бурятии Алексей Цыденов должным образом не отреагировал на протесты творческого коллектива театра, выступившего против увольнения директора Аюны Цыбикдоржиевой. Ее отставка произошла после проверки счетной палаты республики, результаты которой вызвали удивление специалистов, утверждающих, что все претензии к экс-директору БГАТОиБ можно адресовать любому руководителю российского театра. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Лед тронулся

«Мне не нравится то, что многие считают, что это мое последнее выступление, – сообщил ведущий тенор Михаил Пирогов после спектакля, где он исполнил партию Пинкертона в опере Джакомо Пуччини «Чио-Чио-сан». – Просто с 1 октября я не буду являться солистом Бурятского театра оперы и балета».

Певец, который две недели назад получил на международном конкурсе теноров фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при» два специальных приза, подчеркнул, что все, что происходит сейчас в театре, неправильно. Впрочем, Михаил Пирогов сразу публично заявлял, что ему не место в театре после увольнения директора Аюны Цыбикдоржиевой. «Забыли, в каком состоянии был наш оперный театр и какой он стал теперь, при Аюне Владимировне? – отметил в социальных сетях тенор, которого сам Хосе Каррерас назвал обладателем Гран-при его конкурса. – Снова стали говорить о нашем театре как о гордости республики».

Днем ранее стало известно об уходе из театра Ариунбаатара Ганбаатара, три года назад получившего Гран-при XV Конкурса имени Чайковского. «Сегодня покидаю бурятский театр, – написал в «Твиттере» баритон из Монголии, который уже имеет опыт выступления на сценах лучших оперных домов и концертных залов мира. – Глава пришел и почти что выгнал нас. Сказал, что монголам здесь не работать».

Оба покидающих бурятскую оперу певца были одними из первых, кто довольно радикально отреагировал на расторжение контракта с директором Бурятского театра оперы и балета Аюной Цыбикдоржиевой, о котором стало известно 20 сентября. Министерство культуры республики сделало это без объяснения причин по статье 278 Трудового кодекса РФ, только на следующий день опубликовав слова благодарности экс-директору, проработавшему на своем посту семь лет.

«Решение министерства культуры принято с единственной целью – дать новый импульс развитию театра, – говорилось в обращении министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой. – Перед новым руководством будет поставлена задача в первую очередь сохранить уникальные традиции и коллектив театра. Другой важной задачей станет работа по раскрытию потенциала бурятской балетной и вокальной школы, которая славится своими традициями».

Старая школа

Кадровые решения минкульта Бурятии, после которых исполняющим обязанности директора был назначен Давид Дондупов, ранее работавший заместителем, вызвали в театре серьезные протесты. Впрочем, слухи о предстоящем увольнении Аюны Цыбикдоржиевой ходили еще летом. Еще в августе главе Бурятии Алексею Цыденову было направлено коллективное письмо в защиту директора, которое подписали 237 человек.

После известия об отставке директора в театре срочно было созвано общее собрание творческого коллектива, где прозвучали предложения выразить недоверие действующему министру культуры. Уволенного директора, в частности, поддержали, выразив готовность покинуть театр, легендарная бурятская певица, народная артистка СССР Галина Шойдагбаева, а также художественный руководитель бурятской оперы Дарима Линховоин.

«Я никого не пугаю, но если поставят другого человека, я уйду из театра, – отметила худрук бурятской оперы. – И буду в другом месте заниматься с людьми, которые хотят заниматься творчеством».

Все это довольно серьезно поднимало градус конфликта, поскольку в театре дочь певца, народного артиста СССР Лхасарана Линховоина, чей творческий пик пришелся на сталинско-хрущевский период, имеет весьма серьезный авторитет. За 43 года работы Дарима Линховоин подготовила целую плеяду оперных солистов, среди которых Эдуард Жагбаев, Бадма Гомбожапов, Аюна Базаргуруева, а победы монгольского баритона Ариунбаатара Ганбаатара на конкурсе Чайковского и Михаила Пирогова на Гран-при Каррераса многими оценивается исключительно как ее заслуга.

По гамбургскому счету

Конфликт явно приобретал широкий резонанс, что не могло не коснуться руководства республики. В воскресенье, 23 сентября, коллективу театра вновь пришлось собраться для встречи с главой Бурятии Алексеем Цыденовым, который сразу предложил творческому коллективу ознакомиться с отчетом счетной палаты.

«Зарплата у вас сейчас сильно разнится, – отметил руководитель республики, заметив, что «некоторые скандальные слайды убрали», чтобы в коллективе не случилось «маленькой революции». – По некоторым позициям в восемь раз разнится между людьми».

Алексей Цыденов довольно дотошно пытался выяснить, почему в оперной труппе театра работают монголы, а в балетной – японцы (художественным директором балетной труппы является гражданин Японии Морихиро Ивата). Но заявив, что меньше всего хотелось бы работать в режиме шантажа, глава Бурятии подчеркнул, что «под топот ног правильные решения не принимаются».

Осталось непонятным, почему за основу для увольнения директора были взяты именно результаты проверки счетной платы, которую контролирует республиканский парламент. Тем более что проверку Бурятского театра оперы и балета проводили министерство культуры Бурятии, УФАС и МВД. Но ее результаты вызывают удивление у специалистов. Так, счетной палате не понравилось, что почти 90 % доходов составляют субсидии на выполнение госзаказа, а большую часть расходов занимает оплата труда. При этом особое беспокойство у проверяющих вызывает тот факт, что театр, имея в штате профильных сотрудников, нанимал балетмейстеров, постановщиков, дирижеров, режиссеров и художников со стороны, потратив на это в 2016–2017 годах 6,7 млн рублей. Счетную палату Бурятии также сильно обеспокоило то, что подавляющее большинство госзакупок у театра сделаны «у единственного поставщика», а открытых конкурсов можно пересчитать по пальцам одной руки.

«Конфликт в бурятской опере стал лакмусовой бумажкой, которая выявила самые слабые места в государственном управлении культурой, – заявил «ФедералПресс» бывший директор Новосибирской филармонии и театра «Новосибирск-100» Александр Савин. – Первое – отсутствие компетентных специалистов, не только знающих предмет и расценки, но и способных анализировать затраты. Существует масса открытых источников, из которых можно узнать, что двухлетние затраты бурятской оперы на приглашенных специалистов значительно меньше, чем Новосибирский театр оперы и балета выплатил одному балетмейстеру за два спектакля».

 

Как отмечают специалисты, госзакупки без конкурсов уже давно тотально используются творческими организациями. «Может ли пианист Денис Мацуев заменить пианиста Бориса Березовского? – отмечает Александр Савин. – Распространение системы проведения госзакупок для театрально-зрелищных учреждений было изначально не продумано, а в результате оказалось вредно. Их проведение не гарантирует, что руководитель учреждений культуры планирует привлечь зрителя за счет интересных исполнителей и постановок, а не для получения взяток или откатов».

Кто на новенького

На сегодняшний день открытым остается вопрос, останется ли в театре Дарима Линховоин. «Глава республики ясно сказал, что обратно хода нет и он не будет менять принятого решения, – сообщила «ФедералПресс» художественный руководитель бурятской оперы. – Я сейчас взяла паузу до момента, когда станет ясно, кто станет новым директором театра, которого, как я понимаю, ищут».

Власти республики уже отреагировали на заявление монгольского баритона Ариунбаатара Ганбаатара. Пресс-секретарь главы Бурятии уже назвал его слова о том, что «глава выгнал монголов», «передергиванием». «Артисты поют не для директора, не для министра культуры или главы республики, а для народа, который любит их творчество, – заявил журналистам пресс-секретарь Алексей Фишев. – В театре есть кадровая проблема – отсутствие скамейки запасных, мало привлекается местных кадров. Алексей Цыденов подчеркнул, что театру в обязательном порядке нужно привлекать сторонних артистов, чтобы держать соответствующий уровень и не опуститься на уровень местной самодеятельности».

Интересно, что в субботу, 29 сентября, появилось еще одно касающееся бурятской оперы эпистолярное послание, которое в социальных сетях опубликовала одна из ведущих солисток театра Ольга Жигмитова. Оперную диву, которая является супругой зампреда правительства республики Баира Цыренова, пророчит в директоры театра не только народная молва, но и экс-руководитель Аюна Цыбикдоржиева.

«Я понимаю, чей это муж, но все это некрасиво по отношению к коллективу», – заявила она на одном из собраний в БГАТОиБ, рассказывая, как некоторое время назад меццо-сопрано отказалась петь в операх «Демон» и «Кармен», которые специально ставили под нее. – Но я не буду ходить по мужьям всех солисток».

Однако оперная дива только более развернуто повторила то, что уже писала в социальных сетях еще в начале июля. «Я никогда не планировала быть директором БГАТОиБ, – отметила в своем посте Ольга Жигмитова, опровергая слух о том, что она уже подала заявление на эту должность. – О моих планах лучше узнавайте лично от меня самой».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *