«ТРИ МУШКЕТЕРА» И ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТОГО САМОГО БАЛЕТА, МЕРЛЕЗОНСКОГО — Балет 24

«ТРИ МУШКЕТЕРА» И ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТОГО САМОГО БАЛЕТА, МЕРЛЕЗОНСКОГО

ИСТОЧНИК: https://rus.lsm.lv/

В Латвийской Национальной опере - премьера балета «Три мушкетера» в постановке выходца из Канады Пола Чалмера. То, что называется «костюмным» спектаклем, с веселой и редко драматической начинкой - Констанция выжила, обошлось без осады Ла Рошель, единственно, что герцога Бекингема коварная Миледи действительно прирезала заколкой для волос.
 

В хореографии нет современных интеллектуальных изысков хореографии. Это в лучшем смысле слова хороший спектакль и для детей, и для взрослых. Перед нами преимущественно неоклассика, благо, господин Чалмер последователь знаменитого хореографа Джона Кранко, благодаря которому некогда переехал из труппы Канадского национального балета в Германию, в труппу известнейшего Штутгартского балета (был и ведущим солистом балета Монте-Карло).

У каждого из мушкетеров и примкнувшего к ним Д`Артаньяна уже в первом акте своя вариация. Романтичный Арамис в исполнении Александра Осадчего (присутствуют и усики, все, как положено), атлетичный Портос в исполнении Германа Шевченко, а Атос, которого танцует влившийся в нашу балетную труппу в прошлом сезоне Аветик Карапетян - настоящий боец и тайный Граф. Надо сказать, что господин Карапетян подтвердил сразу свой статус самого техничного солиста Латвийского Национального балета - уже в самом начале он выдает такие револьтаты и пируэты, что публика в буквальном смысле слова выдохнула: «О-о-о!» и раздались аплодисменты.

В роли Д`Артаньяна - наш молодой солист Карлис Цирулис, лауреат уже нескольких международных конкурсов и отличный артист - он забияка, драчун (вообще, и в первом, и во втором отделении этого балета много сцен с фехтованием).

Здесь вообще чрезвычайно ярко и точно, почти как в драматическом театре, выписаны роли. Обворожительная и хитрая Миледи в исполнении Анни Копштале - в дуэтах она очаровывает поначалу и юного Д`Артаньяна, а потом и многоопытного, высокого и статного Бекингема (Артур Соколов), который перед этим много пил, страдая по королеве Анне (Иева Рацене), ну вот и допился, поддался обману коварной Миледи. А как она фехтует с мушкетерами!

Разумеется, тут и верная служанка королевы Констанция, она вся в белом, невинна и прекрасна (Юлия Брауэр).

А посередине - кардинал Ришелье и король Луи XIII. Кардинал в исполнении Раймонда Мартынова то величественен, то смешон, когда в его руках оказывается письмо королевы, а в письме том – никаких особых тайн.

Так вот, неслучайно, видимо, во всех классических пьесах и программках авторы упоминали героев по социальному статусу, а не по театральной значимости. Например, как у Бомарше - сперва Граф и Графиня Альмавива, потом все эти Фигаро и доктора Бартоло. Так и в этом балете - партия Короля главенствующая и связующая, что особенно подчеркивается под занавес спектакля. Ее танцует ставший солистом нашей труппы американский танцовщик Айден Вильям Конефри, с подачи которого в финале постановки и начинается та самая «вторая часть мерлезонского балета». 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Мерлезонский балет - (часто также Марлезонский балет, от французского Le ballet de la Merlaison, букв. «Балет дроздования», то есть «Балет об охоте на дроздов») - балет в 16 актах, поставленный королем Франции Людовиком XIII. Традиция проведения подобных придворных балетов появилась во Франции во время правления Генриха III и переживала расцвет в эпоху Людовика XIII. Эти балеты исполнялись членами королевской семьи, придворными, профессиональными танцорами и были красочными представлениями, часто сочетавшими хореографию, вокальную и инструментальную музыку, поэзию и театр.

Мерлезонский балет был исполнен 15 марта 1635 года в замке Шантийи и 17 марта в аббатстве Роймон. Людовик XIII, с детства увлекавшийся музыкой и танцами и получивший прекрасное музыкальное образование, выступил автором всех составляющих Мерлезонского балета (сюжет, музыка, хореография, эскизы декораций и костюмов). За сюжетную основу балета была взята охота на дроздов - одно из любимых развлечений короля. Сам Людовик исполнил в балете две небольшие роли: торговки приманками (в 3-м акте) и крестьянина (в 13-м акте).

«Три мушкетера» для русскоязычного зрителя понятие нарицательное, благодаря хорошему фильму Юнгвальд-Хилькевича «Д`Артаньян и три мушкетера» и знаменитому восклику церемонимейстера: «Вторая часть мерлезонского балета!». Навряд ли Пол Чалмер смотрел эту замечательную киноленту. Но что такое «мерлезонский балет» - знает наверняка.

После всех погонь (сцена корабля, плывущего из Франции в Великобританию за подвесками королевы, выполнена компьютерной графикой на полупрозрачном занавесе, красиво!), после одного этого убийства Бекингема (ну, мы же знаем, что все это театр, ничего страшного), после того, как кардинал остался ни с чем, после всех страданий Ее Величества - бал! И неоклассика превращается в мерлезонский балет. Наслаждайтесь!

Тут под стать и музыка чешского композитора Яна Кучеры, который специально написал 100 минут музыки для оригинальной постановки в оперном театре Остравы, где и состоялась премьера «Трех мушкетеров», ныне перенесенных на латвийскую сцену. На заметку: у Латвийской оперы с оперой Остравы историческая связь, в суровые советские годы Рига и Острава были городами-побратимами и театралы помнят замечательного дирижера Вацлава Наврата, который привозил к нам из Остравы оперу «Проданную невесту» Бердржиха Сметаны, это было в начале 1980-х.

Так вот, о музыке - это наверняка сплошное удовольствие для дирижера (он же и музыкальный директор нашей Оперы) Андриса Вейсманиса, которого особо ценят, как дирижера старинной музыки. Азартная музыка Яна Кучеры под конец стилизована под старину - и тут балет истинно королевский.

А костюмы! Тут просто невозможно не сделать хореографический реверанс в сторону главы компании Skonto Būve Гунтиса Рависа, являющегося генеральным спонсором Латвийского Национального балета. Ну, это же дорого! Костюмы Анны Контек из Польши - это торжество моды, это просто какой-то вызов проходящей сейчас Рижской неделе моды, это просто королевская красота и вычурность. Короче, это прекрасно!

И все живы, Констанция целуется с Д`Артаньяном, а три мушкетера вместе с ними клянутся в вечной дружбе. Ну, и разумеется, в вечной любви к Их Величествам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *