ДВОРЦЫ МАРИУСА ПЕТИПА — Балет 24

ДВОРЦЫ МАРИУСА ПЕТИПА

ИСТОЧНИК: http://www.vkonline.ru/

В Самарском академическом театре оперы и балета завершился фестиваль классического балета

Петипа создал весь базовый репертуар, которым мы пользуемся сейчас, а все, что ему досталось от предшественников, он свел, упорядочил и ввел в ХХ век
Петипа создал весь базовый репертуар, которым мы пользуемся сейчас, а все, что ему досталось от предшественников, он свел, упорядочил и ввел в ХХ век
 

Программу XVIII фестиваля классического балета имени А. Шелест составили два гала-концерта и три спектакля, объединенных общей темой «Эпоха Петипа. После Петипа».

Гости из Франции

Весь театральный мир отмечает в этом году 200-летие со дня рождения французского по происхождению, но все же очень русского солиста балета, балетмейстера, театрального деятеля Мариуса Петипа.  
«Эпоха Петипа. После Петипа» - очень точное название для фестиваля классического балета в XXI веке.
«Мариус Петипа - великая личность не только для русского балета, но и для зарубежного. Он сохранил не только свои собственные спектакли, но и балеты предшественников. И благодаря ему репертуар современного театра пополняется разными редакциями «Жизели», «Эсмеральды», «Сельфиды» и многих других спектаклей, - рассказал главный балетмейстер самарского театра Юрий Бурлака. - Петипа привел классический балет к тому виду, который мы привыкли видеть, это большие многоактные спектакли с огромной иерархической лестницей: кордебалет, солисты, корифеи, балерины, премьеры. Это строение русского театра, это строение классических спектаклей Петипа.
И самая главная его заслуга - это русская классическая школа, которой пользуемся по сегодняшний день».
В подтверждение этих слов – афиша самарского театра оперы и балета, из двенадцати балетных спектаклей которого шесть - это спектакли в хореографии Мариуса Петипа.
В дни фестиваля были показаны балеты: «Баядерка» Минкуса, «Спящая красавица» Чайковского, «Эсмеральда» Цезаря Пуни. С участием солистов и премьеров Большого и Мариинского театров.
На завершающем гала-концерте публику с окончанием фестиваля поздравил глава областного министерства культуры Сергей Филиппов: «Фестиваль прошел при повышенном внимании публики, при полных залах. Классический балет составляет славу и гордость России во всем мире. Наш фестиваль – одна из ярких страниц в событиях балета и в России и за рубежом. В этом году фестиваль особенный – он посвящен Мариусу Петипа - величайшему русскому и французскому хореографу, фактически создавшему классический русский балет. Приятно, что в этом году наш фестиваль принимает у себя в гостях артистов из театра Капитолия города Тулузы и проходит одновременно с фестивалем «Французская осень» в Самаре».

В завершающем гала-концерте вместе с артистами и солистами самарского театра выступили премьер балета Мариинского театра Тимур Аскеров, солистка балета Мариинского театра
Кристина Шапран и гости из Франции: этуаль театра Капитолия Тулузы Наталья де Фробервиль и этуаль этого же театра Давит Галстян.
Гала-концерт открылся самой визуально красивой сценой из балета «Корсар» - «Оживленный сад».

Встречи и лекции

В самаре выступили солисты театра Капитолия  Тулузы Наталья де Фробервиль и Давит Галстян

Программу балетного фестиваля этого года составили не только спектакли и концерты, но и творческие встречи. Так 27 октября самарская публика имела возможность пообщаться с директором, художественным руководителем балетной труппы Театра Капитолия Тулузы Кадером Беларби. Отчасти Кадер Беларби также считает себя наследником Петипа, только через другого великого танцовщика и балетмейстера Рудольфа Нуриева, учеником которого ему посчастливилось быть.
На сегодняшний день Беларби является автором около 40 балетов: «Жизель, или Виллисы», «Зал потерянных шагов», «Семейство комедиантов» и многих др. Театр Капитолия он возглавляет с 2012 года, и репертуар его театра составляют как классические балеты, в том числе и в хореографии Петипа, так и современные.
Кроме того, в рамках фестиваля прошла лекция «Классический балет как типовое строительство», ее автор - помощник художественного руководителя Урал Балета в Екатеринбурге, автор балетных сценариев, критических статей и эссе о балете и академической музыке Богдан Королек.
Интереснейшим образом рассказанная история русского балета и история самого Петипа, к сожалению, собрала мало слушателей. Но огромное желание тех, кто там оказался, - сделать подобные встречи традицией фестиваля.
Из каких блоков Петипа строил свои балеты? Чем оправданы эти построения? Что эти структуры сообщали зрителям позапрошлого века и что сообщают нам сегодня? Этим вопросам была посвящена встреча.

Иерархии Петипа

Мариус Петипа поставил в России около 60 спектаклей, плюс осуществил редакции балетов своих современников.  «Он их надстраивал, достраивал, очень деликатно, понимая суть каждого произведения. «Тщетную предосторожность» он ввел в современность совместно со Львом Ивановым», - рассказывал Богдан Королек.
Удивительно, но лучшие свои балеты Петипа поставил после 70 лет, и в 85 лет был еще полон идей и замыслов, им были написаны новые сценарии, которые позже были воплощены другими балетмейстерами. Например, балет «Щелкунчик» позже по сценарному плану Петипа поставил Лев Иванов.

В дни фестиваля прошла встреча с директором Театра Капитолия Тулузы Кадером Беларби

Петипа создал весь базовый репертуар, которым мы пользуемся сейчас, а все, что ему досталось от предшественников, он свел, упорядочил и ввел в ХХ век. Двадцатый век этой структурой распоряжался по-своему,  - рассказывал Богдан Королек. - Петипа очень строго ранжировал пластические языки. Все начиналось с ходьбы, с марша, это важный элемент в иерархии хореографии Петипа. Второе - это историко-бытовой танец: менуэты, гавоты, все старинные бытовые, крестьянские жанры. Третий – танец-гротеск, это язык злодеев или комических персонажей. Следующая ступенька – танец характерный, национальный – венгерский, индийский, польский, цыганский.

Балеты Петипа как бы готовили зрителя к глобализации веха ХХ. Также в балетах Петипа присутствует пантомимный язык, язык жестов, и, наконец, вершина иерархии – классический танец на пуантах. На этом языке изъясняются все положительные герои и балерина. Большое классическое па, Гран-па – кульминация всего балета Мариуса Петипа». Кстати, вершиной иерархии в структуре балетной труппы в XIX веке была балерина, одна-единственная.  Может быть поэтому на Западе русская балерина - это нечто мифическое, как сказал Кадер Беларби: «Балерина - это миф, русский миф».

«Но главное в балетах Петипа - это соотношение характерного и классического, аллегро и адажио, соотношение сферы бытовой и сферы снов, соотношение разнохарактерных блоков, потому что каждый из балетов Петипа - это не только зрелище, это система жанровых сцепок и противовесов. Всегда одно уравновешено другим, цветное сменяется монохромным, быстрое -  неторопливым. Все очень сбалансировано. В ХХ же веке это строение начали  растаскивать, расшатывать, а точнее, типовой дворец Петипа сам начал разваливаться…»
В ХХ столетии характерные сюиты отделились и в несколько более экстравагантной форме зажили в форме ансамбля народного танца. Классические Гран-па - сны и видения, встречи с красотой превратились в одноактные, абстрактные танцевальные формы, в первую очередь эти формы связывают с именем Баланчина, человека, который воспитывался на балетах Петипа. Пантомима, естественно, сначала ушла в новорожденное кино...
Но, несмотря ни на что, и сейчас, спустя 200 лет после рождения Петипа, мы продолжаем жить его балетами. В настоящее время набирает силу реконструкторское движение, и самарскому театру очень повезло, его сейчас возглавляет Юрий Бурлака - уникальный реставратор старинных балетов.
А значит, самарскую публику ждут большие спектакли, соответствующие структуре Мариуса Петипа.

 
Программу гала-концерта составили хореографические номера из балетов XIX и XX веков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *