«КОНЧЕРТО БАРОККО», «ВОСКОВЫЕ КРЫЛЬЯ», «ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА». МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ — Балет 24

«КОНЧЕРТО БАРОККО», «ВОСКОВЫЕ КРЫЛЬЯ», «ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА». МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ

ИСТОЧНИК: https://users.livejournal.com\

Из трех одноактовок новой балетной программы две - старые. Правда, "Кончерто барокко" в репертуате театра им. Станиславского и Немировича-Данченко появляется, насколько я знаю, впервые, но помню, как на этой же сцене балет Баланчина 1941 года показывала в свое время труппа Пермского театра (а ради него, и вот уж чего не забыть, я пропустил тем вечером Брукнера в исполнении РНО и Плетнева!):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1702179.html

В МАМТе танцуют как минимум не хуже, хотя в первой части кордебалету еще много предстоит доработать-дотянуть, во второй (но там все внимание на себя отвлекает единственный солист - Георгий Смилевски) и особенно в третьей девушки выступали гораздо ровнее, к финалу уже почти безупречно. Но так или иначе декоративные абстракции Баланчина, к тому еще и давно знакомые, интересуют меня мало.

"Восковые крылья" Иржи Килиана, мировая премьера 1997 в Нидерландском театре танца, наоборот, я готов смотреть бесконечно, тем более с "первачами" труппы МАМТа - Першенкова, Смилевски, Сомова, Дмитриев, Кардаш, Михалев, - при том что спектакль из репертуара МАМТа исчезал ненадолго с относительно недавней московской премьеры, состоявшейся пять лет назад:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2707302.html

И только "Пижамная вечеринка" Андрея Кайдановского - эксклюзив, первая репертуарная постановка на большой академической балетной сцене Москвы стремительно делающего карьеру хореографа, уже освоившего камерные и драматические площадки своими, я бы так их обтекаемо назвал, мультижанровыми перформансами. Кайдановский в Москве изначально заявил о себе как раз на малой сцене МАМТа в рамках проекта "Точка пересечения", однако по поводу его "Чай или кофе?.." который мне довелось с некоторым опозданием посмотреть, я восторгов не разделил - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3552242.html

- последующая "Басня" в театре на Таганке с преимущественно драматическими актерами в составе, вышла еще более спорной, пускай и на нее, вероятно, найдутся свои поклонники - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3710957.html

- самый свежий опыт Кайдановского в проекте "Пьеса для него" на Новой сцене Большого и вовсе оставил в недоумении - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3799568.html

- но получается, что я видел все предыдущие работы Андрея Кайдановского, осуществленные в Москве (живет он в Вене). 

"Пижамная вечеринка" - вещь, с одной стороны, более целостная и по концепции внятная, чем, к примеру, "Басня", но задачи, которые перед исполнителями ставит хореограф, и тут, вероятно, оказались по силам бы драматическим актерам, даже студентам; профессиональные балетные артисты разве что точнее в движениях, но самих по себе, собственно танцевальных движений наберется не настолько уж и много, и сложности не повышенной, в основном абстрактно-геометрические, симметричные общие танцы, приложенные к некой умозрительной идее. В прологе из заполненного ярким светом портала между раздвижными кулисами появляется пара в "телесном" - "картинка", надо признать, эффектная, изысканная (именно в статике) - но ближе к авансцене облачается в пижамы, и дальше начинается "вечеринка" с участием второго солиста, а также кордебалета. Взрослые, "большие мальчики", то "дерутся" на упавших с колосников подушках, то "расстреливают" лопающиеся воздушные шары, то вроде как "в индейцев", ну или просто "в войнушку" играют. В "серо-голубой" и в "малиновой" (по цвету пижамок) армиях выделяются свои "вожди" - Денис Дмитриев и Алексей Любимов. А в комплекте лирического дуэта с участием единственной солистки - Оксана Кардаш - предлагается набор бытовых движений: пара вместе, почти синхронно умывается, "чистит зубы", девушка еще и сушит волосы полотенцем; в общем, мир да любовь - вместо вечной мальчуковой "войнушки". 

Художник Каролина Хегль застелила, вернее, забросала сцену матрасами, исполнители постоянно их переставляют, перетаскивают, из хаотичного нагромождения в начале выстраивается определенная геометричная система; под занавес на тросах спускается гигантская наволочка, укрывающая главную пару, до этого героиня нажимает красную "тревожную" кнопку, поднявшуюся из опустевшей (еще с "Кончерто барокко" Баланчина, потому что "Восковые крылья" Килиана идут уже под фонограмму) оркестровой ямы, и пара засыпает под убаюкивающую "цветомузыку". Задействованы, стало быть, и машинерия, и видеопроекция - но замысел Кайдановского, насколько я понимаю, не сводится к шуточному, юмористическому представлению в пижамках с подушками и шариками, тут претензия на серьезное, если не в прямом смысле политическое, то все же глобального масштаба метафоричное высказывание, которую спектакль тоже далеко не в полной мере оправдывает, и пускай в качестве шоу, близкого к эстрадному формату, "Пижамная вечеринка" довольно симпатична, для балетного спектакля в ней слишком мало оригинального танца, а его прочими примочками все-таки не заменить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *