УРАЛ БАЛЕТ ТРИУМФ — Балет 24

УРАЛ БАЛЕТ ТРИУМФ

ИСТОЧНИК: https://rg.ru/

Вячеслав Самодуров: Раньше "театр начинался с вешалки", теперь - с веб-сайта.

Вячеслав Самодуров был приглашен возглавить екатеринбургский балет семь лет назад. Об энергии взлета, которую он сообщил доселе почти не известной труппе, теперь говорят и в России, и за рубежом. Мы продолжаем разговор с худруком, начатый четыре года назад. Беседа состоялась в дни фестиваля к 200-летию Мариуса Петипа, организованного театром "Урал Опера Балет". Только что прошла премьера "Приказа короля" - балета по мотивам Петипа, своего рода путешествия сквозь эпохи, стили, жанры и виды искусства.

Семь лет назад вы сделали многих удививший выбор, после блестящей карьеры солиста крупнейших театров мира уехав на Урал и возглавив екатеринбургский балет. За эти годы вы не усомнились в правильности выбора?

Слава Самодуров: Для меня все сложилось крайне удачно: это было на редкость плодотворное время, такое случается редко. Не все задуманное удалось сделать, но значительный процент того, чего хотелось добиться, в этом театре воплощен в жизнь. Мне кажется, это большой подарок судьбы.

Балетная труппа театра стала принципиально иной и теперь готова к очень сложным вызовам. Она стала интернациональной: танцуют выпускники российских балетных школ, люди из Японии, Италии, Бразилии. Из Петербурга приехал Антон Пимонов. Как все это удалось? В городе нет моря и трудный климат...

Слава Самодуров: Да, но здесь есть театр, который стал магнитом для творческих людей, местом их интереса: здесь ставятся амбициозные задачи, и в российском театральном меню он предлагает что-то свое, вырабатывает собственный вкус и стиль, становится узнаваемым. Для театров сегодня сложно не потеряться в общей массе. Иметь свой голос, свои художественные идеи. Нам нужен был творческий человек с амбициями, который дал бы труппе что-то новое, и я сразу подумал об Антоне. И сработала репутация театра как места, где можно экспериментировать, где труппа не боится сложностей, мобильна и, как хороший пластилин, лепится согласно замыслу хореографа. И, конечно, Антона привлекла возможность быть востребованным. Здесь много работы: нужно следить за труппой, репетировать, не считая собственно постановок. Это целиком твое, и ты "подсаживаешься" на такой театр и такую труппу - хочется ее развивать и взращивать дальше.

Свою коллекционную труппу вы собирали отовсюду. Расскажите подробнее.

Слава Самодуров: Каждый год ездим смотреть балетные школы, и это безостановочный процесс: люди взрослеют, кто-то уходит на пенсию, кто-то пробует судьбу в другом театре, кто-то переходит из одной категории в другую - освобождаются места. Большинство наших артистов - выпускники российских вузов. Томоха Терада - из Вашингтонской школы, Лири Вакабаяси - из Мюнхенской академии танца... Надеюсь, никто не жалеет: у них здесь интересная, плодотворная жизнь.

Меняя театр и труппу, вы неизбежно меняете зрителя - он восприимчив к новому?

Слава Самодуров: Народ активно смотрит наши спектакли, залы не пустые - мне кажется, публика принимает то, что мы делаем, с интересом, отзывы всегда позитивные, в зале появилось больше молодежи. Городу явно импонирует такой курс развития театра: на афише всегда можно найти и экспериментальный спектакль, и названия, адресованные традиционалистам.

Но ведь и классика у вас не слишком традиционна: и "Тщетная предосторожность", и "Пахита" радуют новизной решений.

Слава Самодуров: Не стоит делить все на классику и эксперимент - направлений развития нашего театра гораздо больше. Наряду со стереотипным решением классики у нас есть опыты переосмысления традиции, "Приказ короля" - это создание на основе классики принципиально нового продукта - и так далее. "Пахита" и "Тщетная предосторожность" - скорее исключение из правила, наше ноу-хау последних сезонов, движение, которое мы будем развивать, - оно только началось. Продолжение будет уже в следующем сезоне. Через эти спектакли мы почувствовали вкус новизны. Остальной классический репертуар вполне традиционен.

Мне показалось, что в какой-то мере эти принципы вы сформулировали в "Приказе короля", где сталкиваете пантомимический балет в духе фильмов Мельеса с современным танцем, с полетом хореографической фантазии. И все это оказывается единством, существующим в потоке меняющихся времен.

Слава Самодуров: Каждый наш новый спектакль принципиально не похож на прежние. Вот мы выпустили большой экспериментальный проект "Приказ короля", а к концу сезона появится "Дон Кихот", который традиционен по сути: хотим восстановить сценографию Коровина, а хореограф Юрий Бурлака думает восстановить классическую структуру. Но я уверен: это будет сильный, свежий спектакль, где мы не пытаемся открыть новые двери, но, вспоминая старые смыслы, стараемся сделать их современными и яркими. То есть классическая платформа, на которую мы опираемся, обрастает новым опытом и становится крепче. Строя репертуар, стараемся не делать случайных телодвижений, событий "для галочки". В каждом проекте найти какой-то магнит, который сделает его интересным, нужным для нас, для артистов, для публики.

У театров уровня Большого, Мариинского, Ковент-Гарден, Мет есть всем очевидные преимущества. Есть какие-то преимущества у театров масштаба Екатеринбургского?

Слава Самодуров: Безусловно - отсутствие снобизма, открытость. Свобода от ощущения своей "исторической миссии" - очень важный критерий. У этого театра тоже есть свое прошлое, здесь происходило очень много достойных и важных событий, но его историю все-таки нельзя сравнить с историей Мариинки, Гранд-опера или Ковент-Гарден, где встают в памяти целые культурологические пласты. Иногда это ощущение своего великого прошлого и исторической миссии становится шлагбаумом.

Почему возникла идея сменить название театра на "Урал Опера Балет"?

Слава Самодуров: Новое название подвело черту под прошлым - это уже театр XXI века. Он стал уже не просто екатеринбургским - стал в полной мере государственным: российским и мультикультурным. В принципе это территория "эмигрантов": почти все, кто здесь работает, приехали из других городов и стран. А если люди готовы покинуть свой город ради работы - стало быть, это место работы чего-то стоит. Вступило в права другое мышление - как менеджерское, так и культурологическое. Набирают права технологии: раньше "театр начинался с вешалки", теперь - с веб-сайта. И мы почувствовали, что название "Екатеринбургский театр оперы и балета" себя изжило - такие длинные имена больше не произносят. Новым названием легче играть, оно легко трансформируется, лучше визуализируется.

Почему в наше время развитых видеотехнологий нет качественных записей ваших спектаклей?

Слава Самодуров: Мы снимаем на видео все премьеры - но это служебные записи. Есть проект с телеканалом Mezzo о съемках двух балетных спектаклей. Но вообще публика пусть приходит в театр: балет - живое искусство. Или прилетает в Екатеринбург на спектакли. Для того мы и делаем фестиваль - хотим, чтобы люди сюда приезжали ради искусства, Екатеринбург этого достоин. И уже стали ездить к нам на премьеры. Во время футбольного чемпионата нашу кассу брали штурмом: иностранцы просто не ожидали встретить такие качественные спектакли в городе, название которого выговаривали с трудом.

На гастроли балет выезжает?

Слава Самодуров: Периодически. Чаще всего - в Петербург, что приятно: петербургские фестивали хотят видеть спектакли нашего театра. Скоро будем там с "Пахитой". Мне даже интересно: что подумает петербургская публика, услышав, что приезжает "Пахита" из Екатеринбурга?

В дни футбольного чемпионата нашу кассу иностранцы брали штурмом

Но о ней уже столько написано, столько фото разлетелось по стране...

Слава Самодуров: Интернет, конечно, - двигатель прогресса, но лишает людей сюрпризов. И я иногда скучаю по временам, когда приходишь в театр и не знаешь, чего ожидать, какие будут декорации, костюмы... Но тайны больше нет, и это жаль. Впрочем, с "Приказом короля", мне кажется, нам удалось обмануть людей.

Да уж - там сюрпризы летят как вихрь и сбивают с ног. Увлекательно и очень здорово. Кого из крупных фигур в балете вы собираетесь пригласить для новых постановок?

Слава Самодуров: Слушайте, в этом сезоне наша балетная труппа выдержала такой обстрел! Прошла премьера "Приказа короля". В начале марта Антон Пимонов выпустит свой балет "Новобрачные на Эйфелевой башне" - это будет часть вечера, в который войдет уже идущий балет "Наяда и рыбак" Юрия Бурлаки. Затем труппа будет впервые танцевать Баланчина - "Вальпургиеву ночь", поставленную им для Парижской оперы; в России этот вариант не шел. И, наконец, премьера "Дон Кихота" в версии Юрия Бурлаки. А прошлый сезон мы завершили Fashion Gala: попросили молодых екатеринбургских дизайнеров одеть наших артистов, и те танцевали что хотели - полная свобода выбора. Меня удивило, что, несмотря на тяжелый сезон, когда все устали, число заявок зашкаливало. В какой-то мере это было заменой Данс-платформе, на которую у нас не хватило времени. Когда в коллективе есть такой мощный креативный потенциал, я только снимаю шляпу: с такими людьми можно идти в разведку. Это подтвердил и сложный, стрессовый выпуск "Приказа короля", когда все делалось в последнюю минуту. Но у нас труппа бойцов, на них можно положиться, и я им верю.

Может, Данс-платформа вывела театр на новый креативный уровень и, выполнив свою роль, исчерпала себя?

Слава Самодуров: У нас появились новые хореографы. Один из первых ее участников - Игорь Булыцын. Мы ему дали поставить одноактный балет - он оказался не только талантливым танцовщиком, но и хореографом. Начали ставить и другие артисты труппы: Екатерина Кузнецова, Константин Хлебников... Люди хотят пробовать, и они всегда будут получать у нас приоритет. В театре уже много людей, способных ставить: есть худрук, есть его заместитель и есть молодые артисты-хореографы, которых мы не хотим потерять. Большая концентрация для одного театра!

Вас снова пригласили ставить в Большом. Вы могли бы рассказать - что это будет?

Слава Самодуров: К сожалению, не могу. Мы сейчас выплыли из одной премьеры и начинаем готовить следующую, еще более основательно, поэтому сказать пока просто нечего.

Досье "РГ"

Вячеслав Самодуров окончил Академию русского балета имени Вагановой. Карьеру танцовщика начал в труппе Мариинского театра. С 2000 года стал премьером Национального балета Нидерландов, с 2003 года танцевал ведущие партии в Королевском балете Ковент-Гарден (Лондон). Как хореограф дебютировал в Большом театре в 2006 году. В 2011 году был приглашен в Екатеринбургский академический театр оперы и балета в качестве художественного руководителя балетной труппы. Здесь он поставил такие балетные спектакли, как Amore Buffo (на музыку "Любовного напитка" Доницетти), "Вариации Сальери", "Цветоделика", "Занавес", "Ромео и Джульетта", "Приказ короля". В 2016 году поставил балет "Ундина" в Большом театре. Трижды награжден Национальной премией "Золотая маска" как лучший хореограф. Автор идеи хореографической мастерской "Данс-платформа", ежегодно проходящей в столице Урала. В 2018 году основал в Екатеринбурге Международный фестиваль памяти Мариуса Петипа.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *