ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР С МИХАИЛОМ БАРЫШНИКОВЫМ — Балет 24

ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР С МИХАИЛОМ БАРЫШНИКОВЫМ

ИСТОЧНИК: https://www.obzor.lt/

В начале января в Литву прибудет один из самых известных артистов балета всех времен, Михаил Барышников. 

Михаил Барышников — советский и американский артист балета, балетмейстер, актёр, коллекционер и фотограф, «невозвращенец» в СССР, оставшийся в Канаде во время гастролей в 1974 году. Заслуженный артист РСФСР (29 ноября 1973 года), номинант на премии «Оскар» (1978) и «Золотой глобус». 

С 8 по 12 января он предстанет на сценах литовских театров в Каунасе и в Вильнюсе с моноспектаклем известного латвийского театрального режиссёра Алвиса Херманиса «Бродский/Барышников», премьера которого состоялась в 2015 году 15 октября в Рижском новом театре. 

Алвис Херманис - художественный руководитель Нового Рижского театра, Кавалер ордена Трёх звёзд, Лауреат высшей театральной награды Европы — премии «Европа — театру» в номинации «Новая театральная реальность», Лауреат премия «Золотая маска» (2010, в составе творческой группы за спектакль «Рассказы Шукшина», этот спектакль, поставленный в «Театре Наций» с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, прекрасно помнит литовской зритель, которому посчастливилось увидеть этот театральный шедевр ).

 

М. Барышников - значительная фигура в танце, театре и кино, поэтому его прибытие в Литву вдохновляет как любителей театра, так и профессионалов. При подготовке к гастролям в Литву танцор согласилась поделиться своими мыслями о вдохновении, трудностях и отношении к современному искусству. 

- Вас называют самым известным танцовщиком 20-го века. Вы согласны с этим? 

- Не так важно, как другие оценивают твое творчество. Ты хорош настолько, насколько тебе самому нравится свое творчество. Люблю на сцене оказаться в неудобном состоянии , найти выход и от этого испытать удовольствие, несмотря на то, что волнуешься. Нужно уметь подружиться со своим страхом. 

- Вы одарены различными талантами. Вы их обнаружили в детстве или постепенно их развили? 

Моё детство было наполнено разными занятиями, в том числе и спортом. Когда мне было 7-8 лет, вероятнее всего, благодаря моей матери, я открыл для себя балет. Мама очень любила балет, оперу, концерты, часто брала меня на балетные спектакли, и они мне очень нравились. Глядя на танцующих детей, я сам начинал танцевать и это меня захватывало. Я начал танцевать еще в детском саду. Мне нравилось танцевать танцы разных народов - украинские, латышские, грузинские, русские… Мне нравилось импровизировать под музыку, это было здорово. Поступил в Рижскую школу хореографии. В десять лет начал участвовать в спектаклях Рижского театра оперы и балета. 

- Вы прошли немало испытаний, реализовали множество крупных и малых проектов. Откуда Вы черпаете физическую и духовную силу? 

Каждый человек сталкивается с различными вызовами и испытаниями. И до сих пор они меня не обходят. Надо быть готовым достойно принимать такие вызовы. Это аксиома. Я чувствую себя счастливее, когда жизнь ставит перед тобой проблемы, для их преодоления надо иметь достаточно энергии и выносливости. Я думаю, что каждый человек получает это от своей семьи, друзей и окружения. 

- Вам нравится на сцене делиться своей жизнью со зрителями? 

Мне нечего скрывать. Моя личная жизнь - это моя личная жизнь, а на сцене я не могу спрятаться. Я миллион раз цитировал Марту Грэхем, которая говорила: «Тело не может врать». Когда наблюдаю идущих по улице людей, понимаю, что это за люди по тому, как они двигаются. Когда человек движется на сцене в течение часа, можно понять его личность. 

- Как Вы думаете, что больше всего привлекает зрителей в Ваших спектаклях? 

- Может, любопытство, желание посмотреть, что будет на этот раз? Другие хотят тех или иных развлечений. Я выхожу на сцену подготовленный, но иду в неизвестность. Иногда мне удается, а иногда не совсем, но это театр. И это всегда надо помнить. Танец или музыка - это жизнь, и это то почему ты на сцене. Иногда я неправильно произношу слова, иногда на секунду забываю текст. 

- Как Вы думаете, художником рождаются или его нужно в себе пробудить? Как было у Вас? 

-Художником становишься постепенно. Конечно, было бы хорошо двадцатилетнему иметь менталитет пятидесятилетнего. Возможно, это помогло бы избежать многих ошибок: не нужно много работать, много танцевать. Но все делают ошибки: и старый и малый. 

- Вы как художник учите ли других, как стать свободным? 

- Думаю, да. А еще пытаюсь научить, как быть честным, найти красоту в очень простых, прозаических вещах, познать доброту. Гуманизм есть и в самых брутальных проявлениях искусства. Новый театр становится все более эклектичным и разрушительным. Может быть поэтому бытует мнение, что все уже было достигнуто в театре, все написано. Поэтому предлагается делать все наоборот, перевернув все с ног на голову. Каждое движение рассказывает обо всем и это ценно. В театре и кино вернемся к простоте, потому что она ведет в глубину, в человеческую душу. Может быть для этого нужно быть более образованным? Возможно, так. Я не ученый. 

- Почему Вы не стали учителем? 

- К сожалению, я слишком нетерпелив. Теперь терпеливее, чем 15-20 лет назад. Когда я был руководителем «Американской балетной труппы», допускал некоторые ошибки, потому что я был нетерпелив к танцорам, я хотел увидеть результат быстрее, раньше. 

- Сегодняшний эклектизм в искусстве, на Ваш взгляд, имеет положительное или отрицательное значение? Как вы оцениваете тот факт, что нет более чистой формы искусства? (Цирк появляется в театре, актеры играют в балете, привлекаются видеопроекции и т. д.). 

-Если эти элементы умно связаны с четкой идеей, может быть и неплохо. В экспериментальных театрах летают актеры, летают дроны, все меняется каждые несколько секунд, мелькают видеопроекции, что-то вроде Cirque du Soleil. Часто стараются только удивить публику. 

Бродский и Барышников

- Каково, по Вашему мнению, место искусства и его назначение в современном мире? 

-Искусство, похоже, пришло от религиозных обрядов, церемоний: пение, движение, рисование на камнях, скульптуры, архитектура. Люди не делали бы это из чисто практических соображений. Им это доставляло определенное удовольствие. Движение вокруг огня согревало их. В конечном итоге, эти действия стали религиозными церемониями, таким образом определенная форма искусства была создана Библией, Кораном и т. Д. Думаю, мы не могли жить без всех этих вещей - без книг, спектаклей, музыки и т. д. 

Я знаю всю историю сталинизма. Теперь есть более страшные вещи, чем те, о которых говорил Джордж Оруэлл. Мир усовершенствовал зверства и пытки. Теперь так ведут себя с иммигрантами ... Я оставил СССР, чтобы стать свободным гражданином. 

- Что Вас как художника злит? 

- Я злюсь на себя, что сразу не отказался от той или иной роли, подготовка которой отнимала у меня много времени. Возможно, переоценил свои силы. Это хороший урок. Слава богу, в последние годы мне удавалось участвовать в проектах замечательных творцов. Я думаю, что в последнее время мои выборы были более правильными. В ближайшее время намечено несколько проектов. Только бы здоровье позволило их осуществить. Я чувствую, что у меня все еще есть возможность сделать это. В последние 4-5 лет я выступил в 400-500 спектаклях. 

Меня очень злит наш президент. Некоторые мне говорят: «Не обращай внимания, не думай об этом». Это не в моих силах. Я думал, что буду жить в самой замечательной, прогрессивной, демократической стране, частью которой я был бы. И теперь ужасаюсь. 

- Какие художественные проекты сегодня являются источником Вашего вдохновения? 

- Я испытываю наибольшее удовольствие, когда удается прикоснуться к сердцам зрителей. Это и вдохновляет дальше творить. 

- Какие у Вас есть идеи и планы на будущее? 

- Возможно, сыграю в еще одном спектакле А. Херманиса. Будет еще несколько других спектаклей. Сыграю в Таллинне, Вильнюсе, Каунасе, Софии, Вене, Будапеште, в разных других городах.. 

- Что пожелаете начинающим художникам? 

- Быть терпеливыми и понимать, что вы можете дать зрителю. Кажется, особенно в классическом танце, молодые танцоры стремятся произвести впечатление только техническими способностями и не очень думают, что они хотят сказать танцем. Желаю не бояться быть другим. Иногда зрители поощряют артистов быть такими, какими они хотят их видеть, поэтому танцоры, пытаясь угодить, понравится демонстрируют супертехнику прыжками, поворотами и т. д. Это становится похожим просто на гимнастику. Пусть они будут мыслящими, рациональными, разумными, и осознающими, что дух, а не технические навыки, оказывают влияние на зрителей. 

- В жизни Вам пришлось испробовать разные художественные формы. Какая из них ближе всего к Вашей душе? 

-Не знаю. К такой могу отнести спектакль «Бродский / Барышников». Это и действие, и движение. Все хотят, чтобы я двигался независимо от моего возраста (70 лет), зрители хотят видеть меня танцующим. Я больше не могу танцевать. Я не хочу умереть на сцене! Если нужно движение, я двигаюсь, но не потому, что я когда-то был танцором. Танец был самой близкой формой искусства для меня, просто волшебством. 

- Что лично для Вас значит спектакль «Бродский / Барышников»? 

-Психотерапия! В последние годы я играю один, играл три или четыре раза в неделю, чтобы сохранить свою память, ясный ум. Много чего происходит на сцене, и я должен быть точным. Каждый раз я пытаюсь передать текст по-новому, я не позволяю себе повторять день за днем одно и то же. Для меня честь работать с текстами И. Бродского, они становятся частью меня. 

- Что бы Вы хотели передать зрителям Каунаса и Вильнюса? 

- Это большая ответственность выступать здесь, зная, насколько сильно Иосиф любил Литву, Вильнюс и своих друзей. Он был очарован католицизмом, несмотря на то, что он был агностиком. Почитайте его «Рождественскую поэму»! Он писал о христианстве, Марии, Иисусе, Звезде! Он - русский еврей, а его мать - виленчанка. Может быть, он унаследовал гены матери? 

- Думаю, Вам известно, что Бродский написал «Литовские дивертисменты» - он чувствовал ностальгию по Литве? 

- Да, он был влюблен в Вильнюс. 

- Сердечно благодарю вас за уделенное время, открытость, ценные мысли. 

* * * 

Встреча с актером Михаилом Барышниковым в Каунасе состоится уже 8 января, в Вильнюсе 11-12 января

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *