«ЩЕЛКУНЧИК» — МНОГО БАЛЕТОВ ХОРОШИХ И РАЗНЫХ — Балет 24

«ЩЕЛКУНЧИК» — МНОГО БАЛЕТОВ ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Декабрь - месяц "Щелкунчиков". В афише любого российского театра под конец уходящего года всегда появляется этот неумирающий балет. Меня, еще маленькую девочку, на "Щелкунчика" в Большой привела бабушка, 31 декабря. Танцевали Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Впечатление от спектакля было такое, что я не могла выйти из сказки до утра, во мне все сопротивлялось возвращению в реальность. Дома ни с кем не разговаривала, чем очень обеспокоила своих родителей. С тех пор утекло много воды... Но в канун каждого нового года до сих пор меня приятно наполняет теплая сказочная волна ожидания счастья, поднятая в детстве удивительным балетом.

А какие сейчас "Щелкунчики" дают в российских театрах? Посмотрим?

 

Мариинский театр

Зрителям Петербурга повезло, так как они могут увидеть две версии балета «Щелкунчик» в Мариинском театре.

Мир одно из «Щелкунчиков» создан художником Михаилом Шемякиным. Шемякин не только рисовал эскизы костюмов и декораций, он придумывал образы персонажей, диктовал хореографу характер их пластики, и все причудливые превращения этой театральной сказки – плод его фантазии.

Валентин Барановский. https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/ballet/shelkun1

«Задача новой постановки "Щелкунчика", – говорит Шемякин, – вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, странностями и перевоплощениями; соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского. И в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое. Обычно плюшевые мышата в многочисленных постановках не в состоянии вызвать у современного ребенка ни страха, ни симпатии. Уже начиная с 1920-х годов, мыши были заменены на крыс (в частности, у Федора Лопухова гофмановские Мышильда и ее сын превращены в крыс), ибо их поведение и в сказке, и в балете напоминает больше поведение крыс, этих странных и загадочных существ. В своей постановке я решил их "очеловечить". Это королевская семья, крысиная аристократия, военные и простой народец».

Валентин Барановский. https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/ballet/shelkun

В 1934-м в афише Маринки появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи, приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного действия. «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», – писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со сцены уже более восьмидесяти лет.

https://www.mariinsky.ru/


 

Самарский театр оперы и балета

«Щелкунчик» в САТОБ идет в постановке Кирилла Шморгонера, премьера которой состоялась 28 декабря 2011 года (Дирижер-постановщик – Александр Анисимов, художник-постановщик – Мария Вольская ,художник по свету – Елена Капунова).

Балетмейстер Кирилл Шморгонер в своей постановке старался показать, как Маша во сне становится взрослее, узнает, что ее сердце способно на любовь, самоотверженность и верность. В первом акте она ребенок, во втором девушка, встретившая своего принца, а потом снова ребенок, которому все это только приснилось. Дроссельмейер следует за Машей на протяжении всего спектакля и ставит ее в определенные обстоятельства, которые она должна преодолеть.

Партии Щелкунчика-куклы и Щелкунчика-принца исполняют два разных взрослых солиста, а Машу-девочку и Машу-девушку – одна и та же балерина.

В дивертисменте второго действия восточная красавица выезжает на слоне, русский танец исполняют бойцовские петухи, а испанский представляет собой состязание танцовщика-тореадора с быком-танцовщицей. Пастушки представлены фарфоровыми статуэтками.

http://opera-samara.net/


 

Приморская сцена Мариинского театра

На Приморской сцене Мариинского театра «Щелкунчик» представлен в выразительной хореографии Эльдара Алиева, которая опирается на оригинальный сценарий Мариуса Петипа. Помогают в создании атмосферы праздника работы признанных во всём мире мастеров сценического искусства: яркие костюмы Галины Соловьёвой и великолепная сценография Семёна Пастуха.

               Геннадий Шишкин. Архив театра.

Любимые персонажи из сказки Гофмана и массовые танцы, мгновенные перемены декораций и волшебные спецэффекты — в этом спектакле есть всё, чтобы навсегда влюбить зрителя в балет. Критик Ольга Розанова https://vlad.mk.ru/articles/2015/02/11/primorskogo-shhelkunchika-ocenili-v-peterburge.html

  решающим достоинством приморского «Щелкунчика» назвала художественную цельность постановки, гармоничное сочетание в ней традиций классического танца и новой, тактичной и остроумной корректировки привычного сюжета.

В этом году «Щелкунчик» Приморской сцены Мариинского театра празднует свой первый юбилей: уже пятые новогодние каникулы публика всех возрастов проведёт в атмосфере настоящей сказки.

https://prim.mariinsky.ru/


Большой театр

Либретто балета написано хореографом-постановщиком Юрием Григоровичем по сказке Гофмана "Щелкунчик" с использованием мотивов сценария Мариуса Петипа.

https://www.bolshoi.ru/


Нижегородский театр оперы и балета

Либретто балета написано Ниной Дьяченко по мотивам либретто Мариуса Петипа по сказке Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Хореография заслуженного артиста РСФСР Василия Вайнонена и заслуженной артистки РФ Нины Дьяченко.

http://operann.ru/


Красноярский театр оперы и балета

В театре идут две версии "Щелкунчика" - спектакль местного хореографического училища и собственно самого театра. Либретто Мариуса Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана, хореография — Василия Вайнонена, Сергея Боброва.

 

http://krasopera.ru/


Михайловский театр

«Щелкунчик», поставленный Начо Дуато, стал «подлинным прощанием хореографа с Россией». В соавторстве с французским художником Жеромом Капланом испанский хореограф «создал оммаж городу, который поразил его своим величием, артистами и зрителями». Действие балета его создатели перенесли в предреволюционную Россию, в Серебряный век русской культуры. После премьеры критики отмечали, что «Дуато не играет в классику, а всерьез старается следовать ее стилю и строгому канону», восхищались «свободным дыханием пластики» и «яркими находками» хореографа, который в работе над балетом был захвачен «подлинным вдохновением».

 

https://mikhailovsky.ru/


Пермский театр оперы и балета

В преддверии Нового 2018 года театр выпустил мировую хореографическую премьеру — балет «Щелкунчик» Петра Чайковского в авторской версии главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко. 
— Сложность постановки в том, что это классический «Щелкунчик». Когда ты делаешь современную версию того или иного классического произведения, твои руки развязаны, ты свободен в выборе интерпретации. Здесь же я жестко ограничен классической формой, которая должна быть сохранена, но в этих рамках хочется сделать какие-то собственные музыкальные и сюжетные открытия.

 

https://permopera.ru/


Музыкальный театр Карелии

Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» - самый популярный спектакль в нашем репертуаре. Феерическая, поражающая красотой танцев, динамикой действия, красочностью костюмов и декораций постановка Кирилла Симонова вошла в число лучших российских спектаклей для детей и юношества по итогам сезона 2009/10 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://mrteatr.ru/


Ростовский музыкальный театр

Немного закулисной жизни или - как создается волшебство сказки. Балет "Щелкунчик" в театре идет в постановке Алексея Фадеечева.

 

 

https://rostovopera.ru/


 НОВАТ

В театре балет "Щелкунчик" идет с хореографией Василия Вайнонена в постановке Игоря Зеленского. 

 

https://www.novat.nsk.ru/


Кремлевский балет

Балет - сказка по либретто М. Петипа в новой редакций Андрея Петрова.

 

https://kremlinpalace.org/


Бурятский театр оперы и балета

 

 

Театр 20 декабря готовит премьеру сказки "Щелкунчи". Балет с хореографией Василия Вайонена, балетмейстер-постановщик Морихиро Ивата.

 

 

http://uuopera.ru/


 

«ЩЕЛКУНЧИК» — МНОГО БАЛЕТОВ ХОРОШИХ И РАЗНЫХ: 4 комментария

  • Декабрь 5, 2018 в 11:42 пп
    Permalink

    Вот как выглядит первоначальное либретто.

    Пролог.
    Заброшенный темный пустырь. В гробу из ореховой скорлупы лежит фея Драже, покрытая конфетным фантиком. Дроссельмейер и Щелкунчик-кукла — единственные, кто оплакивают ее. .

    Четыре мыши требуют у Клары открыть их войску двери дворца.
    Оскорбленный президент Зильберхаус вместе с женой и дочерью покидает бал.

    Сцена третья.
    Комната в доме Зильберхаусов.
    Клара грустит. Она разбивает локтем стеклянную дверь шкафа и хочет вскрыть себе вену осколком стекла.

    Действие второе.

    Сцена первая.
    Заштатный кабак.
    Игрушечные солдатики празднуют новый год. Мыши во главе с королем агитируют их перейти на свою сторону. Мышильда повсюду сует свой нос.
    Игрушечный зайчик просыпается и ударяет в барабан. Начинается сражение солдатиков и мышей. Все убиты.
    Из-под стола выползает следивший за всем Дроссельмейер. Мышильда передает ему свои записки.

    Сцена третья.

    Президент Зильберхаус дарит своей жене веник вместо букета, за что получает пощечину.
    Фея Драже просит Дроссельмейера сообщить подробности произошедшей битвы. Дроссельмейер зачитывает записки Мышильды.
    Клара под действием орешков и под впечатлением от записок воображает себя лошадью и скачет до тех пор, пока не падает в судорогах.

    Действие третье.
    Сцена первая.
    Королевская конюшня.
    Фея Драже, принц Коклюш, Зильберхаусы, прекрасный принц, превратившийся обратно в Щелкунчика-куклу, и прочие ходят из стороны в сторону и размышляют, что делать с загнанной Кларой.
    Зильберхаус достает пистолет и пристреливает дочь.Фея Драже предлагает принцу Коклюшу покончить с собой.

    Сцена вторая.
    Гардеробная.
    Фея Драже и принц Коклюш танцуют Па-де-де, после чего фея Драже уходит в платяной шкаф. Раздается выстрел. Принц Коклюш в ужасе сбегает, больше о нем ничего неизвестно.

    Эпилог.
    Заброшенный темный пустырь. В гробу из ореховой скорлупы лежит фея Драже, покрытая конфетным фантиком. Дроссельмейер и Щелкунчик-кукла — единственные, кто оплакивают ее.

    Ответ
    • Декабрь 6, 2018 в 9:24 дп
      Permalink

      прекрасно)) можно повесить на сайт? а как подписать?

      Ответ
  • Уведомление: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЛИБРЕТТО «ЩЕЛКУНЧИКА» )) — Балет 24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *