«В НАШИХ РЕАЛИЯХ МЫ БЬЕМСЯ ЗА КАЖДОГО АРТИСТА» — Балет 24

«В НАШИХ РЕАЛИЯХ МЫ БЬЕМСЯ ЗА КАЖДОГО АРТИСТА»

ИСТОЧНИК: https://musicseasons.org/

Интервью с главным балетмейстером Ростовского государственного музыкального театра Иваном Кузнецовым. Беседу ведет Роман Володченков.

Балетную труппу Ростовского музыкального театра сегодня возглавляет один из самых молодых и перспективных балетмейстеров России Иван Кузнецов. Его биография напоминает стремительный путь с неожиданными поворотами. В 2006 году Кузнецов окончил Московскую государственную академию хореографии по классу Юрия Васюченко, затем танцевал в Венской опере и Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, а в 2009 году стал ведущим солистом Новосибирского театра оперы и балета. Полученная профессиональная травма существенно повлияла на жизнь артиста, который после успешной танцевальной карьеры занялся новой для себя деятельностью хореографа-постановщика и организатора балетных гала-концертов. В 2017 году Иван Кузнецов стал главным балетмейстером Ростовского музыкального театра.

Беседа с Иваном Кузнецовым состоялась в Москве, где 12 и 13 ноября прошли выступления Ростовского театра в рамках масштабной программы III Всероссийского фестиваля «Видеть музыку».

Иван, сколько по времени Вы уже являетесь главным балетмейстером Ростовского музыкального театра?

17 ноября у меня будет юбилей – целый год!

Расскажите историю своего назначения на эту творческую должность.

Никакой особой истории не было. Я давно задумывался о такой возможности – поработать с балетной труппой в качестве руководителя. Еще с того момента, как получил серьезную травму, восстановился и начал заниматься организацией концертов. Тогда пытался проявить себя с разных сторон, начиная с подбора состава участников концерта и определения его программы и заканчивая налоговой отчетностью. То есть, всем полностью занимался сам. О шансе возглавить балетную труппу только мечтал. А потом сложились обстоятельства. Оказался в нужное время в нужном месте. С директором театра у нас было три собеседования, после третьего мне предложили контракт.

Наверное, были и другие претенденты? Как Вы сами думаете, почему выбор остановился на Вас?

Генеральному директору Ростовского музыкального театра Вячеславу Митрофановичу Кущёву было важно понять мою зрелость и разобраться, какими рычагами я собирался пользоваться в своей работе. Ему было необходимо понять мое видение, то, в каком направлении мы вместе должны работать в ближайшие год-два. Мы с ним много общались, советовались. Я ему сказал свое мнение. Думаю, театру была нужна свежая кровь после того, как оттуда ушел последний главный балетмейстер.

Должность в Ростовском музыкальном театре так всегда звучала – главный балетмейстер?

Да, так здесь было заведено. Не художественный руководитель, а главный балетмейстер. По сути в мои обязанности входит тоже самое, чем занимаются и худруки других балетных театров.

А что в Ваши полномочия входит?

Дисциплина труппы, высокое качество исполнения всех репертуарных спектаклей, приглашение новых артистов и звёзд балета, выпуск премьер и подбор хореографов под эти премьеры. И у самого есть обязанности ставить спектакли. Помимо этого, огромный объём административной работы, поскольку на сегодняшний день директора у балетной труппы нет. У меня есть помощники, но, всё равно, процесс взаимодействия до сих пор настраиваем. В плане организации правильных условий работы для артистов были проблемы, которые мы шаг за шагом решаем. Одна из них – вопрос с поставкой пуантов. Раньше балерины получали всего по две пары в год! Сейчас это количество мы увеличили в четыре раза, выйдя на официальных представителей фирмы «Gaynor Minden». Получили от них хорошее индивидуальное коммерческое предложение и заключили контракт, по которому работаем уже в течение сезона. Удалось «выбить» покрытие для балетных залов, что было просто необходимо, поскольку наш линолеум стал очень скользким, и за полгода у нас случилось три травмы. Так, по совету коллег из Мариинского театра, мы заказали пол у известной венгерской компании «Grabo».

Мне кажется, Вы очень скромно себя преподносите. За год работы в театре Вам удалось разрешить не только важные административные вопросы, но и сделать творческую жизнь балетной труппы более интересной. Так, Вы в качестве хореографа успели поставить два спектакля – «Цвет» на музыку Жоржа Бизе и «Коктейль „заводной пируэт“» на музыку американского композитора Луи Моро Готшалка.

Мы еще выпустили «Баядерку» Л. Минкуса! Правда, здесь мое участие свелось к минимуму.

И это все при том, что сегодня на новые постановки провинциальным театрам выделяют не так много финансовых средств! Не редко наблюдается такая картина: в сезон одна оперная премьера и одна балетная.

Нам повезло больше, чем другим театрам. Благодаря нашему директору мы получили грант на постановки и за счёт его больше возможностей для творчества. Так, с начала этого сезона мы выпустили «Хованщину» М. Мусоргского, через неделю мой «Коктейль», потом ещё через неделю представили новую симфоническую программу, а через три дня на камерной сцене выпустили «Хануму» на музыку Г. Канчели. То есть, у нас уже за месяц четыре премьеры! В этом плане театр поражает своей производительностью. И наша задача, чтобы за ней не падало качество.

Когда пришли в театр у Вас уже была какая-то конкретная программа действий? Что было, когда Ваши планы столкнулись с реальностью? Насколько пришлось проявить гибкость в работе с новым коллективом?

Придя в театр, у меня сложилось ясное впечатление, как тут все нужно устроить. И я четко понимал, что некоторые планы уже сверстаны до меня, и надо было просто подстраиваться под них. Как в случае с «Баядеркой», где моя работа свелась к обеспечению чисто организационных процессов. За постановку отвечала Юлиана Малхасянц. Она большой профессионал в творческом и политическом смыслах. Ей я очень благодарен за тот опыт, который вынес из совместной работы.

А столкновение с реальностью оказалось достаточно жестким. Скажу так, через полтора месяца после начала работы я чуть было не уволился. Пока не понял, что свое эго нужно отодвинуть куда подальше, и важно проявить к труппе другой подход. Ростовский театр – это не Большой и не Мариинский театры, где можно прийти и сделать резкое замечание: «Если вам не нравится, то увольняйтесь!». В наших реалиях мы бьемся за каждого артиста. Поскольку из-за обилия в столицах разных балетных компаний, многим танцовщикам за не очень качественную работу на гастролях платят неплохие деньги. И вот они рушат региональный рынок практически полностью. А чтобы нам своих артистов уберечь от этого, приходится проводить большую работу.

А сколько артистов в балетной труппе Ростовского музыкального театра?

81 человек. В прошлом году мы набрали в труппу 17. Не сказать, что все они звёзды. Кто-то пришел, поработал два месяца, осмотрелся и понял, что не справляется с данной нагрузкой. Некоторые думали, что сразу начнут танцевать ведущие партии, а приезжают и видят, что здесь неплохой уровень и своего нужно добиться. Кто-то разворачивается, собирает вещи и уезжает. Далеко не все готовы бороться. Не у всех на это хватает характера.

У нас есть очень хорошие артисты! И те, кто уже давно служит в театре и стал настоящим мастером сцены. Так, практически вся яркая карьера балерины Екатерины Кужнуровой состоялась в Ростовском театре, и до сих пор она в очень хорошей форме. Японка Мари Ито – замечательная техничная балерина! Анастасия и Денис Сапрон – прекрасная пара ведущих солистов! И новенькие. Вот, из Казани к нам приехала Камилла Исмагилова – очень работоспособная артистка. Она уже станцевала Принцессу Флорину, сольную партию в па-де-труа в «Лебедином озере», сейчас готовит Белоснежку. Из Екатеринбургского театра оперы и балета приехал Субедей Дангыт. Он солировал в па-де-труа, станцевал Альберта, сейчас готовится к «Баядерке». Выпускница Академии им. А.Я. Вагановой Алина Гольтяпина делает огромные успехи, за короткий срок она станцевала партию Никии и Жизель на очень хорошем уровне! Много и других, по-настоящему талантливых ребят, но не все в себя верят. Пока.

До Вас в театре главными балетмейстерами были Алексей Фадеечев, а затем Марк Перетокин. К периоду Фадеечева отношусь положительно. Видел его «Корсар», который считаю удачной постановкой. Сохраняются ли в репертуаре спектакли Ваших предшественников, и каково Ваше отношение к их творчеству?

Алексей Николаевич Фадеечев работал в период становления балета в Ростове-на-Дону. И тот материал, с которым он здесь работал, не позволил ему максимально раскрыться. Поэтому в его балетах достаточно много компромиссов. Но, в независимости от моего личного отношения – нравится, или не нравится – уверен, что необходимо чтить и уважать наследие, сохранившееся в нашем театре после него. Так, мы сейчас восстанавливаем «Корсар» Фадеечева, который не шел у нас целый год. А в следующем сезоне планируем восстановить другой его балет ˗ «Гамлет» на музыку Д. Шостаковича.

С «Корсаром» понятно – это классика. А «Гамлет» – интересная работа, но пойдут ли на него зрители?

Пойдут. «Гамлет» ˗ хорошее название. Точно так же, как и «Драма на охоте» по А.П. Чехову, на которую зрители ходят. На данные спектакли я не могу не обращать внимания. Это уже история театра. С «Корсаром», поскольку он еще недавно шел, мы постараемся справиться сами, а вот на «Гамлета» очень хочу пригласить Алексея Николаевича. Со временем любой постановщик многое пересматривает в своем творчестве и, возможно, под новых артистов Фадеечев что-то переставит. «Снегурочка» Марка Владимировича Перетокина постоянно в репертуаре, наши зрители очень любят этот балет.

Как ростовские зрители ходят в театр, насколько проявляется их интерес к балету?

Балет сегодня в России куда легче продавать, чем оперу. Такие названия, как «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» – они сами себя продают. И наш город не является исключением. В Ростове-на-Дону очень любят балет и постоянно ходят на балетные спектакли. Проблем с наполняемостью зала нет.

А сколько зрительских мест в театре?

Тысяча мест. И такое количество для любого театра, на мой взгляд, самое приемлемое. Так присутствует одновременно массовость и камерность. А когда численность зрителей больше, то театральная магия теряется.

«Цвет» и «Коктейль» ˗ одноактные, без особой сюжетной нагрузки балеты, которые Вам удались! Нет ли желания обратиться к постановке полнометражного сюжетного спектакля?

У меня есть, как минимум, два сюжета, которые хотелось бы воплотить на сцене. Но для этого нужно «набить руку». И с этим я не тороплюсь. Они у меня потихоньку зреют. Один спектакль вообще восьмилетней выдержки. Я его часто обдумываю, пишу и переписываю либретто, ищу режиссерское решение. Это мировая литература. Второй балет тоже связан с литературой – это Александр Дюма. На следующий сезон планирую классическую «Золушку» С. Прокофьева. Без всяких перемещений сюжета в прошлое или параллельный мир. Хочу хороший классический спектакль, но с одной, его отличающей изюминкой. В своё время мне очень понравилась «Золушка» Юрия Посохова в Большом театре, за счет того, что она получилась сказочная, и там есть классные режиссерские решения. Мечтаю о своей «Золушке». Это интересный и богатый музыкальный материал. Надеюсь, у меня получится.

Есть ли у Ростова-на-Дону реальные местные ресурсы, за счет которых пополняется профессиональный состав балетной труппы Музыкального театра?

При Ростовском колледже искусств с 2002 года существует хореографическое отделение. Оттуда выходят выпускники с квалификацией артиста балета. И руководят отделением солисты Ростовского музыкального театра. А его создание инициировал генеральный директор театра Вячеслав Митрофанович Кущёв. Он очень деятельный и прогрессивный руководитель. Именно он создал наш театр во всех пониманиях! И для Ростовского театра он делает всё. Кущёв же на базе Ростовского музыкального театра инициировал создание балетной труппы. Благодаря Вячеславу Митрофановичу в Ростове-на-Дону сегодня есть свой Балет.

Из Колледжа искусств мы каждый год принимаем артистов в свою труппу. Да, выпускники Колледжа еще не совсем могут конкурировать с теми, кто оканчивает Пермское или Казанское хореографические училища, и уж тем более, питерскую или московскую академии хореографии. Но, зато здесь сохраняется преемственность традиций и видна тяга к высокой культуре. С Колледжем искусств мы сотрудничали и будем продолжать сотрудничать.

Скажите, работают ли сегодня в Ростовском музыкальном театре педагоги, которых Вы привели с собой?

Нет! Изначально обозначил свою позицию, что буду стараться интегрироваться в ту систему, которая уже существует здесь. У меня была возможность привезти педагогов из Москвы. Но я не стал ей пользоваться. Для всех и так было шоком, что назначили такого молодого руководителя балета. Сегодня в Ростовском театре все педагоги на своих местах и профессионально справляются со всеми задачами. Спустя год, как я пришел в театр, нам удалось нащупать тот путь, по которому можно двигаться вместе.

Как развивается гастрольная жизнь балетной труппы?

В прошлом сезоне мы побывали на гастролях во Франции. И в этом году, в декабре-январе, наш балет поедет туда снова. Во Францию же мы ездили и с камерными программами на Дни Ростовской области в Париже. К концу сезона в честь 20-летия Ростовского музыкального театра намечаются гастроли на Исторической сцене Большого театра с двумя операми и нашим премьерным спектаклем – «Эсмеральдой» Владимира Бурмейстера. Его постановку готовят Маргарита Дроздова и Михаил Крапивин. Мне кажется, что с этим спектаклем мы сможем неплохо выступить.

В прошлом году в Ростове-на-Дону прошёл первый фестиваль «Лето балета». Расскажите об этом событии, кто стал его инициатором?

Это мой первый проект в Ростове-на-Дону. На него получилось пригласить разных именитых артистов, чтобы показать разные танцевальные школы. На Фестиваль с мастер-классом приехал Михаил Мессерер. Мне хотелось это сделать, и получилось хорошо! В театре поддержали идею провести и второй подобный танцевальный форум.

В этом сезоне Фестивалю мы присвоим имя великой русской балерины Ольги Спесивцевой, родившейся в Ростове-на-Дону. Один из спектаклей программы посвятим конкретно ей. Так, Спесивцева была одной из самых незабываемых исполнительниц в «Эсмеральде». Премьерой этого балета мы планируем открыть нынешний Фестиваль. В данный проект мне хочется включить и какой-нибудь современный спектакль, чтобы в атмосферу классики привнести немного модерна.

Балет по сути консервативен. И, чтобы в нем чего-то достичь, нужно постоянно там «вариться». Знаю, что Вы умеете отвлекаться от балета и совершенно свободно посвящать себя другим занятиям. Так, к примеру, свой выходной Вы отдаёте любимому хобби – картингу. Как Вам, в наш век ускорения, удается так переключаться от профессии и не циклиться на одолеваемых проблемах?

Есть люди, которые любят рыбалку или охоту. Я люблю автогонки. Для меня это важно и интересно. Сам теперь не гоняю, есть физические ограничения после травмы, да и время на все нужно. А приходя домой из театра стараюсь ото всего абстрагироваться. Когда дочка уже ложится спать, иногда у меня бывает свободный час, чтобы сесть за компьютерную приставку и уйти в какую-то свою нирвану за игрой в автомобильные гонки. Это меня успокаивает, и именно в этот момент ко мне приходят творческие мысли. Даже перестаю следить за тем, что происходит на экране. Ну, и конечно, за всеми перипетиями в российском и мировом автоспорте тоже слежу – в век социальных сетей это не составляет труда.

Вы молодой человек, и по своим годам и профессиональной форме еще могли бы танцевать долго. Но по Вам не скажешь, что Вы сожалеете о быстро ушедшей танцевальной карьере.

К своему танцевальному прошлому отношусь спокойно. Нет порыва вернуться. Единственное, что бывает, когда эго цепляет и начинаю сравнивать себя с другими танцовщиками: а вот я бы сделал это лучше, а вот здесь бы технически станцевал чище. Но реального желания выйти на сцену – такого нет. Мне куда больше удовольствия доставляет видеть результат своей работы на сцене: административный или как хореографа. Вот это нравится, и там настоящие эмоции.

На Ваш взгляд, классический танец имеет перспективы к дальнейшему развитию?

Нужны новые сюжеты, обращенные к хорошей мировой литературе, и государственная поддержка. А далеко ходить не надо, еще во второй половине ХХ века Кеннет Макмиллан и Джон Кранко создавали удивительно красивые спектакли, основанные на классической хореографии. Это пример того, что классическое творчество наших недавних современников может сегодня реально и полноценно жить. Важна поддержка и, в том числе, информационная. Ведь хороший спектакль без ярких отзывов и внимания СМИ может спокойно сойти со сцены и кануть во времени.

Беседовал Роман Володченков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *