ТЕРПСИХОРА ЗИЛ НЕ ОСТАВЛЯЕТ — Балет 24

ТЕРПСИХОРА ЗИЛ НЕ ОСТАВЛЯЕТ

Роман Володченков

Культурный центр ЗИЛ (в недавнем прошлом Дворец культуры завода имени А.И. Лихачёва) во все времена своего существования был одним из столичных центров хореографии. Для этого в его здании многое предусмотрели: большие и малые специально оборудованные репетиционные залы, уютную, удобно обозримую с разных зрительских мест, театральную сцену, бальный зал. А сегодня это ещё и отдельное пространство Зала-конструктора, организованного для экспериментальных танцевальных проектов (на его месте некогда находился кинотеатр).

Уникальный по архитектурному решению (проект братьев Л.А. и А.А. Весниных), многофункциональный Дворец ЗИЛа на Восточной улице Москвы привлекал немало выдающихся деятелей танцевальной культуры и всегда выполнял роль «труженика тыла» хореографии на фоне побед академических коллективов разной направленности. Здесь создала камерный ансамбль классического балета ведущая балерина Большого театра Ирина Тихомирнова. Дворец культуры ЗИЛ долгое время являлся базой для театра «Русский балет», возглавляемого народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым. ЗИЛ был свидетелем расцвета многих успехов замечательного народного ансамбля «Юный зиловец», руководимого Анатолием Трифоновым. Ансамблем и Школой бального танца здесь с 1976 года руководит корифей этого направления Бруно Белоусов. Вот уже более 35-лет в стенах зиловского центра развиваются и дают серьёзные профессиональные результаты Детский балетный театр и хореографический колледж «Школа классического танца» под руководством Геннадия и Ларисы Ледях. Геннадий Ледях – в прошлом ведущий танцовщик Большого театра, заслуженный артист России, лауреат Международных конкурсов, педагог и балетмейстер.

В наши дни в зиловском центре под одной крышей дружно соседствуют разные танцевальные коллективы и велика роль «Дома танца» (художественный руководитель – заслуженная артистка России Светлана Романова), появившегося в стенах Культурного центра ЗИЛ и занимающегося прогрессивными проектами, связанными с музыкой, балетом и разными танцевальными направлениями. Интересное, эксклюзивное и новое здесь происходит каждый месяц и порой не успеваешь уследить за быстрой сменой декораций жизни, как в ЗИЛе уже состоялось одно культурное мероприятие, а его сменило другое и на подходе третье с четвертым и пятым… Жизнь кипит и не сбавляет торопливого ритма. Но, так сегодня везде и всюду, где есть стремление убедить, доказать, открыть, сделать решительный шаг навстречу будущему.

Заметным событием в насыщенной танцевальной жизни Культурного центра ЗИЛ стал «Вечер современной хореографии», прошедший в самом конце ноября на сцене Зала-конструктора. Его инициаторами и организаторами стали «Школа классического танца» (ШКТ) и Студия современного балета (директор Лариса Ледях). Подобные вечера в постоянной практике «Школы», где классический танец, занимая ведущее положение, всё чаще и чаще отдает своё пространство для поисков нового в области модерна, contemporary dance и разных перфомансов. «Вечер» оказался чётко структурированным и воплотил в жизнь ясные задачи. Так, его первое отделение показало, насколько интересно может взаимодействовать классика с современными танцевальными направлениями и как неразрывны их связи.

Концерт начался с номера хореографа Любови Филатовой (в прошлом выпускницы «ШКТ») «На исходе лета», исполненного воспитанницами Студии современного балета и учащимися первого курса «ШКТ» Маргаритой Гладышевой и Анной Козиной. Его можно было назвать проще – «Бабочки», поскольку этих порхающих насекомых танцовщицы и изображали. Дуэт двух бабочек сразу заострил внимание на музыке А. Шнитке, с одной стороны показавшейся сложной для подросткового восприятия артисток, а с другой – точно соответствовавшей идее мимолетности лета. И последнее ощущение убедило в правильности выбора постановщика. Данный хореографический номер произвел впечатление мини-спектакля, а всё «сказанное» в нём увиделось в масштабе драматичной философской истории про быстротечность жизни, где бабочка – яркий и образный символ. В своей работе Филатова показала настоящее мастерство хореографа, нашедшего в классике свежие и не банальные идеи, в чём зрители смогли удостовериться, посмотрев и другой её номер – «Шутка» на музыку И.С. Баха, станцованный довольно техничной и координированной первокурсницей Маргаритой Гладышевой.

Поставленный на небольшой ансамбль девушек современный номер XXX (хореограф Андрей Коваленко a.k.a. Banzay BNΖ, работающий в стиле hip-hop & house dance) в необычных, похожих на рабочую одежду, с птичьей символикой костюмах убедил не сразу. Только ближе к финалу. На взгляд не посвященного в задумку постановки зрителя, костюмы контрастировали с пластической идеей таинственного, клубного по атмосфере номера. Но, возможно на это всё и было рассчитано! Поскольку одень танцовщиц в традиционные обтягивающие костюмы, сними с них маски и интерес к номеру поубавится. Однако, что касается хореографии, то обращение к такому танцевальному стилю видится полезным для совсем ещё молодых танцовщиц, только начинающих познавать многообразие пластической выразительности.

В Башкирской легенде о семи девушках Ф. Харисова «Ет кыз», колоритном номере в исполнении воспитанников Студии современного балета и учащихся «ШКТ», оказалось больше языческого, чем национального башкирского. Противоречий это не вызвало, так как в этой эстрадно-концертной постановке хореограф Денис Бородицкий ярче продемонстрировал темперамент, нежели характерность.

Второе отделение состояло из восьми работ хореографа Дарьи Сергиенко (также в прошлом выпускница «ШКТ»), привлекшей для исполнения воспитанников Студии современного балета, артистов театра хореографических миниатюр «Балаганчик» и мастерской современного танца «Silentium». Из всех работ постановщика особенно запомнились два перфоманса – «Система» и «Ж.О.Л.В.». Первый ˗ «Система» ˗ последовательно развивал идею внешне отстраненного, действующего по определенной схеме зомби-общества. Такую взрослую, зрелую по сути идею талантливо воплотили на танцплощадке совсем юные исполнительницы, а выразительным средством для них послужила свободная пластика. По форме совсем не классички девочки-танцовщицы смогли вовлечь публику в монотонную ситуацию с психологической установкой на неотрывное наблюдение. В результате зрители почувствовали себя частью созданного артистками, буквально сотканного из непрерывающихся движений, живого пространства. Своего хореограф явно достигла – её перфоманс оказал прямое влияние на разум и чувства и танцующих, и смотрящих.

«Ж.О.Л.В.» расшифровывается как «Жизнь. Обстоятельства. Люди. Взаимоотношения». Это поэтический перфоманс на музыку М. Рихтера и стихи Ю. Карабчиевского. Именно творчество, талантливое, глубокое и самобытное творчество русского поэта и прозаика Юрия Карабчиевского послужило ключом для понимания данного номера, позволило погрузиться в пластические размышления. Главная же удача перфоманса Сергиенко в соединении эстетического, театрального с поэзией жизни, понятной и доступной каждому человеку, а не только избранным.

Перфоманс – особая театральная форма, вид представления, близкий спектаклю, а не миниатюре, требующий определенного зрительского настроя, установления близкого контакта «актёр – зритель». Успех перфоманса определяется по его завершении, когда зрители, пережив катарсис, находятся в просветлённом состоянии, чувствует наполненность эмоциями, а не задаются противоречивыми вопросами. Успех любого перфоманса зависит от знаний и таланта постановщика. Но какими бы талантливыми не были перфомансы, существует предел их восприятия. Поэтому количество данных представлений в одной программе должно быть сбалансировано и не отяжелено другими современными номерами в похожей стилистике. Только в этом и видится недочёт в построении второго действия «Вечера современной хореографии». Его, как показалось, учли в последнем отделении, где были показаны три работы своеобразно мыслящего хореографа Ильи Карпеля (в прошлом выпускник «ШКТ»).

«Ками» (в исполнении Екатерины Умновой) и, особенно, «Весна ¼!» и «Milky Way» в стиле contemporary dance раскрепостили их участников – учащихся второго и третьего курсов «Школы классического танца», дали им возможность по-хорошему «оторваться» в танце, показать свои способности и передать позитивное настроение публике, с вниманием следившей за их пластическими метаморфозами. Финальная точка вечера была определенно поставлена в «Milky Way», где огромных размеров бумажный разукрашенный кит, подвешенный на колосниках сцены и медленно опускавшийся вниз, вдруг резко повалился на пол. Так, образно выражаясь, висевшее ружье выстрелило и, по задумке постановщика, привело к завершению не только отдельный номер, но и весь концерт.

Не заметить старательность и абсолютную включенность молодых артистов, участников «Вечера современной хореографии» было просто невозможно. Равнодушных здесь не оказалось. Особое же рвение и талант проявили танцовщицы Мария Хохлова, Анастасия Лисевич и Татьяна Богданова, откликнувшиеся на замечания постановщиков и раскрывшие свои индивидуальности.

В целом Вечер подарил яркие эмоции и показал, что танец в Культурном центре ЗИЛ продолжает развиваться, приносить свои плоды и на каждом новом этапе привлекает публику креативными и современными проектами. Этому активно содействуют и дирекция, и «Дом танца», и все зиловские педагоги, связанные с хореографией. Значительная роль в определении Культурного центра ЗИЛ, как учебно-просветительского центра, выпускающего профессиональных исполнителей, принадлежит Детскому балетному театру и хореографическому колледжу «Школа классического танца» под руководством Геннадия и Ларисы Ледях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *