ШЕДЕВРЫ В ПУАНТАХ — Балет 24

ШЕДЕВРЫ В ПУАНТАХ

ИСТОЧНИК: https://liter.kz/

Одноактные балеты «Шопениана» и «Шехеразада» теперь украшают репертуар Государственного театра оперы и балета «Астана Опера»

Сокровища мировой культуры – одноактные балеты «Шопениана» и «Шехеразада» выдающегося реформатора хореографического искусства Михаила Фокина теперь украшают репертуар Государственного театра оперы и балета «Астана Опера». Такой подарок в канун Дня Первого Президента преподнесла балетная труппа ведущего театра страны. 
Балетмейстеры-постановщики – народные артисты РФ Алтынай Асылмуратова и Андрис Лиепа – вложили всю душу в премьерный спектакль, который собрал невиданный аншлаг два вечера подряд. Как отмечает художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера», народная артистка РФ Алтынай Асылмуратова, ей бы хотелось собрать в этом театре все самое лучшее. 

– Много балетов мы посвящаем традиционной классике, в том числе великому мэтру хореографии – Мариусу Петипа, а также делаем поклон западным балетмейстерам: Кенниту Макмиллану, Роману Пети, но в XX веке одним из самых выдающихся постановщиков был еще и Михаил Фокин, спектакли которого должны идти в репертуаре столичного театра, наряду с другими мировыми сценами. Имея колоссальный опыт, основанный на традиции классической школы, Михаил Фокин развивал балет в разных стилях. «Шопениана» и «Шехеразада» – яркий тому пример, хотя стилистически они абсолютно разные. «Шопениана» – балет с оглядкой на прошлый век. «Шехеразада» – это неоклассика на гениальную музыку с восточной темой. Для реконструкции этого спектакля я пригласила народного артиста России Андриса Лиепу, с которым мы давно знакомы, определенное время работали вместе. Именно по его инициативе легендарные балеты Михаила Фокина стали восстанавливать, и он был одним из первых, кто взялся за это дело, – говорит Алтынай Асылмуратова.

О таком талантливом творческом союзе балетмейстеров-постановщиков стоило мечтать. Асылмуратова и Лиепа – это воплощение ответственности и большого таланта. Их творческое парт­нерство воплотило на сцене то, о чем мечтали в «Астана Опера». Ведь особая ценность премьеры состоит в том, что зритель сможет увидеть балеты, какими их подарил зрителю Михаил Фокин. Балетмейстеры Алтынай Асылмуратова («Шопениана») и Андрис Лиепа («Шехеразада») постарались воссоздать в постановках все хореографические нюансы, которые можно было уловить в хореографическом рисунке первоисточника. Премьера одноактных балетов прошла в рамках празднования 20-летия Астаны и под эгидой Министерства культуры и спорта РК.
Грезы 
Сама художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера», народная артистка РФ Алтынай Абдуахимовна выступила балетмейстером-постановщиком спектакля «Шопениана». В нем задействовано 24 артиста. В одноактном балете «Шопениана» Алтынай Асылмуратовой удалось в точности передать эксклюзивный фокинский стиль балета: от поворота головы, взгляда ведущих солистов до позиций рук и ног. Приглушенный свет с голубым оттенком придавал спектаклю большую романтичность. Сцена не была заполнена массивными декорациями, расписной задний занавес элегантно дополнял общую картину. За сценографию отвечал Виктор Караре, который создал ее на основе эскизов Александра Бенуа и Ореста Аллегри.

– Мы чтим историю, но без современных веяний никак не смогли обойтись: немного освежили художественную часть, работали со светом, его стало больше, потому что размеры нашей сцены отходят от реальности 1908 года. В этом спектакле преобладают мягкие декорации. Для их изготовления мы обратились к нашим 
итальянским партнерам. Высокопрофессиональные художники расписали вручную задний фоновый занавес, работы велись достаточно долго, потому что один живописный задник создается в течение месяца, это связано со слоями краски, которые должны высыхать поочередно, – говорит Виктор Караре.

Солисты балета продемонстрировали прекрасную музыкальность и синхронность движений, которые отрабатывали с ассистентами балетмейстера-постановщика – заслуженным артистом России Константином Заклинским и Еленой Шерстневой.
Непростую партию юноши замечательно исполнили Еркин Рахматуллаев и Олжас Тарланов. Каждый из артистов смог передать настроение мечтательности и чувство влюбленности. Яркий, виртуозный седьмой вальс одинаково прекрасно представили заслуженные деятели РК Мадина Басбаева и Айгерим Бекетаева. Одиннадцатый вальс воплотили Молдир Шакимова и Аделина Тулепова. Прелюд исполнили Марико Китамура и Анастасия Заклинская.
Трагический привкус любви
На пресс-конференции накануне премьеры журналистов интересовала творческая биография Андриса Лиепы. Когда отец – гениальный танцор Большого тетра Марис Лиепа, а мать – талантливая драматическая актриса Маргарита Жигунова, и когда с самого детства проводишь все свое время за кулисами, вполне естественно желание связать свою жизнь с балетом. В этом случае, как говорится, третьего не дано. Творческое начало во всем. Андрис Лиепа к тому же еще педагог, артист театра и кино. 56-летний Андрис Лиепа уже не в первый раз возобновляет балеты Михаила Фокина. Музыку к балету «Шехеразада» написал Николай Римский-Корсаков.
Как отмечают специалисты, она не была предназначена для балета, но Михаил Фокин услышал в ней идеально подходящие для танцев мелодии. По словам балетоведов, Фокин создал новый плас­тический язык в восточном стиле, отказавшись от классического танца, пуантов и условных жестов, характерных для старого балета, он передал действие и чувства позами и движениями. Надо отметить, что артисты виртуозно справились со своими партиями. 
Роль Шахриара представили Жанибек Иманкулов и Рахметулла Науанов. Зобеиду исполняли Анастасия Заклинская и заслуженный деятель РК Гаухар Усина. Шахезмана исполнили Ильдар Шакирзянов и Ерлан Жамбулаев. Золотой раб – одна из ключевых партий – была в первый премьерный день воплощена Бахтияром Адамжаном, во второй день в этой роли выступил Арман Уразов. Восточную тему в балете широко раскрыли сценографы Анатолий Нежный и Анна Нежная (костюмы в «Астана Опера» восстанавливала Елена Нецветаева-Долгалева), которые воплотили красочные декорации на основе эскизов выдающегося театрального художника Бакста.
Музыка чувств 
В «Шопениане» и «Шехеразаде» дирижером-постановщиком выступил Арман Уразгалиев.
– Творчество такого гениального композитора, как Шопен, не могло не привлечь внимания М. Фокина, который решил создать романтический балет в новом стиле. Его музыка романтическая, воздушная, тонкая и одновременно глубокая, наверное, нет ни одного человека, который бы не нашел бы в ней что-нибудь для себя. Безусловно, обращение к этому балету – это большой рост для нашей труппы. Что касается спектакля «Шехеразада», то Н. Римский-Корсаков написал Симфоническую сюиту «Шехеразада» по мотивам сказок «Тысяча и одна ночь» и сделал это меньше, чем за месяц. В этой музыке слышатся волшебные, безумные краски, раскаты волн, бури. Кроме того, он гениально сумел показать в ней Восток. Очень гармоничная музыка сразу же пришлась по вкусу балетмейстеру Михаилу Фокину. Сюита вошла в балет целиком, без купюр. Громадное значение здесь имеет солирующая скрипка, так как на нее ложится немалая нагрузка: сложная игра, требующая большого мастерства. Сольную партию для скрипки в балете «Шехеразада» в разные дни исполнят Каламкас Жумабаева и заслуженный деятель Казахстана, концертмейстер Симфонического оркестра «Астана Опера» Багдат Абильханов, – подчерк­нул маэстро Арман Уразгалиев. 

 


Мира Мустафина, 

фото предоставлено пресс-службой «Астана Опера», Астана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *