ЭРМИТАЖ, ТРЕТЬЯКОВКУ И БАЛЕТ — В РЕГИОНЫ — Балет 24

ЭРМИТАЖ, ТРЕТЬЯКОВКУ И БАЛЕТ — В РЕГИОНЫ

ИСТОЧНИК: http://www.theartnewspaper.ru/

В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».

В Севастополе и Владивостоке начались строительные работы на площадках будущих культурно-образовательных комплексов, в состав которых войдут филиалы Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Мариинского театра и другие объекты. Застройщик — компания «Стройгазмонтаж», связанная с Аркадием Ротенбергом. В Калининграде для аналогичного объекта ведется исследование грунтов. Еще весной о планах строительства ничего не было известно.

Впервые идею создания «культурно-образовательных комплексов», которые должны появиться в каждом регионе, высказал президент России Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию в марте этого года. Откладывать дело не стали — и уже летом главы регионов показывали президенту концепции будущих комплексов. Они похожи, как братья-близнецы, и семья, кажется, будет расти.

Культурный кластер во Владивостоке возникнет на двух площадках. В самом городе на улице Аксаковской должны появиться филиалы Музея искусства народов Востока, Русского музея, Третьяковки и Эрмитажа, концертный зал Мариинского театра и Высшая школа музыкального и театрального искусств. 

В сентябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о сносе зданий на месте будущей стройплощадки. Среди прочих под снос идет здание Архитектурного института Дальневосточного государственного технического университета, которое в 2016 году власти выставляли на торги за 894 млн руб.

На острове Русский появятся филиал Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, филиал Академии русского балета им. А.Я.Вагановой, интернаты и общежития для учащихся, жилой комплекс для преподавателей и артистов. Общая площадь застройки составит 123 тыс. кв. м, стоимость строительства — 30 млрд руб. За право проектирования музейного комплекса, как рассказала вице-премьер РФ Ольга Голодец в сентябре, боролись американское архитектурное бюро Asymptote Architecture Хани Рашида, ведущее строительство здания Эрмитажа в Москве, и бюро Speech Сергея Чобана. Его сотрудник на вопрос TANR ответил, что на данный момент в бюро «не располагают никакой конкретной информацией» о том, кто будет проектировать музейные комплексы, добавив: «На наш взгляд, конкурса не было».

В Калининграде планируется строительство аналогичного комплекса на острове Октябрьский, возле стадиона, появившегося к чемпионату мира по футболу. Во всяком случае, летом губернатор области Антон Алиханов показывал Владимиру Путину концепцию комплекса, который, по словам главы пресс-службы областного правительства, был «ровно такой же, как и на Дальнем Востоке». А 8 ноября глава региона назвал депутатам облдумы и ровно такую же сумму — 30 млрд руб.

Несколько иначе выглядит структура культурно-образовательного кластера в Севастополе. Там первым будет построен Музей обороны Севастополя 1941– 1942 годов, за создание которого давно борется местное ветеранское общество. Также губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников подчеркивал, что комплекс будет частью нового городского парка. В остальном набор стандартный: Русский музей, Третьяковка, Эрмитаж и непременно оперно-балетная часть. Как сказала Ольга Голодец, представляя концепцию комплекса Владимиру Путину, «любая столица начинается с театра оперы и балета».

Таким образом, можно говорить о масштабном проекте «окультуривания» регионов, причем по жестко контролируемой из центра модели. Для сравнения можно вспомнить так и не реализованную программу «Дома новой культуры» Министерства культуры РФ, одним из авторов которой был предприниматель Александр Мамут, или же попытку кардинального изменения культурной жизни провинции, предпринятую «Культурным альянсом» Марата Гельмана в 2011–2012 годах. Тогда при поддержке Дмитрия Медведева опыт проекта «Пермь — культурная столица» решили распространить на другие регионы и города: Ижевск, Самару, Тверь. В каждом регионе проходили бурные собрания, искали свою уникальную модель развития, спорили, кто что будет делать… Сегодня дискуссии не то чтобы исключаются — они не успевают возникнуть. В сентябре губернатор Приморского края Андрей Тарасенко обещал вынести проект культурно-музейного комплекса на общественные слушания, а сейчас уже идет строительство. Идея слушаний, видимо, исчезла вместе с губернатором. Не хочется загадывать, но кажется, что у живой и беспокойной культуры, создаваемой здесь и сейчас, осталось совсем мало шансов уцелеть в соревновании с культурой, привезенной из Москвы.

Строительство объектов финансирует созданный в мае фонд «Национальное культурное наследие», учредителями которого являются Третьяковская галерея, Эрмитаж, Большой и Мариинский театры. На презентациях всех трех мегапроектов, стоимость которых, судя по всему, около 90 млрд руб., подчеркивалось, что деньги в фонд пойдут не из бюджета. Откуда же тогда? Можно думать, что 15 ноября Государственная Дума РФ дала ответ на этот вопрос, приняв в третьем чтении закон, существенно улучшающий условия для российских меценатов. Для юридических лиц, поддерживающих культуру, введена серьезная льгота: сумму пожертвований можно включить в состав так называемого инвестиционного вычета и вычесть ее из налогов. Таким способом можно уменьшить налог на прибыль с 20 до 5%. 

Субъекты федерации могут сами составлять список организаций и фондов, пожертвования которым могут быть «засчитаны». Оговорено, однако, что учреждения культуры должны быть государственными, а фонды — созданными для финансирования госучреждений.

В итоге проблему финансирования строительства не трех, а хоть десяти 30-миллиардных комплексов (напомним, президент говорил о том, что культура должна прийти в каждый регион) можно решить, если несколько нефтяных корпораций направят три четверти своих налогов на это благое дело. Справедливости ради стоит заметить, что такое финансирование, будучи формально внебюджетным, все же возникает из средств, которые, вообще-то, должны были бы попасть именно в бюджет.
 Как бы то ни было, условия для прямого финансирования государственных культурных проектов, минуя все традиционные механизмы распределения средств, созданы. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *