ЩЕЛКУНЧИК: ДЕРЕВЯННАЯ КУКЛА, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БАЛЕТА И СИМВОЛ НОВОГО ГОДА — Балет 24

ЩЕЛКУНЧИК: ДЕРЕВЯННАЯ КУКЛА, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БАЛЕТА И СИМВОЛ НОВОГО ГОДА

ИСТОЧНИК: http://www.1tvspb.ru/

 

Этот герой гофмановской сказки в России считается одним из символов нового года, хотя придумали его вовсе не у нас. Игрушку, умеющую щелкать орехи, изобрели немецкие рудокопы еще 300 лет назад. О магии и чудесном превращении Щелкунчика сегодня на 1 канале/

Эту  игрушку знают практически в каждой стране. И везде ее связывают с Россией. И даже на  родине  Щелкунчика в Германии он, прежде всего, ассоциируется с музыкой Чайковского. Хотя на свет этот механический зубастик появился гораздо раньше, чем был написан балет. Еще в 18 веке один из рудокопов сделал деревянную  куклу-карикатуру на барона, которая впоследствии стала очень популярна у местного населения. И превратилась в главного персонажа сказки Гофмана.

Виктория Кён – Волонтер Русско-немецкого центра встреч:

о-немецки Щелкунчик нускнака..."

О том, как выглядел изначально Щелкунчик, сегодня можно лишь догадываться. Только вариаций его камзола сейчас существует порядка десяти. Хотя Гофман в своем произведении подробно описал этого персонажа, уверяет художник Антон Ломаев. Он работал над произведением  немецкого классика почти год, тщательно изучал не только историю игрушки, но и то время, когда была написана сказка.

Антон Ломаев – Художник- Иллюстратор:

се взялись изображать Щелкунчика в треуголке, что в принципе не соответствует Гофману.  Кроме лилового кафтанчика, золотых пуговичек, ясно сказано, что у него шапочка рудокопа..."

Иллюстрации Ломаева к сказке "Щелкунчик и мышиный король" стали частью литературно-музейного проекта "История одной книги" в детской библиотеке на четвертой Красноармейской. Здесь собрали больше двадцати различных изданий, посвященных знаменитой гофмановской истории. От  1934 до 2018 . Есть даже редкая миниатюрная версия.

Валентина Ситникова – Заведующая детской библиотекой МЦБС им. М.Ю.Лермонтова:

аленького формата уже относится к редкому изданию, посмотрите какая она красивая. По сути, здесь не столько иллюстрации, графика, сколько вот сама форма, размер и обложка."    

Отдельный стенд посвящен Щелкунчику в балете. Сказка Гофмана была любимым произведением  Чайковского в детстве. Он вынашивал  замысел одноименного балета много лет – и в 1892 году состоялся первый спектакль.  Сегодня  "Щелкунчик" для балетных артистов все равно, что "Гамлет" для драматических – канон, к которому нужно стремиться. Николай Цискаридзе  даже  поставил своеобразный рекорд: он выходил на сцену в Большом театре в "Щелкунчике" 21 год подряд, станцевав при этом партию принца 101 раз.

Николай Цискаридзе – Народной артист РФ, ректор Академии русского балета им. А.Я.Вагановой:

"Дело в том, что Григорович очень ревностно относился к тем исполнителям, кого вводили в балет "Щелкунчик" и в балет "Спартак", это две роли  он очень редко из новых составов давал..."

Этот балет Чайковского  стал своеобразным каноном и для многих музыкантов. Маэстру Дюку Элингтону потребовалось почти 30 лет, чтобы представить свои джазовые вариации на тему  "Щелкунчика". Петербургский хореограф Ольга Алферова решила соединить музыку русского и американского классиков в одном спектакле.   Интересно, что играют его полностью  дети.

Ольга Алферова – Хореограф, режиссер-постановщик:

 думаю, что сюжет "Щелкунчика" замечательно подходит , потому что есть противостояние злых сил, которые олицетворяют мыши, и светлых сил – сил добра..."

Каким бы ни был "Щелкунчик", это всегда история о чуде, где  зритель окунается в мир фантазий, в котором есть место всему – детям, родителям, игрушкам, сладостям, снежинкам, новогодним елкам, подаркам и, самое главное, мечтам, которые сбываются!

Ирина Товкалева. Даниил Кушнеревич. Таятьна Осипова. Владимир Пивнев. Первый канал. Петербург.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *